Доклад "Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС"
материал

Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

 

(Ppt) Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

(Ppt) Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их задачи.

(Ppt) Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
  2. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  3. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность    и настойчивость в достижении результата.
  4. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).    
  5. Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  6. мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 
  7. прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 
  8. прививать интерес к исследовательской деятельности.

(Ppt) Проект - наиболее         перспективная    форма организации внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

   (Ppt) Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

    Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

  (Ppt)  В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:

· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб

· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев

·учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»

    Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности.

(Ppt)  Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

 Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

(Ppt)  Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

(Ppt)  Первый компонент- работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

 (Ppt)   Второй компонент- работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта).   Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия.

    Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

 (Ppt)   Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4.Реализация проектов.

5. Презентация.

  Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

  Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек.

   Сбор сведений.  Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации- это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе- направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет( книга,  фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте- в картотеке или в тематической энциклопедии.

   Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

  Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами.

 
(Ppt)   Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

 (Ppt)     Презентация.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Некоторые проекты являются как бы» самопрезентующимися» - это спектакли, концерты, живые газеты.

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.

 К представлениям можно отнести:

- спектакли (в том числе кукольные);

- концерты;

- устные журналы (аналоги телепередач);

- викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

- показ моделей одежды.

 К изготавливаемым изделиям можно отнести:

- тематические выставки рисунков, поделок;

- газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

- видеожурналы и видеофильмы.

В результате работы учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 (Ppt)     Сформированные действия.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели)

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Описание проекта «Народные праздники»

Метод проектов активно реализуется в нашей школе.

 (Ppt)     В 2021-2022 годах в моем 1-ом классе в рамках внеурочной деятельности я реализовала проект по теме «Народные праздники».  Занятия проводились 1 раз в неделю (33 в год).  За год мы сделали 4 проекта. Это «Осенины», «Новогодняя мастерская», «8 марта» и «Пасхальный перезвон». В совместной деятельности мы прошли все этапы проекта.

На 1-х занятиях мы познакомились с правилами работы в группе, в парах; познакомились с источниками информации, в том числе Интернет, посетили школьную библиотеку.

 (Ppt)     В проекте «Осенины» на подготовительном этапе прошла экскурсия по школьному саду, беседа «Что нам осень принесла». Мы читали произведения об осени и рассматривали иллюстрации.

На этапе проектирования прошла беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи осени».

Далее наступил самый ответственный, практический этап. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс поделок «Осенние фантазии из природного материала», экскурсия в Петропавловский парк, изготовление рисунков на осеннюю тематику «Осенние краски», разучивание песен об осени. В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями).

На заключительном этапе проекта были представлены поделки, выставка овощей и фруктов, конкурс рисунков, конкурс стихов об осени, презентация.

 (Ppt)     В проекте «Новогодняя мастерская» на подготовительном этапе прошла экскурсия по зимнему парку, провелась беседа «Новогодние традиции».

На этапе проектирования прошла беседа «Как встречают Новый год в разных странах».  

Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей по группам. Изготавливались рисунки «Мы рисуем Новый год», «Новогодняя открытка», происходил сбор материала: «Снегуркины загадки», сбор фотографий, открыток о зиме, разучивались стихи и песни о зиме.

На заключительном этапе прошел «Новогодний огонек», где были представлены результаты работы учащихся.

 (Ppt)     Следующий проект «8 марта». На подготовительном этапе  с ребятами провелись беседы «Разговор о маме», «За что я люблю свою бабушку».

На проектировочном этапе проекта в рубрике «А знаете ли вы, что в день 8 марта…» прошла беседа «История возникновения праздника».

Далее начался практический этап. Это: изготовление подарков «В подарок маме», сбор материала и подготовка сообщений по теме «Знаменитые женщины России и мира», «Узнай меня» (конкурс детских фотографий одноклассников в разные годы жизни), оформление стенгазеты «Мой самый любимый и замечательный человек» (рассказы о маме), подготовка альбома стихов, загадок, пословиц о маме, изготовление рисунков «Мама, милая мама».

На заключительном этапе проекта прошел концерт + компьютерная презентация «Мама – самое прекрасное слово».

 (Ppt)     Проект «Пасхальный перезвон». На подготовительном этапе прошла беседа «Почему праздник Пасхи относится к христианским? Что такое колокольный звон».

На этапе проектирования провелась беседа «Что такое традиция, символ и обычай?»

Далее начался самый основной этап, практический. Здесь формировалось умение работать в группе, ребята готовили сообщения «Почему Пасха называется так?»  Сбор материала о Пасхе, о традициях, работа с источниками информации проходила под руководством учителя. Изготавливались рисунки  и сувениры на пасхальную тематику, знакомились с различными видами росписи яиц.

На последнем, заключительном этапе прошло чаепитие  с пасхальными играми и выбором лучших работ.

(Ppt)     В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) ОШИ №4"

Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) оши №4"...

Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчеств...

Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчества, прояв...

Доклад на районном МО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС"

Выступление на районной августовской секции учителей начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время". Школа после уроков это мир творчества. Важно  заинт...

«Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...

Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с нарушением слуха в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Цель работы :  максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением слуха, на основе создания оптимальных...