Приемы технологии ТРИЗ
статья
Приёмы технологии ТРИЗ, как условие формирования читательской грамотности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы технологии ТРИЗ как условие формирования читательской грамотности младших школьников
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества.
Цели ТРИЗ как педагогической технологии:
1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.
2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.
3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации. [1;2].
Приемы Триз педагогики позволяют успешно формировать чительскую грамотность учащихся, а именно такие умения как:
- умения выделить главное в прочитанном произведении;
- понять основной смысл текста;
- обобщить и систематизировать прочитанное;
- умения задавать вопросы.
Читательская грамотность –это один из копонентов функциональной грамотности человека, поэтому использование приемов ТРИЗ педагогики способствует и формированию умений решать практические жизненные ситуации.
Приведем несколько примеров использования элементов ТРИЗ при обучении младших школьников смысловому чтению.
Во время организационного этапа на уроках литературного чтения эффективно использовать такой прием как «Ассоциативный ряд». Учащимся предлагаются названия нескольких произведений, и им требуется определить жанр произведения, с которым будет организована работа на уроке. Например, предлагаются такие названия произведений: «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Зеркало и обезьяна». Дети или называют данный жанр или ошибаются. В случае ошибки учитель говорит, что правильный ответ ребята смогут определить в ходе урока.
Прием «Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Суть данного приема заключается в том, что ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику изучаемых героев по определенному плану. С его помощью дети лучше вникают в тему, учатся анализировать и выделять главное в произведении. Работа может быть групповой или индивидуальной. Для учащихся младших классов лучшим решением является заполнение уже готового бланка- паспорта (план), выданного учителем. Шаблон паспорта литературного героя ( ориентация листа- альбомная) имеет следующий вид.
Первая страница - обложка паспорта;
Вторая страница – содержимое паспорта (рисунок литературного героя, описание литературного героя по данному плану).
В первый раз, когда вводится данный прием, можно задавать наводящие вопросы, чтобы детям проще было заполнить пустые графы. Например, паспорт лисицы из басни И.Крылова «Ворона и лисица».
+ Кто главные герои в басне «Ворона и лисица»?
- Ворона и лисица.
+ Как вы себе представляете лису? Заполните паспорт лисицы. Что запишем в графе «Имя»?
- Имя – Лиса
+ Кто создатель? Кто написал произведение «Ворона и лисица»?
- Создатель – И.А.Крылов.
+ Где происходят события? Где живет лиса?
- Прописка – басня «Ворона и лисица».
+ Какими качествами обладает лиса в басне?
- Личные качества – хитрая, изворотливая, льстивая.
+ О чем лиса мечтает?
- Мечта – вкусно поесть.
По мере ответов на вопросы заполняются пустые графы паспорта.
После выполнения задания учитель спрашивает: «Какую черту характера данного героя ты бы хотел или не хотел иметь? Обоснуй свой выбор».
Можно предложить детям представить себя на месте литературного героя. Например, задать вопрос: «Как бы ты повел себя на месте сыра? Почему именно так?»
Паспорт стрекозы из басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».
Имя - стрекоза.
Создатель - И.Крылов
Прописка - басня «Стрекоза и муравей».
Личные качества - веселая, беззаботная, легкомысленная, ленивая, не думает о будущем.
Мечта - перезимовать у муравья и вкусно поесть.
Для выявления эмоционально-личностного отношения к басне учащимся можно задать такой вопрос: «Кем бы хотели вы быть в этой басне?», «Как бы вы поступили на месте муравья?».
Данный прием может быть использован на разных уроках. На уроках окружающего мира для характеристики полезных ископаемых, растений, животных, частей растений, систем организма. На уроках математики для для характеристики математических фигур и математических величин. При обучении русскому языку – для характеристики частей речи, членов предложения, частей слова.
Интересен прием ТРИЗ «причина – факт – следствие», он позволяет определить причино - следственную связь между событиями, явлениями, осуществить исследование сути происходящего. Данный прием дает возможность предположить дальнейший ход событий, мотивирует учащихся на изучение материала и выполнение домашнего задания. Учащиеся подбирают к заданному факту причину и определяют его последствия, или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие. Работа может быть групповой или парной. [1]
Иллюстрируем использование приема «причина – факт – следствие» на примере басни И.Крылова «Ворона и лисица».
Учитель выдает таблицу- заготовку, в которой факт уже задан.
Причина | Факт | Следствие |
Лиса и Ворона любят сыр, хотят поесть |
Учащиеся в парах или индивидуально дома заполняют пустые графы. Рассуждают так.
+ Лиса и ворона любят сыр. Они обе хотят есть. Какая может быть причина тому, что они хотят есть?
- Голод.
+ Какая ворона в басне по характеру?
- Эмоциональнаяя, тщеславная, любит лесть.
+ Какая лиса в басне?
- Хитрая, льстивая, изворотливая.
Эти ответы детей с характеристикой главных героев можно дополнить в графу факт.
+ Тогда что из этого следует?
- Ворона из-за эмоциональности и тщеславия осталась голодной, а лиса, благодаря изворотливости, заполучила сыр и будет сытой.
+ Какой вывод можно сделать?
- Не нужно быть таким слишком эмоциональным, доверчивым, как ворона. Надо быть осторожными с людьми, которые льстят.
Итогом рассуждения является заполнение таблицы.
Таблица 10. Прием «Причина – факт – следствие» к басне И.Крылова «Ворона и лисица».
Причина | Факт | Следствие |
голод | Лиса и Ворона любят сыр, хотят поесть Ворона- эмоциональная, тщеславная, любит лесть. Лиса- хитрая, льстивая. | Ворона из-за эмоциональности и тщеславия осталась голодная |
При изучении басни И.Крылова «Стрекоза и муравей» учителем выдается таблица- заготовка, в которой причина уже указана, учащиеся в парах заполняют пустые графы.
Причина | Факт | Следствие |
Наступление холодного и голодного времени года - зимы |
Дети, работая в паре, рассуждают следующим образом.
+ Какая по факту стрекоза в басне? Как она себя вела все лето?
- Веселая, беззаботная, все лето пела и гуляла.
+ Какой муравей в басне? Как он себя ведет?
- Работал все лето, трудолюбивый, заботится о завтрашнем дне.
+ Что из этого следует?
- Муравей проведет зиму в тепле и достатке, а стрекоза голодом и на морозе, может даже погибнуть.
+ Какой вывод можно сделать?
- Лентяй рано или поздно попадет в безвыходную ситуацию и будет сожалеть, что вместо важных дел выбрал отдых.
В итоге появляется таблица, в которой указаны главные смысловые моменты басни.
В ТРИЗ - педагогике есть методики анализа творческих задач, фантастических рассказов. Их можно применять на уроках литературного чтения, окружающего мира. Детям необходимо прочитать небольшой текст, сформулировать вопросы, которые могут быть как в форме игры «да-нет», так и в форме развернутых вопросов. Перечитывая текст, дети более точно задают вопросы и выясняют суть рассказа. Отличают то, что является вымышленным, и то, что является настоящим.
Перечисленные приемы необходимо использовать систематически, тщательно продумывая включение их в структуру урока или внеурочного занятия.
Литература
1.Гин А. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить / М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. – 96 с.
2. Гин С. Мир фантазии. М.: / М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001. 89 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"
Надеюсь, что данная презентация поможет более ярко отобразить содержание данных технологий и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.
Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...
Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.
А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...
ТРИЗ
Выступление на методической кафкдре учителей начальных классов...
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе
Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам....