Мастер- класс "Интеграция и метапредметные связи в условиях ускоренного обучения младших школьников"
материал (4 класс)
Данный мастер класс важен для учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dyakovoy_s.a.docx | 34.92 КБ |
master-klass_dyakovoy_s.a.ppt | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Дьякова Светлана Александровна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области »
Мастер – класс
«Интегрированные уроки в начальной школе как средство
повышения мотивации младших школьников»
«Всё, что находится во взаимной связи должно преподаваться в такой же связи»
Ян Амос Каменский
Цель:
Предложить участникам мастер-класса опыт использования и применения интегрированных уроков в начальной щколе как средство повышения мотивации младших школьников
Задачи:
1. Вызвать интерес у коллег к интегрированным урокам в начальной школе как средство повышения мотивации младших школьников
2. Сформировать представление об интегрированном уроке в начальной школе с внедрением ФГОС НОО
Одним из актуальных вопросов модернизации современного российского школьного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета, которая направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.
Как обеспечить достижение обучающимся метапредметных результатов в условиях сохранения предметного обучения?
Один из путей решения данной проблемы – это межпредметная интеграция и внедрение межпредметных технологий (например, метод проектов). «Межпредметная» =
«полипредметная», т.е. много, несколько предметов.Анализ программ по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность эффективного использования процесса интеграции в любом УМК для начальных классов. Проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю.
Что такое интеграция ?
Интеграция – это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного.
Ю.М.Колягин считает, что применительно к системе обучения понятие "интеграция" может принимать два значения:
1) как цель обучения она должна дать ученику те знания, которые могут научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, где все элементы взаимосвязаны;
2) как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.
Интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью и компактностью, так как на таких занятиях решается совокупность задач. Весь урок подчинен общему замыслу и строится на основе одного доминантного предмета, который в то же время объединяет различные дисциплины.
Интегрированное обучение необходимо в современной школе. Оно положительно влияет на развитие самостоятельности, интересов и познавательной активности учащихся, способствует всестороннему развитию способностей ребенка, побуждает его к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, приобретать и развивать коммуникативные компетенции, которые могут использоваться в разных жизненных ситуациях. Интегрированный урок отличается от традиционного урока использованием межпредметных связей. Он направлен на развитие у учащихся выделять главное, проводить аналогии, анализ.
Межпредметная интеграция :
- повышает мотивацию к учебе;
- оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье детей;
- расширяет объем знаний детей;
- дает возможность создания комфортного состояния для младших школьников при обучении
Многие ученики начальной школы способны воспринимать материал на более высоком уровне, а учебная информация не всегда предоставляет достаточной нагрузки на интеллектуальное развитие, поэтому включение в обучение интегрированных уроков способствует интеллектуальной активности учеников. Анализируя учебный материал с разных сторон, ученик устанавливает межпредметные связи изучаемого предмета. Интегрирование можно рассматривать на уроках русского языка и литературного чтения, литературного чтения и музыки, математики и геометрии, литературного чтения и окружающего мира. Работая по программе «Перспективная начальная школа» очень хорошо прослеживается интеграция математики и окружающего мира, русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства.
Каким должен быть итнегрированный урок?
Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Подготовка интегрированного урока:
Определение цели и задач урока.
Отбор оптимального содержания материала урока.
Выделение главного материала.
Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения.
Нахождение связей с другими предметами и планирование их
использование в ходе урока.
Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока.
Подбор дидактических средств урока.
Определение объема и форм самостоятельной работы учащихся.
Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.
Продумывание форм подведения итогов урока.
Хронометраж времени, затраченного на каждый этап.
Педагогические возможности интегрированного урока:
формирование у младших школьников целостного представления об окружающем мире на основе комплексного, взаимосвязанного изучения различных явлений;
расширение образовательного кругозора младших школьников за счет включения в интегрированные уроки нового содержательного материала;
создание единой системы урочной и внеурочной деятельности;
увеличение свободного времени младших школьников за счет меньшей затраты времени на выполнение интегрированных домашних заданий и более рациональное его использование: посещение школ
дополнительного образования, спортивных секций, кружков по интересам и др.;
повышение творческого, интеллектуального потенциала учащихся в результате приобретения умений и навыков интеллектуальной
деятельности.
Этапы интегрированного урока:
- организационный момент
- постановка цели
- проверка домашнего задания и актуализация знаний
- выполнение задач стандартного, репродуктивного и творческого типа
- контроль сформированных умений и навыков
- выдача домашнего задания
Изучая по математике тему « Симметрия» можно включить тему по окружающему миру « Осенние изменения в лесу». Рассматривая симметрию листьев, обсуждается, что означает симметрия в математике, технологии. В практической самостоятельной тетради № 3 по математике у учащихся формируется желание понимать связи вещей и отношения изучаемых предметов. Знакомясь в 3 классе с произведением Л. Каминского « Сочинение», дети ведут наблюдение над лексическим значением частей речи. Литературное чтение неразрывно связано с изобразительным искусством. Постоянная работа в « Музейном доме», в конце учебника, развивает у учащихся чувство прекрасного, знакомит с художниками и их произведениями, ведется сравнительный анализ произведения и картины. В первом классе дети изучают курс интегрированного обучения « Математика и конструирование». Этот курс предполагает углубленное развитие логического мышления и пространственных представлений. Предметы «Изобразительное искусство» и «Литература», «Русский язык» были выбраны не случайно. Ведь помимо того, что треть изучаемых тем по данным предметам совпадает по содержанию с темами уроков, уроки изобразительного искусства способствуют пробуждению у учащихся эмоциональной отзывчивости, воспитывают культуру чувств, нравственно обогащают личность ребенка, учат воспринимать окружающий мир во всем его богатстве, обогащают внутренний мир ребенка.
В форме интегрированных уроков желательно проводить обобщающие уроки, уроки закрепления, на которых раскрываются трудности, наиболее значимые для нескольких предметов. Уроки интегрирования не рекомендуется проводить часто, так как у учащихся пропадает к ним интерес.
Результат интегрирования проявляется в творческом мышлении учащихся, они могут применить свои знания на практике, усвоение учебного материала становится более прочным и осмысленным, повышается мотивация к учению. Интегрированные уроки вызывают большой интерес у детей.
Выбор интегрированного урока как средства повышения мотивации обучения учащихся объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна.
В-четвертых, интеграция снижает перегрузки учащихся, подкрепляет мотивацию обучения.
В-пятых, интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированного урока:
формирует у ребёнка целостное представление картины мира;
объединяет знания из разных областей, что вызывает интерес ребенка к предмету изучения,
повышает мотивацию ребенка к обучению и самопознанию;
способствует развитию гармонической (интеллектуальной
и эмоциональной) личности ребенка;
снимает перенапряжение и перегрузку, что способствует положительному эмоциональному состоянию ребенка на уроке.
развивает образное мышление, творческую активность учащихся.
Педагогические приемы, направленные на развитие учащихся, повышение мотивации обучения:
Минутки вхождения в урок, помогающие понять эмоциональное состояние, настрой.
Вопросы на эмоциональное восприятие художественных текстов, стихов, музыкальных произведений помогают создать детям образы, побуждают мысль к чувствам, ощущениям. Например: «Что вы представили, слушая эту музыку?», «Что вы ощущаете, когда приходите в лес, парк?», «Что вы чувствуете, когда смотрите на снег?», «Как вы думаете, что ощущают деревья, когда наступает зима?», «Знаете ли вы, как пахнет зима?» и т. п.
Творческие задания на развитие воображения, фантазии, выразительности речи: «Продолжи рассказ», «Нарисуй сказку, басню…», «Конкурс иллюстраторов» и др.
Прием незаконченного предложения
«Я почувствовал…», «Я подумал…», «Я представил себе…», «Я восхищаюсь…», «Меня удивляют…».
Составление рассказа о художниках, поэтах…
Составление поэтических тетрадей.
Написание стихов на тему.
Интегрированные уроки вносят новизну и оригинальность в процесс обучения школьников. Используя межпредметную интеграцию, можно закрепить ранее изученный материал и дать дополнительные сведения. Интегрированные уроки позволяют педагогам учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы.
Интегрированные уроки отличаются своей образностью и эмоциональным проведением. Материал уроков огромен, разнообразен: в процессе обучения необходимо не только сформировать умения и навыки, но и закрепить, углубить знания учеников.
Создание на уроке проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим организаторские способности.
Интегрированный урок в большинстве своем ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива во время проведения урока и при подготовке к нему. Но в отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала интегрированный урок может выходить за рамки одного урока и длиться 1,5-2 академических часа. Как правило, такой урок помимо обширного теоретического материала предполагает объемную по продолжительности практическую работу (интеграция с уроком ИЗО).
Выводы:
Подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют следующие преимущества для учащихся:
повышают познавательный интерес детей, который проявляется в активной и самостоятельной работе на занятии и во внеурочное время;
повышают уровень знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации с использованием сведений из различных наук;
способствуют развитию творческих способностей детей;
повышают мотивацию обучения.
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления и творческой деятельности учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Всё, что находится во взаимной связи должно преподаваться в такой же связи» Ян Амос Каменский
ЦЕЛЬ : Предложить участникам мастер-класса опыт использования и применения интегрированных уроков в начальной щколе как средство повышения мотивации младших школьников
ЗАДАЧИ: 1.Вызвать интерес у коллег к интегрированным урокам 2. Сформировать представление об интегрированном уроке в начальной школе с внедрением ФГОС НОО
«… овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами» ФГОС НОО
ИНТЕГРАЦИЯ -процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.
ПОДГОТОВКА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА 1.Определение цели и задач урока. 2.Отбор оптимального содержания материала урока. 3.Выделение главного материала. 4.Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения. 5.Нахождение связей с другими предметами и планирование их использование в ходе урока. 6.Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока. 7.Подбор дидактических средств урока. 8.Определение объема и форм самостоятельной работы учащихся. 9.Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания. 10.Продумывание форм подведения итогов урока. 11.Хронометраж времени, затраченного на каждый этап .
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ЭТАПЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА: 1.организационный момент 2.постановка цели 3.проверка домашнего задания и актуализация знаний 4.выполнение задач стандартного, репродуктивного и творческого типа 5.контроль сформированных умений и навыков 6.выдача домашнего задания
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА
Окружающий мир Экскурсия «Осенние изменения в природе» Литературное чтение И Бунин «Лес, точно терем расписной…» ИЗО «Рисование с натуры осенних листьев» Вывод о том, что узнали в течение учебного дня об осенних изменениях в природе
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
В работе рассматриваются условия, при которых возникает и развивается интерес к литературному чтению на различных этапах урока, а так же возможность развития учебной мотивации через содерж...
Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.
В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших ...
Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников
Статья направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», "дезадаптация" , причинами возникновения и способами преодоления дезадаптации....
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Создание условий индивидуализации обучения младших школьников с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....
Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»
Меня, как учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...
Мастер-класс для педагогов по ПДД "Формы организации обучения младших школьников ПДД"
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как профилактика детского доро...