Доклад "Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР".
статья (4 класс)

Быкова О.А.

ДОКЛАД

 

Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР. 

 

     Термин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе. Латинское слово «integratio» имеет значение «восстановление, восполнение». Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и другие прогрессивные педагоги разных эпох подчеркивали необходимость установления взаимосвязей между отдельными учебными предметами для повышения эффективности обучения и формирования целостной картины окружающего мира и научной системы знаний в сознании учащихся.

     Интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их обобщенному изучению. На интегрированных уроках повышаются уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности, познавательный интерес школьников.

Интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического и вариативного мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры и личностных качеств.

     Именно интегрированные уроки позволяют:

- объединить изучаемые в  школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;

- повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованным в интеграции;

- создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;

- развить навыки продуктивного общения.

     Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и общественной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.

     С учетом возрастных особенностей школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР.

Термин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе. Латинское слово «integratio» имеет значение «восстановление, восполнение». Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и другие прогрессивные педагоги разных эпох подчеркивали необходимость установления взаимосвязей между отдельными учебными предметами для повышения эффективности обучения и формирования целостной картины окружающего мира и научной системы знаний в сознании учащихся.

Интеграция позволяет детям перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их обобщенному изучению. На интегрированных уроках повышаются уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности, познавательный интерес школьников.

Интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического и вариативного мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры и личностных качеств.

Именно интегрированные уроки позволяют:

- объединить изучаемые в школе дисциплины за счет использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостное представление об изучаемых действиях, явлениях, процессах;

- повысить эффективность достижения образовательных целей и задач, которые стоят перед каждым учебным предметом, задействованным в интеграции;

- создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счет регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;

- развить навыки продуктивного общения.

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и общественной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.

С учетом возрастных особенностей школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

- внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

- транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины - переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, - она направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины.

Межпредметная интеграция - проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей.

Конкретно для проведения интегрированных уроков в корр. школе следующие условия: близость содержания ведущих тем предметов; логическая взаимосвязь предметов. «Не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока».

Практика подтверждает хорошую интеграцию чтения и русского языка, чтения и музыки, математики и труда, истории и математики, ознакомления с окружающим миром и рисования или труда.

При планировании таких уроков учитывается следующее:

- объединяются блоки знаний, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель такого урока, отражающую его специфику;

- из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели;

- в содержании учебного материала устанавливается большое количество связей (внутрипредметных, межпредметных, внепредметных);

- требуются тщательный выбор методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.

Особое значение при транспредметной интеграции имеет выявление существенных связей, которые обеспечивают эффективное становление личности ребенка и являются закономерностями процесса интеграции содержания основного обучения и дополнительного образования.

Методы и формы проведения интегрированных уроков в коррекционной школе.

Особое внимание интегрированному обучению уделяется в начальных классах коррекционных школ и это не случайно. Именно на начальной ступени обучения интеграция предметов в единое целое наиболее эффективна, так как младший школьник с нарушениями интеллекта целостно воспринимает окружающий мир, и для него не должно быть границ между предметами.

Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков в коррекционной школе:

- определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;

- тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;

- моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;

- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.

Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой. Первый этап - целевой. На втором этапе разрабатывается содержание урока. Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которое осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающими возможность учителю выразить деятельность обучающегося различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий. Процессуальный этап завершает построенный сценарий. Он является конкретным наполнением и включает три составляющие:

- деятельность учителя,

- форму организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем,

- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.

Не следует забывать и еще об одной задаче в работе учителя - нравственном воспитании детей.

Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с нарушениями интеллекта.

Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта в раскрытии тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- создание у ребенка с нарушениями интеллекта достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, культурой и искусством;

- развитие творческих качеств, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;

- формирование у школьников с нарушенным интеллектом коммуникативных качеств, нравственных ценностей;

- развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, самоуважения .

Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п., а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.

Интегрированные уроки нужно строить на объединении достаточно близких областей знаний, что позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению, что помогает детям с нарушенным интеллектом в усвоении учебного материала, развивает познавательную активность, вызывает интерес к обучению.

При проведении интегрированных уроков появляется возможность привлечения педагогов различных учебных предметов, что дает возможность строгие научные знания дополнять средствами литературы, музыки, живописи. Это, несомненно, вызывает интерес учащихся с нарушениями интеллекта, повышает мотивацию к обучению, в тоже время способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его мышления, развития познавательных процессов.

  • Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
    способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
    - не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных частей разных предметов в единое целое при наличии одних и тех же целей и функций обучения. Интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему. Интегрированный процесс обучения способствует тому, что знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, развиваются все виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении предметов и понимание закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубление и обогащение.

Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок, в содержание которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету.

Интегрированные уроки, обращенные к личности ученика, способствуют его всестороннему развитию, активизации мыслительных процессов, побуждают к обобщению знаний, относящимся к разным наукам.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что организация и проведение интегрированных уроков в коррекционных школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта отвечает задачам личностно-ориентированного обучения.

Примерная структура интегрированного занятия:

  1. Вводная часть. Педагог мотивирует детей к деятельности, например, создаёт проблемную ситуацию, которую нужно решить (что произойдёт на нашей планете, если исчезнет вода или солнце станет более горячим?).
  2. Основная часть. Ребята получают новые знания, которые помогут им разрешить проблемный вопрос (к примеру, какое значение имеет вода в жизни человека и всех других живых существ в природе). При этом обязательна опора на наглядность. Одновременно проходит деятельность по развитию связной речи детей, обогащению их словаря.
  3. Заключительная часть. Дети закрепляют полученные знания в процессе практической деятельности (это может быть: рисование, лепка, аппликация) или увлекательной дидактической игры.

Примеры разработок интегрированных занятий:

Тема: Верный спутник человека.

Интеграция предметов:

  • Развитие речи - Домашние животные. Лошадь;
  • Русский язык - Правописание предлогов. Составление описания лошади.

Цель: Расширять знания учащихся о домашних животных, о строении тела животных, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных. Корригировать и вызывать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе. Обогащать словарный запас. Развивать связную речь. Развивать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану. Корригировать и развивать мыслительную деятельность: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения. Закреплять навыки правописания предлогов со словами. Воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: учебники, предметные картинки, опорный план.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

- О каком животном мы говорили на прошлом уроку?

- К каким животным относится корова?

- Чем она питается?

- Назовите детеныша коровы.

III. Введение в тему урока.

Из предложенных иллюстраций выбрать изображения домашних животных.

Дать определение слову «домашние».

IV. Изучение нового материала.

- Мы продолжаем знакомство с домашними животными. Тема нашего урока «Лошадь».

Лошадь домашняя — вид млекопитающих, одомашненный и широко использующийся человеком вплоть до настоящего времени. Самец лошади называется жеребцом. Самка — кобылой. Детёныш лошади — жеребёнком. У домашней лошади уши умеренной величины, грива длинная, свешивающаяся, хвост покрыт длинными волосами от основания, цвет чрезвычайно различен: чёрный, бурый, рыжий, чалый, белый, серый, часто с белыми пятнами на голове и ногах, в виде исключения встречаются полосы на плечах, спине и ногах, голос — ржание. Голова лошади — вытянутая, сухая, с большими живыми глазами, широкими ноздрями и большими или средней величины заострёнными и весьма подвижными ушами. Шея длинная мускулистая, туловище округленное. Ноги высокие, стройные. Тело лошади покрыто шерстью.

Лошадь – верный слуга и спутник человека. Долгие тысячелетия верой и правдой служат лошади человеку. Лошадей впрягают в плуг и распахивают землю, на лошадях перевозят грузы. Живут лошади до 25 – 30 лет. Весной у лошади рождается жеребенок. Он еще слабый и беспомощный, мама – лошадь тщательно его оберегает. Через несколько дней после рождения жеребенок уже самостоятельно передвигается, без помощи матери.

Питается лошадь травой, а зимой, когда нет травы, лошади дают: сено, овес, овощи.

Лошади - умные животные, у них прекрасная память, они легко запоминают дорогу домой. Лошади поддаются дрессировке, часто выступают в цирке. Спортивные лошади участвуют в скачках.

V. Релаксация.

VI . Закрепление.

1. Опиши животное по плану:

  • Внешний вид (части тела).
  • Где живет.
  • Чем питается.
  • Как зовут детеныша.
  • Какую пользу приносит человеку.

2. Из словаря выбери слова, относящиеся к лошади:

Лает, грива, подкова, щенок, пятачок, скачет, мышь, телега, шерсть, сено, жеребенок, котенок, седло, овес.

3. На силуэтном изображении лошади обозначить части тела.

VII. Физминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Повернись вокруг себя

Влево, вправо: раз и два!

Раз – присели, два – привстали.

Руки вверх мы все подняли.

VIII. Работа с учебником (упр.7. стр.120).

Опиши лошадь по вопросам и картинке.

К диким или домашним животным принадлежит лошадь? Чем покрыто тело лошади? Что у нее на шее? Чем питается лошадь?

Подчеркни предлоги.

1. Разбор задания.

2. Самостоятельная работа.

3. Проверка.

IX. Итог урока.

X. Домашнее задание.

4 класс

Тема: Весна идет! Весне дорогу!

Интеграция предметов:

  • развитие речи - Раннецветущие растения (мать – и – мачеха и медуница);
  • рисование - Рисование с натуры весенних цветов.

Цель: Дать учащимся представление об изменениях в жизни растений весной, показать связь этих изменений с неживой природой, познакомить с раннецветущими растениями на примере изучения мать – и мачехи и медуницы. Развивать умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предмета. Корригировать и развивать связную устную речь. Обогащать пассивный и активный словарный запас. Воспитывать нравственные качества.

Оборудование: натуральные цветы, предметные картинки, слова – опоры по теме, репродукции картин художников, иллюстрации с изображением весенних цветов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На уроках не скучаем,

Пишем, думаем, считаем.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

II. Проверка пройденного материала.

- Какое время года наступило?

- Как называются весенние месяцы?

- Назовите признаки весны, отгадав загадки:

***

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.

(Сосулька)

***

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой зимой,

А в шубке серой - летом.

(Заяц)

***

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручей)

***

Лежал, лежал,

А весной в реку побежал.

(Снег)

III. Введение в тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с изменениями в природе весной. Мы будем говорить о растениях, которые называются раннецветущими. Тема нашего урока «Раннецветущие растения».

IV. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

Раннецветущие→рано цветут.

- Что значит, рано цветут? (Ответы учащихся).

- Раннецветущие растения – растения, которые цветут рано весной до того, как на деревьях распустятся листья.

#1041;еседа.

Рассматривание предметных картинок, знакомство с цветами.

- Посмотрите на это растение. Оно называется мать – и мачеха.

- Какие листья у растения?

- Какой стебель?

- Какие цветки?

Цветы мать – и – мачехи появляются одними из первых, еще до вылета первых пчел, до ледохода. Помнишь, как выглядит цветок мать – и мачехи? У него невысокий стебель, покрытый мягким белым пушком , защищающим цветок от холода. Листья у растения появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет.

Почему же цветок получил такое название? Нижняя часть листа покрыта густым белыми волосками. Она теплая на ощупь. Верхняя часть листа – гладкая и холодная. Цветы мать – и – мачехи собраны в круглые желтые соцветия. Когда они отцветают, то превращаются в белую, пушистую шапочку. Цветы мать – и – мачехи. Открываются утром и закрываются вечером.

V. Первичное закрепление знаний.

- Когда расцветает мать – и мачеха?

- Почему цветок получил такое название?

- Как выглядят цветы после цветения?

VI. Рассказ учителя.

Следующее растение, с которым мы познакомимся, называется медуница. Рано весной в лесу под деревьями и кастами появляются цветы медуницы. Стебли у растения тонкие, невысокие, покрыты тонкими волосками. Листья узкие, на ощупь шероховатые. На стебельке этого растения распускаются похожие на колокольчики цветы. Они разноцветные: темно-розовые, сиреневые, ярко-синие. Почему? Нераскрывшиеся бутоны – розовые, отцветающие цветы – синие.

VII. Словарная работа.

Название «медуница» происходит от слова «мед». В цветках этого растения много сладкого нектара.

VIII. Физкультминутка.

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо,

Тихо сели, вновь за дело.

IX. Закрепление изученного материала.

1. – Где растет медуница?

- Почему медуница получила такое название?

- Почему цветы медуницы разного цвета?

#1047;аполнить сравнительную таблицу.

Мать – и - мачеха

медуница

цветы

стебель

листья

X. Подготовка к рисованию с натуры весенних цветов.

1. Рассматривание репродукций картин с изображением цветов: А.Головин «Цветы», П. Кончаловский «Натюрморт. Сирень героическая».

Очень многие художники на своих картинах изображали цветы. Они использовали яркие цвета: красные, желтые, синие, белые. Когда смотришь на эти картины, то кажется, что они не нарисованы, а как будто стоят в вазе рядом с тобой. Посмотрите на эти картины. Какие краски преобладают в изображении цветов?

XI. Релаксация.

Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы находимся в весеннем лесу. Послушайте звуки, которые нас окружают. (Звуки леса).

XII. Пальчиковая гимнастика.

***

Пальчик к пальчику приходит,

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

XIII. Практическая работа.

1. Анализ образца.

2. Выбор цветов.

- При выполнении работы важно не только правильно передать форму цветка, но и выбрать цвет.

- Послушайте стихотворение о цвете.

***

Белый цвет особо чистый,

Очень светлый и лучистый.

Это – самый первый снег,

Что ложится в тишине,

Расцветающая вишня

И полярный белый мишка.

Цвет малиновый приятный,

Аппетитный, ароматный.

В нем присутствует малина,

Восхитительный гранат

И головки георгинов,

Украшающих ваш сад.

Голубой воздушный, легкий,

Словно небо над тобой.

Незабудок нежных вздохи.

Колокольчик голубой,

И полеты над полянкой

Легкокрылой голубянки.

Розовый приятный, свежий,

Полдень ласковый и нежный.

Им всегда рисуют свинку

И цветущий абрикос,

Стайку розовых фламинго

И букет прекрасных роз.

Синий цвет морской, прохладный,

Удивительно нарядный.

Это – ласковое море.

Что ребят обнимет вскоре,

Попугаи, васильки и огромный синий кит.

3. Составление плана работы.

4. Выполнение наброска простым карандашом.

5. Выполнение работы в цвете.

XIV. Анализ и оценка работ.

XV. Выставка работ.

XVI. Итог урока.

- С какими растениями мы познакомились?

- Назовите части растения.

- Что мы рисовали на уроке?

XVII. Домашнее задание.

Тема «Игрушки»

Интеграция предметов:

  • Развитие речи – Игрушки;
  • Математика – Числовой ряд 1-5.

Цель: закрепить обобщающее слово «игрушки», уточнить наименование и предназначение игрушек. Активизировать словарь по теме. Учить образовывать относительные прилагательные .учить порядковому счету в пределах 5. Согласование количественных числительных 1, 2, 3, 4, 5 и существительных. Упражнять в употреблении родительного падежа единственного числа существительных. Развивать и корригировать слуховое и произвольное внимание. Совершенствовать слоговую структуру слова. Развивать математически грамотную речь. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональную адекватность, положительную установку на участие в занятии. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: воздушные шары, мозаика, цветные карандаши, игрушки и предметные картинки с изображением игрушек, тетради, цифровой ряд 1-5.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

- Ребята, а вы хотите отправиться в удивительное путешествие? Сегодня мы полетим в волшебную страну. А кто мне скажет, на чем можно летать? Но мы с вами полетим на большом круглом воздушном шаре, а поможет нам в этом считалочка.

***

1, 2, 3, 4, 5 (дети загибают пальчики по одному)
На лужок пойду гулять (руки опустили).
Красный шарик захвачу (показывают «шарик» руками),
Нитку крепко закручу (левая рука сжата в кулак, правая «закручивает»),
И начну считать (опять показывают ладони) -
1, 2, 3, 4, 5 (по очереди загибают пальчики)
Как сочту до десяти (показывают все пальцы),
Крикну шарику: «Лети!» (поднимают руки вверх)!

II. Объявление темы занятия.

1. - Вот мы и попали с вами в волшебную страну. А как же называется эта страна? Давайте прочтем на воротах.

- Нет названия. Наверно необходимо выполнить задание.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, что вы видите на доске? Какие предметы изображены?

Дети называют предметы.

- Что мы делаем с этими предметами?

- А каким общим словом можно назвать все эти предметы?

На экране появляется название страны «Игрушки».

- Давайте прочитаем название страны, в которую мы прилетели. Дети читают.

- Вот оказывается, в какую страну мы попали. В этой стране мы узнаем много интересного об игрушках.

2. Первичное закрепление пройденного материала.

Читается стихотворение.

***

Какие ты любишь игрушки?
Вот кубики, кукла, юла.
Мне нравится плюшевый мишка,
И серый трусливый зайчишка.

- Какие игрушки были названы? Кого вы запомнили?

Дети называют, а учитель выставляет картинки.

3. Устный счет.

а) Сосчитайте игрушки, перечисленные в стихотворении.

б) Назови цифры (на обратной стороне изображений игрушек написаны цифры).

- Выберите понравившуюся вам игрушку и назовите цифру.

5. Работа по теме урока.

а) Работа в тетради:

записать строчку цифры 5;

вставь пропущенные числа в числовой ряд:

1,2,…,4,5 5,4,3,…,1

1,…,3,4,5 5,4,…,2,1

б) Работа у доски:

примеры:

1+2= 3-2=

4-1= 2+2=

III. Закрепление изученного.

1. Игра «Четвертый лишний».

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»

Выставляются предметные картинки:

  • машинка, юла, кубики, капуста;
  • мяч, пирамидка, кукла, яблоко.

- Назовите в каждом ряду лишнюю картинку, объясните свой выбор (лишняя картинка убирается).

2. Упражнение «Веселый счет».

- Хлопните в ладоши столько раз, сколько я покажу изображений предметов.

3. Составьте словосочетания:

  • Мяч из резины – резиновый мяч.
  • Кукла из резины – резиновая кукла.
  • Танк из железа – железный танк.
  • Пирамидка из дерева – деревянная пирамидка.
  • Мишка из плюша – плюшевый мишка.
  • Кукла из соломы – соломенная кукла.
  • Машинка из бумаги – бумажная машинка.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики.

- У Тани было много игрушек: и большой красный мяч, и мягкий плюшевый мишка, и резиновая кукла, и деревянная пирамидка с разноцветными кольцами. Но больше всех игрушек Таня любила пластмассовую мозаику. Из разноцветных кнопочек она собирала разные узоры. Больше всего Таня любила собирать из мозаики цветы.

- Мы тоже попробуем собрать с вами Цветок. Слушайте и делайте:

  • Возьмите 1 желтую кнопку, поставьте ее посередине.
  • Возьмите 5 красных кнопок, поставьте их вокруг.
  • Возьмите 5 зеленых кнопок, сделайте стебелек.
  • Возьмите 1 зеленую кнопку, сделайте листок.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Тема «Цирковое представление»

Интеграция предметов:

  • Математика – Числовой ряд 1-9;
  • Развитие психомоторики и сенсорного восприятия – Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб, брус).

Цель: Познакомить с геометрическими телами – шаром, кубом, брусом. Повторить числа от 1 до 9. Повторить изученные геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Познакомить учащихся с геометрическими телами: куб, брус, шар. Учить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых геометрических тел и фигур. Формировать навык счёта в пределах 9, сравнения чисел, соотнесения числа с количеством предметов. Учить решать простые задачи и оформлять их решение. Развивать пространственное представление и ориентировку, тактильное восприятие, мыслительные операции (умение работать по словесной инструкции, классифицировать, складывать из частей целое, сравнивать), произвольное внимание. Продолжить работу по формированию правильного произношения, расширять представления об окружающем мире, пополнять словарный запас. Развивать мелкую моторику кистей рук. Развивать навык самоконтроля. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес к математике и окружающему миру.

Оборудование: Плакат “Арена цирка”, картинка с изображением клоуна, картинки с изображением “цирковых актёров”. Набор геометрических фигур и геометрических тел. Предметы, имеющие форму шара, бруса, куба. Наборное полотно “Цифры, знаки”, набор цифр, арифметических знаков, знаков равенства и неравенства. Неравенства в картинках. Занимательные письменные задания на листах. Конверты с разрезными картинками.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Какой у нас сейчас урок? Какое время года?

Вы были когда-нибудь в цирке? Кто там выступал? Сегодня на уроке математики мы тоже отправимся в цирк, где встретимся с разными цирковыми актёрами. Чтобы попасть в цирк, нужно получить у клоуна Степана билет. А для этого необходимо выполнить задание.

На каждой парте лежит лист с заданием.

Задание “Нахождение заданной цифры по образцу”.

Раскрасьте шарик с той цифрой, которая написана на шарике у клоуна.

Теперь мы можем отправляться в цирк.

2. Актуализация знаний.

На доске – плакат с изображением арены цирка и клоуна Степана.

Картинки с изображением артистов цирка перевёрнуты. Под картинками – числа.

Давайте узнаем, кто начнёт цирковое представление. Учащиеся называют число 1. Открывается картинка.

ПОПУГАЙ КЕША (№ 1)

Он на жёрдочке сидит,
Громко с нами говорит,
В оперенье разноцветном,
Всем издалека заметном.

Кеша очень любит играть с числами, знает, как они называются. Он просит поиграть с ним в его любимую игру.

На парте у учащихся набор цифр.

Задание:

  1. Разложите ряд чисел от 1 до 9.
  2. Какое число самое маленькое? Какое число самое большое?
  3. Покажите цифру 3. Хлопните в ладоши 3 раза.
  4. Покажите цифру 5. Хлопните в ладоши 5 раз.
  5. Покажите цифру 2. Хлопните в ладоши 2 раза.
  6. Покажите цифру 7. На что она похожа? (На кочергу).

Вот семёрка-кочерга. У неё одна нога.

  • Какая цифра похожа на лебедя? (Два)
  • Какая цифра похожа на две баранки?

Цифра восемь так вкусна: из двух бубликов она.

  • Какая цифра похожа на замок?

Цифра шесть – дверной замочек: сверху крюк, внизу кружочек.

  • Какая цифра похожа на воздушный шарик? (Девять)

Игра “День-ночь”.

На доске на наборном полотне числовой ряд от 1 до 9.

Какое число пропало?

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради. Запишите ряд чисел от 1 до 9.

Учитель:

Кеше очень понравилось, как вы трудились. Но ему пора лететь.

Следующим на арену цирка выходит ДРЕССИРОВЩИК (№ 2)

В цирке номер объявляют:
- Дрессировщик выступает!
Много у него сноровки,
Знает толк он в дрессировке.

Как вы думаете, кого он будет дрессировать? (Тигров и слонов).

Дрессировщик предлагает нам решить задачу.

Задача.

В цирке выступали 6 тигров и 2 слона. Сколько всего зверей выступало в цирке?

Решение задачи с помощью наглядного материала и запись решения в тетрадь.

Мы успешно справились с заданием дрессировщика. И нам пора сделать гимнастику вместе с гимнасткой цирка.

ГИМНАСТКА (№3)

Летит гимнастка, как пушинка,
Порхает, словно балеринка.
То вверх, то вниз, и вновь вперёд,
Все смотрят на её полёт.

Физкультминутка 1

Выполнять поочерёдно руками следующие движения со счётом:

Рука на поясе (1).
Другая рука на поясе (2).
Рука на плече(3).
Другая рука на плече(4).
Рука вверх(5).
Другая рука вверх(6).
Рука на плече(7).
Другая рука на плече(8).
Рука на поясе(9).
Другая рука на поясе(10).
Обе руки вниз, встряхнуть руками.

ПЁС ЖОНГЛЁР (№ 4)

Кто это прискакал на цирковую арену?

Жонглёр на сцене выступает,
Он сверху мячики бросает,
А сам на лошади сидит
И весело “гав-гав” кричит.

.

Задание.

Назовите предметы, имеющие форму квадрата:

Носовой платок, рамка для фото,…

Назовите предметы, имеющие форму круга:

Тарелка, часы, …

Назовите предметы, имеющие форму прямоугольника:

Дверь, шкаф,…

Назовите предметы, имеющие форму треугольника:

Косынка, угольник,…

#1057;ообщение новой темы.

Все фигуры, о которых мы сегодня вспомнили, называются ПЛОСКИМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

А есть ещё ОБЪЁМНЫЕ ФИГУРЫ. Они называются ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми геометрическими телами.

4. Изучение нового материала.

  • На что похож ШАР?
  • На что похож КУБ?
  • На что похож БРУС?
  • Назовите предметы, имеющие форму куба.
  • Назовите предметы, имеющие форму шара.
  • Назовите предметы, имеющие форму бруса.

Игра “На какое геометрическое тело похожи предметы?”

  1. Закрепление изученного материала. Практическое применение нового.

Соедините линиями изображения геометрических тел с похожими на них предметами.

ФОКУСНИК (№5)

Кто появился на арене цирка?

Из шляпы зайка вылезает,
Как оказался в ней, не знает.
Над ним волшебник цирковой,
Колдует, шевеля рукой.

Словарная работа.

Фокусник - это артист, показывающий фокусы.

Фокус – это ловкая проделка, ловкое представление, трюк, основанный на хитрости, проворстве и ловкости.

Вместе с фокусником мы поиграем в игру “Волшебный мешочек”.

На ощупь определить, что в мешочке лежит и на какое геометрическое тело похоже.

Физкультминутка 2

Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

СЛОН (№ 6)

На арене цирка слон,
Вытянул свой хобот он.
В хоботе он держит мяч,
Неуклюжий, а лихач.

Давайте выполним задание слона.

Коррекция зрительно-пространственного восприятия.

Сложите из частей целое изображение (работа с разрезными картинками).

Кто у вас получился?

Я желаю вам получать только такие отметки как у цирковой Собачки на картинке.

6. Итог урока.

В гостях у кого мы сегодня были?

Какие задания предлагали нам цирковые артисты?

С какими геометрическими телами мы сегодня познакомились?

#1044;омашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей в условиях ФГОС НОО

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. В современном информационном мире мы доби...

Интегрированный урок – ресурс эффективности обучения и воспитания младших школьников

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гумманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития реб...

Применение здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании детей с ОВЗ и ТМНР.

Меняется время и с ним наш мир. Поколения сменяют друг друга. Неизменно одно-рождаются дети. Они – наше продолжение. Завтра будет принадлежать им – нашим наследникам. И для каждого человек...

Март 2020г. Статья Семинар-практикум для родителей «Инновационные технологии, используемые в обучений и воспитании детей с ЗПР»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.    Ушински...

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...