Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ravzvitie_km.docx | 234.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках
в начальной школе
подготовила учитель
начальных классов
МАОУ СОШ № 19
Карнакова О.В.
Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум – передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). В течение прошлого учебного года эта тема являлась темой моего самообразования. На первом этапе я изучила имеющийся теоретический материал по этой технологии. Сейчас приступила ко второму этапу – активному использованию данной технологии на своих уроках. Считаю, что эта технология доступна всем заинтересованным и творческим педагогам.
Немного истории. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления, Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении, гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:
- дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
- роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
- критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;
- существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Что же такое критическое мышление? Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».
Подробнее остановлюсь на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.
Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Основные приемы и техники данной технологии представлены в приложении (Приложение 1, Приложение 2). Комбинируя их, могу планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости своих учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник имеет немаловажное значение для меня как педагога – я могу свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Комбинирование приемов помогает достичь и конечной цели применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли в полном объеме извлекать необходимую информацию из любого текста, могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни. Представлю краткое описание техник данной технологии в виде таблицы:
Описание техник технологии РКМЧП
Стадия (фаза)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний; задаю вопросы, на которые хочу получить ответ.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.
– Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
– систематизируют информацию до ее изучения;
– задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
– строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов;
– публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.
1. Составление списка известной информации по вопросу.
2. Рассказ-активизация по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Сохраняю интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.
– Читают или слушают текст, используя предложенные мной активные методы чтения;
– делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
-Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).
– Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.
3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Стадия рефлексии
Возвращаю учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно– следственных связей между блоками информации;
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах
– Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
– классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;
– своими словами выражают новые идеи и мысли;
– обмениваются мнениями друг с другом, аргумен-тируя свою точку зрения;
– анализируют собственные мыслительные операции и чувства;
– самооценка и самоопределение.
1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.
2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
3. Ответы на поставленные вопросы.
4.Организация уст-ных и письменных круглых столов.
5.Организация различных видов дискуссий.
6.Написание твор-ческих работ: пяти-стишия-синквейны,
7. Исследования по отдельным вопросам темы.
8.Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изу-ченной информации.
Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:
– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
– учитель должен верить в способности каждого ученика.
Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методы и приемы развития критического мышления
«Кластер» (слайд 4)
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
- вызов,
- осмысление,
- рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
«Таблица толстых и тонких вопросов» (слайд 5)
Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?
Зачем нужны вопросы?
«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:
- С помощью вопроса можно получить новую информацию.
- Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
- Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
- Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
- Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
- С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.
«Зигзаг» (слайд7, 7а)
Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг".
- Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем информации.
- Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.
- В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.
- В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
- В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся.
- В-шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр.
«Инсерт» (слайд 8)
Инсерт — что это такое?
Справка: Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления.
Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.
В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.
Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
- В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.
- Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.
- Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.
- В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".
- Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.
Когда использовать прием Инсерт?
Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).
Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.
Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.
«Дерево предсказаний» (слайд 9)
Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний".
Алгоритм работы с приемом
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.
«Круги по воде» (слайд 10)
Ключевое слово или понятие записывается в столбик. И на каждую букву учащиеся предлагают существительные или словосочетания по теме.
«Метод думательных шляп» (слайд 11)
Суть метода
Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Достоинства метода
Наглядность, простота освоения и применения.
Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Недостатки метода
Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка.
Большая психологическая нагрузка.
Ожидаемый результат
Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.
Дополнительная информация:
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
«Синквейн» (слайд 12)
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Правила построения синквейна
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
«Эссе» (слайд 12)
Эссе — небольшое сочинение по заявленной теме в свободной форме. Особенностью жанра является субъективная трактовка проблемы. Уверенное выполнение учащимися этого задания на экзамене требует длительной работы по формированию навыка выражения своих мыслей в письменной форме. Прием востребован на уроках литературы, русского языка, истории, обществознания, МХК. Как проводить работу по написанию эссе на уроке? Об этом — наша статья.
Можно выделить единый алгоритм написания эссе. Предлагаю следующий вариант:
- Учитель заранее отбирает тему эссе или высказывание (афоризм), соответствующее изучаемому материалу.
- На уроке проводится «мозговой штурм» по поводу проблемы, изложенной в высказывании. Отбираются предположения, о чем пишем? Здесь обратите внимание, что вычленяется проблема, а не отбрасывается мнение учащегося.
- Оговаривается время. Это может быть работа на 5-20 минут.
- Желающие могут прочитать перед классом свое эссе.
- После проверки учителем зачитываются лучшие сочинения на следующих уроках.
Это лишь некоторые из приемов, которые используются на уроках по развитию критического мышления на стадии осмысления. Важно одно — если вы решились внедрять приемы ТРКМЧП, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Технология развития критического мышления — целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добит...
Возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальных классах
Цель данной технологии:развитие аналитического, критического мышления.Даются некоторые виды работы....
Методическая разработка технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе
Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...
Статья «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе для учащихся с ОВЗ»
В статье описаны приемы критического мышления...
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе...