Роль учителя начальных классов в формировании личности школьников
статья
Учитель начальных классов — это первый человек, которого дети встречают в школе, и он для них становится олицетворением нового важного этапа в жизни. Это особая профессия, в обязанности которой входит не только передача детям знаний, но и множество других менее очевидных функций: знакомство учеников со школой, раскрытие творческих и умственных способностей школьников, объяснение детям правил поведения в школе и формирование у них правильной системы ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_nachalnyh_klassov_v_formirovanii_lichnosti_shkolnikov.docx | 13.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя начальных классов в формировании личности школьников
Учитель начальных классов — это первый человек, которого дети встречают в школе, и он для них становится олицетворением нового важного этапа в жизни. Это особая профессия, в обязанности которой входит не только передача детям знаний, но и множество других менее очевидных функций: знакомство учеников со школой, раскрытие творческих и умственных способностей школьников, объяснение детям правил поведения в школе и формирование у них правильной системы ценностей.
Рассмотрим каждую роль педагога начальных классов по отдельности.
Адаптация первоклассников к школе
Дети приходят Первого сентября в школу с трепетом и даже небольшим страхом. Ребенок понимает, что его жизнь меняется, потому что он повзрослел. Однако он не знает наверняка, что будут требовать от него в новом месте, будет ли там комфортно и безопасно, какие правила его ожидают. Ответы на все эти вопросы, прямо или косвенно, ребенок получает от своего первого учителя. Если первоклассник видит, что учителю можно верить и доверять, а в случае возникновения проблемы обратиться за помощью, то у ребенка создается благоприятное впечатление о всей школе и с большей долей вероятности ребенок будет посещать уроки с удовольствием.
В атмосфере комфортной дисциплины ребенку легче впитывать знания. Известно, что стресс мешает концентрации внимания и хорошей памяти.
В период адаптации особенно важно замечать, когда дети устали, и переключать их на другие задачи. Нервная система у первоклассников чаще всего не готова к длительным урокам, поэтому педагог старается добавлять динамические паузы, чередовать задания по сложности и целям и подключать в учебный процесс наглядные материалы.
Хорошо, если с самого начала ребенок почувствует, что учеба в школе ему по силам. Это создаст ощущение успешности и будет помогать ребенку не только во время всего обучения в школе, но и в построении будущей карьеры. Настоящий педагог сумеет найти, за что похвалить ребенка, а на ошибки укажет корректно, без осуждений.
Усвоение детьми базовых школьных знаний
Задача любого учителя — передать ученикам определенные знания, но учитель начальных классов несет особую миссию, потому что знания начальной школы являются базовыми. Очень важно, чтобы каждый ученик их хорошо понял и усвоил. Невозможно без них дальше учиться в школе. Нельзя решать задачи по геометрии или физике, если ребенок не умеет правильно складывать и вычитать. Нельзя понять Л. Н. Толстого или Ф. М. Достоевского, если у ребенка нет умения свободно читать и понимать текст.
При объяснении темы учителю важно установить контакт с учениками, завладеть их вниманием. Приучить детей на уроках внимательно слушать, не отвлекаясь на разговоры с соседом по парте или игры с ластиком. Конечно, первое время этого будет сложно добиться в силу небольшого возраста школьников, но педагог начальных классов — это тот человек, который умеет грамотно расставить границы дозволенного на уроке.
Знания должны подаваться в оптимальной для возраста детей форме. Младший школьник не выдержит урок, содержащий только теорию. Классному руководителю стоит разбавлять информацию наглядными материалами, видео, практическими примерами и даже играми. Дети любят, когда на уроке используются технические средства, например интерактивная школьная доска.
Внеучебная деятельность как важный инструмент построения взаимоотношений с учениками
Школа призвана не только дать человеку образование, но и помочь ему стать частью социума. В школе ребенок находит друзей, учится выстраивать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. Самое активное общение у школьников происходит не на уроке, а на внеучебной деятельности.
Дети очень любят внеучебные мероприятия: утренники, чаепития, конкурсы. На них одноклассники лучше узнают друг друга и сближаются, открывают в себе творческие способности, учатся публичным выступлениям. Если педагог придумывает разные сценки, танцы, развлечения, помогает детям с костюмами, старается вовлечь как можно больше учеников в эту деятельность, то дети очень откликаются на инициативу. Эти моменты останутся в памяти у ребенка надолго как счастливые воспоминания о школе.
Классный руководитель может знакомить детей с культурными местами своего города: ходить на экскурсии в музеи, выставки, библиотеки. Большинство современных детей часто бывают в развлекательных центрах, кинотеатрах, парках и редко знакомятся с произведениями искусства и достижениями науки. Учитель в рамках своей работы может предложить детям экскурсию по их возрасту, на которой они смогут пообщаться друг другом вне стен школы и узнать что-то новое для себя. У школьников все это вызовет много впечатлений.
Информировать ребят об олимпиадах и городских соревнованиях и мотивировать участвовать в них — хороший способ учителю развить в детях активность и готовность к нестандартным заданиям. Сейчас много таких мероприятий, какие-то проходят в формате онлайн, где-то надо присутствовать лично, а на другие надо предоставить поделку или видео. Есть творческие конкурсы, спортивные — интересный вариант можно найти практически для каждого ребенка.
Личностно-ориентированный подход к обучению как основа формирования гармоничного взрослого
Каждый ребенок особенный, у него свои потребностями, интересы и границы. Во ФГОС прописано уважение личности ребенка, и это задача тоже в первую очередь ложится на плечи учителя.
Уважение личности — это не только исключение любого насилия над ребенком и проговаривание его недопустимости в коллективе. Это понимание особенностей развития каждого ученика, умение похвалить даже за небольшие достижения, отсутствие негативных оценочных суждений в отношении самого ребенка и его близких. Нельзя фокусироваться на недостатках ребенка и сравнивать его с другими учениками. Это не только ухудшит самооценку ребенка, но и может спровоцировать насмешки со стороны одноклассников, вплоть до буллинга.
Важно сформировать в школьнике убеждение, что с ним нужно общаться в положительном ключе, нельзя оскорблять и унижать. Всё это даст ему возможность в будущем не стать частью манипулятивных и абьюзивных отношений как в личной жизни, так и на работе.
Обучение культуре общения
Учитель создает атмосферу и задает тон общения в классе. Школьный коллектив — не место для оскорблений, издевок и ненормативной лексики. Учить грамотно общаться, ненасильственно решать конфликты и отстаивать свою точку зрения — это важная составляющая работы учителя.
Грамотный педагог учит детей уважению не только ко взрослым, но и к своим одноклассникам. В коллективе начального класса обязательно будут происходить конфликты — детей могут захлестывать эмоции, которыми они еще не всегда могут управлять. Могут сказываться усталость и напряжение от уроков и неумение пока строить отношения грамотно. Учителю приходится действовать как воспитателю и психологу и помогать решать конфликты. Объяснять детям, что не стоит обвинять другого, не разобравшись в ситуации, что можно выражать свою мысль не обидно и что нельзя прибегать к кулакам для решения проблем.
Передача детям правильных ценностей
В современном образовании отводится учебное время на духовное развитие школьников. Учитель доносит до детей истинные правильные ценности: любовь к Родине, принципы добра и зла, бережное отношение к природе и к материальному миру. Это очень важные, но тонкие моменты, которые не терпят фальши и излишнего пафоса. Достучаться до сознания детей в этом случае особенно важно, потому что не всегда такие же светлые мысли дети видят на просторах Интернета, куда сегодня доступ имеют почти все школьники.
Детям может казаться, что помогать — скучно, а драться и крушить вещи — интересно. Если учитель заслужил уважение и доверие своих учеников, он однозначно может развеять эти мифы. Дети понимают лучше, когда все эти идеи доносятся не абстрактно, а на понятных современных примерах, с выводами.
Это очень важная миссия, потому что помогает растить этически здоровое общество.
Работа учителя начальных классов интересна, но очень ответственна, из-за чего в обществе характеризуют эту профессию словом «призвание». Человек, работающий с детьми, должен обладать эмпатией и чуткостью, в то же время строгостью и умением переключать детей на рабочий лад. Это наставник, который искренне увлечен работой, ему нельзя просто приходить и отбывать рабочие часы в классе.
Несмотря на невероятную ответственность, у этой профессии есть несомненные плюсы: педагог получает от детей большую отдачу и уважение, благодарность и улыбки. Это колоссальный труд, обратную связь за который педагог получает здесь и сейчас — это искренние детские взгляды. Дорогого стоит видеть в них понимание новой темы, заинтересованность или восхищение. Есть у этой работы и важная долговременная миссия: от деятельности учителей начальных классов зависит, в каком обществе мы будем жить через пару десятков лет.
В здоровом обществе живут грамотные, сознательные, культурные, ответственные и отзывчивые граждане. На создание именно такого общества нацелена работа школьного учителя.
Использованная литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. Редактор: Казакова А. А. — Изд-во: Просвещение, 2019 г., издание 7-е.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005 г.
3. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. Перевод Новикова Т. О. — М.: Изд-во: Эксмо-Пресс, 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»
Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...
Эссе "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"
Представленный материал содержит эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов"....
Эссе на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»
Рассуждение на тему «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»...
Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших школьников
Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших школьников...
Эссе «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся начальных классов»
В современном мире как никогда важно осознавать ценность общения, современные технологии и обстоятельства в мире, вносят свои коррективы, но тем не менее не стоит забывать, что одна из самых ценных че...
ДОКЛАД "Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка, обучающегося в классе с ТМНР"
Кем и каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Но немаловажную роль в становлении человека играет и учитель. Младший школьный возраст является таким период...
Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика
Выступление на МО...