Кинопедагогика
методическая разработка

Юлия Дмитриевна Мирзобаева

Педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinopedagogika.docx221.82 КБ

Предварительный просмотр:

Кинопедагогика - как способ воспитания.

      Зрительский опыт детей начинает складываться еще в дошкольном возрасте, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам: кино, телевидению, видео. Опыт этот складывается, как правило, под влиянием семьи, где ребенок воспитывается. Но часто кино является лишь развлечением, всерьез не воспринимается. Если ребенка и приобщают к искусству, то, как правило, к музыке, изобразительному искусству, танцам. А вот кино остается невостребованным. Между тем перед экранами телевизоров, а чаще – компьютера и мобильных устройств, дети проводят большую часть своего свободного времени, что вызывает много нареканий и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Выход из подобной ситуации только один — надо использовать тот большой потенциал, которым обладают экранные искусства в художественном развитии и эстетическом воспитании детей.
      В русской педагогической литературе вопрос об использовании «синематографа» в школе был поднят в 1897 году, рассматривались его неограниченные возможности в области воспитания, образования, приобщения к культуре, истории. А первые кинотеатры учебно-просветительских фильмов открылись в 1909 г. в Одессе и в Москве.
     В конце 50-х – начале 60-х гг. 20 в. кино было разновидностью дополнительного образования. В школах иногда целыми классами шли в кинотеатр, потому что фильм давал больше, чем урок. Можно рассказывать о войне, а можно посмотреть "А зори здесь тихие..." - фильм без назидания, после которого ясно понимаешь, что люди не зря отдавали жизнь... Со временем оформилось особое направление - кинопедагогика. Она была призвана открыть детям кино как искусство, воспитать грамотного зрителя.

Сегодня кинематограф стал другим, и формы его функционирования в обществе тоже изменились. Да и сама социокультурная среда намного отличается от прежней. Темпоритм жизни у современных школьников кардинальным образом влияет на их восприятие.  Главное место занимает телевидение с обилием коммерческих сериалов. Телевидение, которое в большей степени влияет на детей, чем кинофильмы. Особенности экономического существования телевидения и обилие рекламы диктуют сбои восприятия. Ребенок склонен напрямую перенимать из телепередач и фильмов модели поведения, имитирующие жизнь. Только проверяя их на практике, он приходит к выводу, что эти модели для жизни непригодны, они существуют для других целей. А иногда и не приходит, и воспринимает данные модели как единственно правильные и актуальные.

        Итак, кинопедагогика – это направление в современном образовании, в частности медиаобразовании, связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами. Кинопедагогика направлена на развитие аудиовизуальной культуры и навыков осмысленного просмотра, а также творческих навыков в создании кинопроектов.

 Кинопедагогика - это диалог учителя и ученика.

Кино имеет возможность влиять на то, как мы видим и понимаем мир. Оно может управлять нами, показывать самих себя со стороны и приводить к переживанию широкого спектра эмоций. Кино способно заставить забыть о том, что происходит вокруг, открыть для нас новые миры, а может дать импульс задуматься о мире, в котором мы живём. Создатели кино выбирают кадры, музыку, конструируют историю, выбирая повороты сюжета и то, как их преподнести. Как зрители мы входим в диалог с фильмом, который мы смотрим.

Сегодня Вашему вниманию я  предлагаею три совершенно разных видеоролика.

1.Талантливейший советский мультипликатор Гарри Бардин. И его шедевр – мультипликационный фильм «Конфликт» — один из самых страшных и в то же время правдивых мультфильмов Советского Союза.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

  1. На каких учебных занятиях можно использовать данный мультфильм?
  2. Почему автор выбрал в качестве персонажей спички?
  3. С каким историческим событием можно сравнить сюжет мультфильма?
  4. Мог бы быть у этой истории другой конец?

Кино – это тоже текст, у которого есть автор, желающий что-то сказать. Чтобы понять человека, стоящего за текстом, нужно понять киноязык - как делается фильм, зачем мне надо его смотреть, суметь расшифровать этот текст. Кино - многоуровневый текст, включающий в себя знание многих текстов. Главное, чтобы у ребенка возникали вопросы, чтобы шел поиск. Обсуждение фильма может быть переведено на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень. К письменному тексту мы привыкли с детства, а текст кино только учимся понимать.

2.Немецкий мультипликатор Якоб Фрей выложил короткометражный мультфильм «Подарок» про мальчика, который получил в подарок собаку.

По словам Фрея, короткометражка собрала около 50 всевозможных наград и была показана на 180 фестивалях.

За три дня мультфильм посмотрели более 130 тысяч человек.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

Какие вопросы можно задать детям после просмотра и для каких возрастов он подходит?

3.Азиатская социальная реклама, которая транслируется по центральному телевидению.

«Человек из очереди»

ПРОСМОТР РЕКЛАМЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ

Через кинопедагогику учащиеся вырабатывают свои собственные критерии аналитического и творческого взаимодействия с кино. Смотря фильмы, создавая кинопроекты, и делясь ими с людьми, они формируют подход к кино, при котором учатся анализировать, рефлексировать, вопрошать, сравнивать и интерпретировать. Дети и подростки учатся формулировать свое мнение о произведении, опираясь на его элементы и место в кинематографической культуре, и передавать свое личное эмоциональное впечатление.

Кинопедагогика развивает чувствительность к кино во всех его формах. Она может способствовать развитию жизненно важных навыков, способствующим тяге к непрерывному познанию и обучению в других направлениях культуры, таких как изобразительное искусство, литература, музыка. Формирующиеся благодаря кинообразованию черты характера как любопытство, эмпатия, устремленность, толерантность и радость, являются ключевыми для личного развития, гражданской ответственности и перспективам трудоустройства – эти области находятся за пределами прямой и формальной среды образования. Устремления, сформированные благодаря кинопедагогике, могут быть перенесены в целом в жизнь человека, так же, как и чувство достижения и удовольствия.

Более того, ряд общих культурных навыков, развитых на этом фоне, могут проявляться в любой сфере трудовой деятельности, и способствовать общему развитию личности. Речь идет о таких умениях и навыках, которые способствуют трудоспособности личности: работа в команде, коммуникативные навыки, навык принятия решений, включенность и заинтересованность, тайм менеджмент, креативность и навыки решения проблем, работа в сжатые сроки, умение принимать ответственность.

Быть частью кинокультуры и киносообщества, как и обсуждать особые социальные ценности, представленные в фильмах, ведет к развитию гражданской ответственности.

Онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс» реализует через свою платформу принципы кинопедагогики, предоставляя пользователям функционал просмотра с анализом, тестирования, вопросов и ответов, возможности для педагогов и родителей делать создавать группы участников – учащихся и детей, и создавать для них подборки фильмов, и как очно, так и дистанционно, смотреть и обсуждать кино и анимацию.

Хороший учитель — не всегда тот, кто знает свой предмет от и до. Гораздо чаще ученики с благодарностью вспоминают тех, с кем пили чай после уроков, сплавлялись по реке и вели философские беседы. Любимый педагог класса может быть строгим, но справедливым, или чудаковатым и забывчивым. Но всё же у всех будет общая черта — они принимают близко к сердцу проблемы учеников, а те не боятся поговорить с ними о самом главном. В опросе Superjob россияне назвали образцом для подражания 7 педагогов из фильмов

  1. Месье Матье из «Хористов»

https://image.mel.fm/i/b/bBxi6p4a1U/590.jpg

Месье Матье работает учителем музыки в интернате для трудных подростков. Ректор интерната уверен, что непослушные подростки заслуживают самых строгих условий, но его издевательства не только не смиряют подростков, но делают их ещё агрессивнее. Месье Матье не может изменить отношение директора к воспитанникам, но может сам относиться к ним по-другому. Учитель музыки создаёт школьный хор, к которому подростки поначалу относятся равнодушно и скептически. Но урок за уроком он объясняет им ноты, хвалит за успехи, относится к ним по-доброму и с участием, и постепенно отстранение от репетиций становится для учеников не менее серьёзным наказанием, чем розги. Их агрессия, с которой никто не мог справиться, растворяется в музыке и добродушии месье Матье.

  1.  Петрович из «Большой перемены»

https://image.mel.fm/i/B/B0INZeVH4q/590.jpg

Смешной  и немного нелепый Нестор Петрович, который искренне пытается разобраться в проблемах 9 «А», Молодой преподаватель приходит в вечернюю школу, думая, что будет преподавать историю, а вместо этого ему приходится вытаскивать своих учеников из милиции, спасать их отношения и семьи, помогать с работой. Казалось бы, его ученики — уже взрослые люди, но хлопот с ними не меньше, чем с подростками. Повесть, ставшая основой «Большой перемены», изначально называлась «Иду к людям»: преподавательская деятельность Нестора Петровича становится миссией, в которой школьные предметы — далеко не самое важное.

  1. Профессор Люпин из «Гарри Поттера»

https://image.mel.fm/i/I/Iq49xpte07/590.jpg

У профессора Люпина есть свои странности: он оборотень, и за это его серьёзно недолюбливают родители учеников. Но зато он учит действительно нужным вещам (например, как победить боггарта или дементора), несмотря на свои проблемы с полнолунием успевает помогать ученикам решать личные проблемы, а также становится полюбившим его школьникам настоящим другом.

  1. Джон Китинг из «Общества мёртвых поэтов»

https://image.mel.fm/i/9/9Odyv6CBhS/590.jpg

Учитель английской словесности Джон Китинг пренебрегает мнением коллег и предписаниями школьной программы, зато по-человечески и с душой говорит о литературе и вдохновляет учеников консервативного колледжа со строгой дисциплиной жить настоящим. Свой первый урок он начинает с напоминания о неотвратимости смерти и, цитируя Горация, призывает учеников проживать первый день как последний, потому что жизнь — это не черновик, который можно переписать набело. Идти против системы непросто, и следование принципам Китинга приводит к последствиям, которые могут показаться трагичными, но ведь не менее трагично прожить жизнь, подчиняясь чужим желаниям.

  1. Танечка из «Вам и не снилось»

https://image.mel.fm/i/6/6vpDkWtGnL/590.jpg

Татьяна Николаевна Кольцова — учительница литературы, которую её подопечные из 9 «А» за глаза зовут «Танечкой». Они относятся к ней чуть ли не снисходительно, а она между тем помнит о каждом из них. О «здоровячке» Алёне, которая ждёт похвалы своей новой стрижке, и о новеньких, которым будет трудно среди ребят, уже девятый год учащимся вместе. Она внимательно слушает, как ученики рассуждают про театр, литературу и любовь и не смотрит на них скептически, как обычно делают взрослые. Конечно, она не из тех учителей, которые за долгие годы выверили каждое своё слово и не сомневаются, что всё делают правильно. Танечка сомневается, совершает ошибки, но это неизбежно, когда стараешься поступать не по методичке.

  1. Илья Семёнович из «Доживём до понедельника»

https://image.mel.fm/i/p/pw5RgnE80b/590.jpg

Илья Семёнович Мельников — не самый простой человек в общении: он прям и требователен к ученикам, их родителям, к коллегам-учителям. Но больше всего он требователен к себе: Мельников недоволен собой и своей работой, потому что «сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох». Но в отличие от других учителей, в безрезультатности своего труда он винит не учеников, а в первую очередь себя. И продолжает стараться: его уроки истории — это не втолковывание фактов, а беседа на равных, в ходе которой раскрывается смысл и значение давних событий.

С учениками он неизменно строг, но готов отстаивать и защищать их перед другими учителями и директором, если считает, что они поступают правильно. Возможно, именно поэтому ученикам он ближе, чем опытная учительница литературы Светлана Михайловна, которая считает, что лучше учеников знает, что такое счастье, или молодая учительница английского, которая не знает, как с ними быть.

  1. Служкин из «Географ глобус пропил»

https://image.mel.fm/i/e/emG9r4xD3n/590.jpg

Об учителе географии Служкине никак не скажешь, что он правильно живет. Да что там — совсем неправильно, и по педагогическим меркам, и по человеческим. Но именно о таких учителях школьники часто вспоминают на встречах выпускников. Они не скажут, что он хорошо научил их географии. У Служкина проблемы с личной жизнью, с алкоголем и с самодисциплиной, но для многих подростков он оказался первым взрослым человеком, который не смотрел на них свысока.

Решение:

- среди учащихся провести анкетирование с целью выявления заинтересованных учащихся   для создания видеороликов, ответственная Ковтун В.В., Алиева Ю.Д. (срок октябрь 2109 г.);

- создать школьный клуб «Час общения» по просмотру и обсуждению фильмов, социальной рекламы, ответственная Алиева Ю.Д. (срок октябрь 2019 г.);

- на сайте школы создать вкладку с пополняемым ресурсом видеороликов для использования в образовательном процессе, ответственные Якос Е.А., Алиева Ю.Д. (срок октябрь 2019 г.);

- использование платформы «Ноль - плюс», ответственная Алиева Ю.Д. (срок – постоянно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинопедагогика

Разработка занятий для 1-2 и 3-4 классов по теме "Семейные ценности"...