Сценарий праздника "Прощание с Азбукой"
методическая разработка (1 класс)

Королева Ирина Витальевна

Праздник проводится в 1 классе для учащихся и их родителей с целью поздравления с успешным окончанием изучения своей первой книги -  Азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_proshchanie_s_azbukoy.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника  «Прощание с Азбукой»

Цели праздника:

  • мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
  • развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
  • способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование: празднично украшенный зал, конверты с заданиями аудиозаписи, проектор, ноутбук, экран.

Ход праздника

Под песню «Теперь мы - первоклашки» дети входят в зал и занимают свои места

Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.

1 ученик. Мы сегодня очень рады

Всех приветствовать гостей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас.

2 ученик. Знают взрослые и дети,

И шахтёр, и водолаз,

Что трудней всего на свете

Самый первый школьный класс.

3 ученик.  Поступил я осенью

В школу, в первый класс.

Я считаюсь школьником

С первого числа.

4 ученик.  Ровно в восемь тридцать

Утром, каждый раз,

Очень много школьников

Входят в первый класс.

5 ученик.  Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

6 ученик.   Даже маленький ребенок,

Не умеющий читать,

Только вылез из пеленок –

Просит книгу показать.

7 ученик.  Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего.

8 ученик.  Научились мы писать

И большие фразы,

Можем мы теперь читать

Сказки и рассказы.

Исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик»

  1. Мы были малышами,

Теперь читаем сами,

Мы все читаем сами

И знаем алфавит.

Припев:   Представьте себе,

Представьте себе,

И знаем алфавит.

     2. Примеры мы решаем,

Из букв слова слагаем,

И всем мы предлагаем

С азбукой дружить.

Припев:   Представьте себе,

Представьте себе,

С азбукой дружить.

9 ученик.   Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с азбуки обложку, и закладок нет …

Все взволнованы немножко. В чём секрет?

10 ученик.   Уже Земля сменила платье,

Надела вешний свой наряд.

Сегодня праздник – школьный праздник

Для всех читающих ребят!

11 ученик.  Март месяц за окном стоит,

В воздухе весна кружится.

А нам сегодня предстоит

С Азбукой проститься!

12 ученик.   Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Азбуке мы скажем: «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

13 ученик.  Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

14 ученик.   Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

15 ученик.  В поезд можете садиться,

Этот поезд быстро мчится.

От границы до границы,

По степям до синих гор,

На зеленый светофор.

16 ученик.   В школу он спешит сейчас.

К нам на праздник в 1 класс.

Опоздать нельзя на праздник,

Это каждый знает.

Мчится поезд первоклассник.

Скорость набирает!

17 ученик.   Прибавляет на пути:

К трем – четыре, два к пяти,

Чуть пеналами гремит,

Чуть губами шевелит,

Изучает алфавит.

Учитель:  Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. Но мы не можем начать наш праздник без главной  героини – Азбуки.

Вас научила азбука читать,

В ней много нового узнали 

И на её страницах вы 

Друзей хороших повстречали. 

Давайте вспомним тех сейчас, 

Кто с буквами знакомил нас.

 (раздаётся стук в дверь)

Учитель:  А вот и в гости к нам кто - то пожаловал! 

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне? 

Дети: (Хором): Это он, это он,

 Наш весёлый почтальон! 

Почтальон: Здравствуйте дорогие ребята!

Ой, как вас много и какие вы все красивые! 

А первоклассники - то здесь есть?

Почтальон: Ну, тогда получите посылку!

Учитель:  Интересно, что же в этой посылке?

Почтальон: А вы отгадайте:

 Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

 Не человек, а разговаривает. 

Почтальон: Правильно, это книга! 

Но она необыкновенная, она волшебная! (почтальон достаёт азбуку)

Учитель:  Да это же ваша, ребята, азбука! Обыкновенная азбука, не пойму, почему же она волшебная?

Почтальон: Она волшебная! Она может ожить, а для этого ребята должны дружно похлопать в ладоши! (ребята хлопают в ладоши, несколько ламп в зале отключается)

Учитель: Тише, тише, свет погас, Настаёт волшебный час, Дверь откройся, Свет зажгись, Сказка правдой к нам явись! (выходит старшеклассница в костюме Азбуки)

Входит Азбука.

Азбука.  Вот и я, мои друзья!  Я вам рада очень!  Слышать добрые слова  Кто

же не захочет?

 Учитель: Уважаемая Азбука!  Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти 6 месяцев. Будь нашей гостьей!

Азбука: - Спасибо за приглашение!

Учитель: Принимай парад от А до Я.

 Азбука.  Есть принимать парад!  А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!  Я – командир, вы – мой отряд!  

Азбука:  По порядку   стройся.

Азбука: Гласные!

 Гласные: Здесь!

Азбука: Согласные!

Согласные: Здесь!

Азбука:  Буквы, которые не обозначают звуков!

 Ь, ъ: Здесь.  

Учитель:  Буквы - значки, как бойцы на  парад, В четком  равнении  построились  в  ряд. Каждый  в  условленном  месте  стоит, И  называется  строй-алфавит!

Азбука:  А сейчас мы проведем перекличку букв русского алфавита.
А.  Алфавит пройдём мы вместе
Б.  Будем петь его как песню
В.  Весело его споём мы
Г.  Громче грома-2р.
Д.  День сегодня музыкальный
Е.  Есть талант у нас вокальный
Ж.  Жить без знаний скучно б было
З.  Знанье – это наша сила
И.  И тому пути открыты
К.  Кто подружит с алфавитом
Л.  Лошадь, лама, ландыш, ложка
М.  Мел, метель, метро, матрёшка
Н.  Небо, невод, нить, невеста
О.  Овод, облако, оркестр
П.  Попугай поёт по нотам
Р.  Рой пчелиный роет соты
С.  Стрекоза в саду стрекочет
Т. Такса лапками топочет

У. Утка слушает пластинки
Ф
. Фанту пробует фламинго
Х
. Хор не плох, есть слух у хора
Ц
. Царь зверей его опора
Ч
. Чтим его – рычит он чисто
Ш
. Шесть заменит он артистов
Щ
. Щедрый пир нам дарят песни
Э
. Этот день собрал нас вместе
Ю
. Юмористов, оптимистов
Я
. Ярких артистов
Азбука:  Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники.
Учитель:  Дорогая, Азбука, побудь у нас на празднике, а мы с ребятами продолжим праздник. (Азбука садится в зал)
Почтальон: Ребята, к сожалению не все книжные герои смогли прибыть к вам на праздник. Они прислали свои телеграммы, но забыли подписаться. Давайте вместе разгадаем, кто их прислал.
«Спасите! Нас съел серый волк…» (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
«Очень расстроена! Нечаянно разбила яичко…» (мышка и
з сказки «Курочка Ряба»)
«Прибыть на праздник не
могу, от меня сбежали брюки…» (грязнуля из сказки «Мойдодыр»)
«Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби…» (волк из сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»)
«Дорогие гости, по
могите! Паука – злодея зарубите!» (муха – цокотуха)
«Пришлите, пожалуйста, капли: мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!» (цапли из сказки «Телефон»)
Почтальон: Молодцы, справились с заданием. Ну, мне пора, еще надо заглянуть в соседние дома, там журналы и газеты ждут.

Учитель: Машинисты и ткачи, трактористы и врачи,  лесорубы и шахтёры, комбайнеры и актеры, повара и кузнецы, водолазы и певицы.  Все когда-то в первый раз приходили в первый класс. Все ходили в первый класс.  Ваша очередь сейчас.

Сценка

Первоклассник (недовольно отвернувшись):

Зачем в школу мне идти?

Я читаю лет с пяти.

Нужен этот первый класс!

Ухожу домой сейчас,

Попрошу купить компьютер,

Буду целый день играть.

В Интернете «зависать».

Ведущий: Подожди, не торопись,

Лучше к школе приглядись.

И, поверь мне, в Интернет,

Грамотой, не овладев,

подключаться толку нет:

Насмешишь весь белый свет.

Первоклассник: Как же так? Ведь я читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

(показывает на букву «Р»):

- Эту тоже?

Первоклассник: Ну, а как же?!

Скажет каждый во дворе:

«Перед вами буква -Рэ- ».

Буква Р:  Я не рэ! Я не рэ! Я не рэ!

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах».

Рокочу я громким громом

И реву звериным ревом-

Вот тигриным например.

Моё имя – буква «ЭР»!!!

Первоклассник:   Извините, я не знал,

Но я правильно читал…

Учитель:  Молодцы ребята! А сейчас давайте поиграем.
Звучит музыка. На метле влетает Баба – Яга. (Появляется Баба - Яга)
Баба-Яга:
 
- А вот и я, Бабусечка – Ягусечка
 Красатусечка! Чем вам не снегурочка?
Мне каких – то 300 лет всего – то,
Мне пожить, повредничать охота!
По лесу по темному гуляю,
Что такое сотворить не знаю?
Не терплю по вечерам сидеть одна я
На дискотеке тусоваться все мечтаю.
Я не просто вам Яга, какая?
Я супер – мопед... ой супер модель,
Краса лесная. И фигура у меня атлетическая,
Настроение мое электрическое!
Фу – Фу! Русским духом пахнет. Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму?
  Почему веселье, пляс?
Ничему не быть сейчас!
 Унды -  фунды, гунды-гей! Кончись  праздник, поскорей! Ха-ха-ха! Вот и тихо! Вот и хорошо! Вот вам и праздник! И никто вас не найдёт!
Ах, как мои ноженьки устали с дороги. Ох, и старая я стала, надо отдохнуть.

Азбука: Кто веселье прекратил?

Кто музыку остановил?

Дети: Баба-Яга.

Азбука: Ах она, злющая!

Ах она, старая!

Давайте её накажем?

Она плясать не любит. А мы её заставим. (Хлопает в ладоши)

Раз, два, три, ну-ка, бабушка, пляши!

Танец БУГИ – ВУГИ  (Баба-Яга пляшет), приглашаются ребята  

Баба-Яга: Ох, плясать я не могу. Ох, сейчас я упаду.

Расколдуй меня скорей.

Буду, буду я добрей.

Азбука: Раз, два, три! Музыка, замри!

Баба-Яга: Простите меня, ребята!

Азбука: Простим?

Баба-Яга: Азбука, а ты что здесь делаешь?

Азбука: пришла к ребятам на праздник, посмотреть как они повзрослели и поумнели.

Баба-Яга: А что умные что-ли такие? Сейчас проверю! У меня здесь стишочки есть с ошибками. Вот проверю я ребят, найдут ли они ошибки?

  1. Тает снег, бежит ручей.

На ветвях полно врачей.

(грачей)

2. Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

(чайки)

3.Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

(сом)

4.Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном!»

(капель)

5. Спят ночами утки.
В конуре иль будке. 
(Не утки, а собаки спят в конуре).

6. Весною из берлоги.
Выходят носороги.
(Не носороги, а медведи).

7 . Воют волками метели.
В зимнем месяце апреле. 
(Апрель не зимний месяц).

8. Хорошо в футбол играем, 
Шайбы часто забиваем. 
(Не шайбы, а мячи).

Баба-Яга: Ой, и правда, молодцы!!!! Не зря в школу ходят!!!

Баба-Яга: Азбука, а что ты принесла в сундучке?

Азбука: Подарки детям.

Баба-Яга: (заглядывает в сундук) Ну и подарки! Вот у меня подарки есть, что не можно глаз отвесть. Я их вам сейчас покажу. (Достаёт из мешка свои подарки). Вот платье, почти новое. В молодости носила, когда красавицей была (показывает, платье всё в дырках). Вот скатерть-самобранка. Правда она прохудилась, но ещё хорошая. Или вот сковорода, чтоб ребят жарить (спохватывается, машет руками). Нет, нет, я хотела сказать другое! Вот если б её почистить, то можно смотреться в зеркало. Нравятся вам мои подарки?

Дети: Нет

Баба-Яга: Один раз хотела доброй быть, да и то не угодила!

Баба-Яга: Ладно, ребятишки.

Я желаю вам радости! Желаю не скучать!

Мам и бабушек не очень огорчать.

И всегда просить прощения

За любое огорчение!

До свиданья, ребятня,

Буду доброй нынче я.

Азбука. Ребята, я рада, что вы повзрослели, поумнели. И знаете весь алфавит наизусть. И сейчас мы это проверим.

Есть конверты в этом зале,

Где написаны заданья.

Первый близко здесь лежит

Там, где музыка звучит.

Дети находят конверт, учитель читает задания.

Задание 1: Угадай букву

1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)  

2. В этой букве нет угла - до того она кругла.

    До того она кругла - укатиться бы могла. (О)  

3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)  

4. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)  

5. Палочка и палочка, между ними галочка.

   И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)  

Азбука.   Ребята, продолжаем искать конверты.    

             «А теперь второй ищите,

             Там откуда свет, тепло,

             Если шторы отодвинуть,

             Вмиг найдёте вы его».

Задание 2. Отгадай загадку.

Учитель. А теперь мы хотим  проверить, насколько хорошо вы умеете отгадывать загадки.

  1. На ноге стоит одной,

крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

реки, горы, океаны.        (глобус)

2. В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.  (дневник)

3.Если ты меня отточишь,

нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Это просто ………..!        (карандаш)

4. Разноцветные сестрицы,

заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

нарисуют дом и дым.     (краски и кисточка)

5. В чёрном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Этот заяц белый …..          (мел)

6. Разноцветный ящик мой

В ранец я кладу с собой.

Ящик этот очень мал.

Называется …...                      (пенал)

7. Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамотно учиться.      (книга)

8. Я люблю прямоту,

я сама прямая.

Сделать ровную черту

всем я помогаю.    (линейка)

9. Хоть не прачка я, друзья,

Стираю я старательно.

Если мне работу дашь –

Зря трудился карандаш.    (ластик)

Азбука: ищите третий конверт.

                    Следующий найти несложно,

                  Он под стулом закреплён.

                  Если мы туда заглянем,

                  Его обязательно найдём.

Задание №3

Учитель:  Следующее задание: доскажите сказку.

  1.  Жили-были семь ребят –

Белых маленьких ... (козлят).

Мама их любила,

Молочком ...  (поила).

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый ...  (волк).

Шкуру белую надел,

Нежным голосом ...  (запел).

Как коза запел тот зверь:

– Отоприте, детки, ...   (дверь).

Ваша матушка пришла,

Молочка вам ...  (принесла).

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки:

«...  и  ...........  ........».

(«Волк и семеро козлят»)

  1. Маша в коробе сидит,

Далеко она ...  (глядит).

Кто несёт её ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её ...  (медведь)

Вместе с ...  (пирогами).

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша ...   (отдохнуть).

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге ...  (съесть).

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас такая книжка,

Это – «...  и  ...».

(«Маша и Медведь»)

Учитель: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время  мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором им «Спасибо».

1 ученик.  Спасибо, мамочка, тебе

 За все заботы обо мне.

 За то, что в школу я хожу,

 За книгу, что в руках держу.

 Я эту книгу полюбил,

 Я в ней все буквы изучил.

 И как мне радостно сказать:

 Умею я теперь читать! (хором)

Учитель:  Они вместе с вами прочли много интересных сказок. Сейчас я проверю, как наши гости  знают сказки и смогут  ли исправить их названия.

  • «Снежная принцесса» - это правильно?   ……«Снежная королева»
  • Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
  • Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
  • Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
  • Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
  • Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
  • Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
  • Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
  • Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
  • Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
  • Луковый мальчик. (Чипполино.)
  • Свеколка. (Репка.)

Ведущий:  Молодцы мамы, папы,  бабушки! Экзамен сдан!

Молодцы, первоклассники!

 Вы прочли Азбуку до корки,

 Вам по чтению пятерки!

 Позади нелегкий труд,

 Слогового чтения.

 Вам сегодня выдаю – Удостоверения!

 В том, что Азбуку прочли!

 Полный курс наук прошли!

 И теперь без передышки

 Вы прочтете любые книжки.

 Вручение Удостоверений.

Азбука: Вот и пришла пора проститься

И я хочу вам пожелать:

Всегда старательно учиться,

Всегда с охотою трудиться

И Азбуку не забывать!

Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся в каждой книге, на каждой странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках.

Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! А вам я представляю новую книгу, с которой вы пойдете дальше – литературное чтение.

( Входит Литературное чтение).

Вам мое почтение! (кланяется)

Я – Литературное чтение.

Полистай мои страницы:

Здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки.

Поговорки, даже шутки.

Я от Азбуки слыхала,

Что вы знаете немало.

Любознательных люблю,

Щедро знания дарю.

Всем кто хочет много знать,

Хорошо надо читать. 

Учитель: Спасибо Азбука, а ребята на прощание прочтут тебе стихи.

2 ученик. Спасибо, азбука за всё,

Что сделала для нас!

За слово первое твоё, за стих,

За первый твой рассказ.

Нас научила ты читать, писать.

Слова на слоги разбивать.

Прошли с тобой от А до Я,

И с нами будешь ты всегда.

3 ученик. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку,  трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!

4 ученик.  Сегодня праздник необычный:

Спасибо, азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

5 ученик.  Мы теперь читаем сами, 
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо – 
Расставаться нам пора!

6 ученик. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

Азбука: До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)

Учитель: Уважаемые первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. И благодаря Вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать. Наше увлекательное путешествие от А до Я  подходит к концу.  Дальше по лестнице знаний поведёт нас книга – Литературное чтение. Она научит вас быть честными, смелыми, добрыми.  Успехов вам в учёбе!

Исполнение  песенки  «Первоклашка»

1. Пусть бегут неуклюже

Первоклашки по лужам,

Дети в школу спешат на урок.

Даже дождь не пугает,

Если в класс приглашает,

Лучший друг наш, веселый звонок.

Припев:        

Мы чуть-чуть уж повзрослели,

Научились мы читать.

Подросли и поумнели,

Нас теперь уж не узнать.

2. Наши книжки, тетрадки

В идеальном порядке

В выходные устали отдыхать!

Дома скучно ужасно,

Ну, а в школе прекрасно:

Снова будем писать и читать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Сценария праздника " Сказочная Азбука"

Герои  сказок (первоклассники)  собрались в уютном  светлом зале и проводят Праздник Букваря. Гости восхищаются талантом и артистизмом маленьких первоклассников.Они благодарят своих учи...

Сценарий праздника "Спасибо, Азбука, за то, что научила нас читать!""

Данный сценарий можно использовать при подготовке праздника "Прощание с Азбукой", а отдельные элементы -  на уроках русского языка и литературного чтения....

Сценарий "Праздник Любимой Азбуки"

Сценарий праздника для 1 класса....

Сценарий праздника "Прощай, азбука!"

Сценарий праздника для учащихся 1 класса. Сценарий очень интересный: содержит стихи, песни. На праздник приходит много сказочных персонажей, роли которых исполняют учащиеся 5 класса....

Сценарий праздника "Прощай, Азбука"

Игровой и занимательный материал для проведения праздника....

сценарий "Прощание с Азбукой"

материал разработан с учетом малой наполняемости учащихся в 1 классе...