Выступление на ГМО
статья
В данной работе предложены приемы и практические задания для формирования математической грамотности у учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_gramotnostnoo_metodicheskie-rekomendatsii.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики
Начальное общее образование является фундаментом школьного образования, ведь именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.
Программа по математике на уровне начального общего образования направлена на:
- освоение начальных математических знаний;
- формирование функциональной математической грамотности обучающегося.
Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий становятся показателями сформированной функциональной грамотности.
Математическая грамотность, по словам А. А. Леонтьева, предусматривает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Главное место в уроке отводится деятельности детей, их умению мыслить, ставить перед собой цели и задачи, уметь высказывать свое мнение.
Главная наша цель - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Первый уровень (уровень воспроизведения) — это задачи, в которых требуется отыскать факты и методы, выполнить вычисления.
Второй уровень (уровень установления связей) задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики.
Третий уровень (уровень рассуждений) задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 1 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.
Приемы, используемые на уроках – это задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся.
Предлагаем рассмотреть задания по формированию математических компетенций, применяемых на уроках математики.
Моделирование заданий – представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.
- Какая могла быть текстовая задача?
27
18
- Вместе у Иры и Яны 10 конфет. Сколько у кого было конфет. Если у Иры больше, чем у Яны.
? = 10
После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение – сколько всего, вычитание – на сколько больше)
Нестандартные задачи (практической направленности)
- Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды?
- Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?
- В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?(методом подбора)
Практико-ориентированные задачи.
Особое внимание уделяем задачам, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.
В учебниках таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью.
Допиши единицы измерений(3 класс):
- площадь школьного пенала прямоугольной формы 180
- длина дорожки 50
- площадь кухни 12
- высота окна 145
- длина гвоздя 100
- высота дома 16
- рост школьника 1 360
Задача (3 класс)
Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.
Название тарифа | Цена 1 минуты разговора | Дополнительные условия |
«Детский» | 50копеек | Нет условий |
«Подарочный» | 25 копеек | После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту |
«Дружеский» | 15 копеек | До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек |
В этой задаче рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин.
Можно предложить узнать тарифы его компании связи, выбрать наиболее выгодный, если нельзя разговаривать во время уроков и в день есть финансовое ограничение. Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.
Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа и т.д.
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Практическое задание.
Задача № 1.
Внимательно рассмотрите билет в театр и займите указанное место.
Ответьте на вопросы, используя текст билета.
1.Какой адрес у театра?
2.Сколько стоит билет на спектакль?
3.Назовите дату спектакля.
4. Вы вышли из дома в 18 ч 05 мин. Путь до театра займёт 35 минут. Успеете ли вы к началу представления?
5.Название спектакля.
Ответьте на вопросы, используя текст билета.
1.Какой адрес у театра?
2.Сколько стоит билет на спектакль?
3.Назовите дату спектакля.
4. Вы вышли из дома в 18 ч 30 мин. Путь до театра займёт 45 минут. Успеете ли вы к началу представления?
5.Название спектакля.
Ответьте на вопросы, используя текст билета.
1.Какой адрес у театра?
2.Сколько стоит билет на спектакль?
3.Назовите дату спектакля.
4. Вы вышли из дома в 17 ч 30 мин. Путь до театра займёт 1ч.15 минут. Успеете ли вы к началу представления?
5.Название спектакля.
Задача № 2 «Покупка»
Весной любим блюдом бывает окрошка. Предлагаем вам сходить за покупками и приобрести все необходимые ингредиенты. Сейчас время около 11 часов утра и вы отправляетесь за покупками в магазин. Сегодня день недели вторник. Во вторник в некоторых магазинах действуют скидки. Вы взяли с собой 1 000 руб. и список необходимых покупок: огурцы, картофель, яйцо, колбаса, сметана, квас, пучок зелени. В микрорайоне находятся магазины, со следующими ценами на интересующий товар (см. таблицу).
Как вы думаете, в каком магазине вы сделаете выгодную покупку?
№ | Название магазинов | «Пятёрочка» +5 % скидка | «Магнит» +10 % скидка | «Монетка» |
Список продуктов | ||||
1 | Огурцы | 219 | 189 | 229 |
2 | Яйцо | 160 | 159 | 110 |
3 | Картофель | 85 | 80 | 81 |
4 | Колбаса | 379 | 359 | 349 |
5 | Зелень | 80 | 79 | 83 |
6 | Квас | 127 | 119 | 110 |
7 | Сметана | 77 | 79 | 84 |
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
На своих уроках я использую коллективные виды работ, потому что ни делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают мне объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. А я получила возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Я могу отметить, что используемые мною на уроках формы и методы работы способствовали развитию функциональной грамотности учащихся. Мои ученики показали достойный уровень личного саморазвития, они проявляют активную самостоятельность в приобретении знаний, они не боятся сделать ошибку, учатся решать учебные проблемы, которые я перед ними ставлю.
Главная наша цель - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Поэтому я пришла к выводу, что начатую работу по развитию математической грамотности нужно продолжать, использовать апробированные формы работы и виды заданий, а, следовательно, повышать качество знаний по предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....