Выступление на семинаре
статья
Тема «Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности и критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_morozovoy_o.v.docx | 215.13 КБ |
vystuplenie_morozovoy_o.v._na_seminare_po_chteniyu.pptx | 904.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методические особенности формирования читательской функциональной грамотности и критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»
(Слайд 1)
Выполнил: Морозова О.В.,
учитель начальных классов,
МБОУ «Излучинская ОНШ»
(Слайд 2)
Я хочу начать свой доклад со слов основоположника педагогики Яна Каменского: «Читать и не понимать – тоже, что совсем не читать».
Формирование и развитие функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.
Что же такое функциональная грамотность?
(Слайд 3)
Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
(Слайд 4)
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной сфере.
Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе проводится диагностика детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха.
Исходя из результатов проведенной диагностики и собственного анализа, можно сделать вывод, что обычная подача программного материала не сможет реализовать главную цель, а именно развитие литературных способностей младших школьников и приобщение их к литературе. И только лишь интересные, развивающие задания творческого характера могут решить эту задачу.
(Слайд 5)
Одним из способов формирования читательской грамотности является технология развития критического мышления.
Цель данной технологии - формирование базовых мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.
(Слайд 6)
Технология РКМ позволяет решать следующие задачи:
- повышать интерес к процессу обучения и активному восприятию учебного материала;
- формировать навыки написания текстов различных жанров;
- развивать способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- формировать коммуникативные навыки и ответственность за знание;
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения и других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
(Слайд 7)
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.
(Слайд 7)
(Слайд 8)
Для стадии вызова характерны следующие приемы: «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Кластер», «Мозговой штурм», «Ассоциации», «Круги на воде».
(Слайд 9)
На стадии осмысления используются такие приемы, как «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун» - «Рыбий скелет», «Сводная таблица», «Уголки», «Лови ошибку», «Логические цепочки», «Прогнозирование с помощью открытых вопросов», «Ромашка Блума», «Взаимоопрос», «Сюжетная таблица», «Перекрестная дискуссия».
(Слайд 10)
Стадия рефлексии включает приемы: «Шесть шляп», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Эссе», «Рафт», «Последнее слово за мной», «Свободное письмо», «Кубик Блума».
Приемы технологии развития критического мышления целесообразно использовать при формировании читательской грамотности у младших школьников. К ним относятся: «Бортовой журнал», «Верные и неверные утверждения», «Кластер», «Чтение с остановками», «Перепутанные логические цепочки», «Лови ошибку». «Толстые и тонкие вопросы», «Корзина идей», «Мозговой штурм», «ЗХУ», «Ромашка вопросов или ромашка Блума», «Синквейн».
Включать приемы технологии развития критического мышления в обучении младших школьников необходимо постепенно, начиная со второго полугодия 1 класса.
В течение каждого учебного года вводятся новые приемы и отрабатываются уже знакомые. Система работы по использованию приемов ТРКМ не остается неизменной. В отдельных случаях она требует корректировки или изменений. Это связано с разным уровнем как индивидуальной, так и общей подготовленности учащихся класса.
Для работы на уроках литературного чтения используются альбом по рисованию (1-3 класс), общая тетрадь в клетку (4 класс).
Рассмотрим несколько приёмов данной технологии более подробно.
(Слайд 11)
Приём «Бортовой журнал»
При работе с литературными произведениями в таблицу вносятся изменения. В первой колонке записывается ФИО автора и название произведения, во второй – младшим школьникам предлагается нарисовать рисунок к изучаемому произведению
Автор, название произведения | Рисунок к произведению |
Например, при изучении произведения К.Чуковского «Телефон» «Бортовой журнал», заполненный учениками 1 класса выглядел следующим образом.
К. Чуковский «Телефон» |
Приём «Ассоциации».
Даёт возможность определить тему урока, развивать воображение, интуицию.
Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.
Например:
– Почему именно так называется произведение?
– Что может произойти в рассказе с таким названием?
(Слайд 12)
Упражнение «Ассоциативная цепочка».
На уроках литературного чтения использую тематические ассоциативные цепочки. Учащиеся выстраивают цепочку по заданной теме.
При работе по разделу «Люблю природу русскую. Весна». Можно выстроить следующую линейную цепочку: таяние льда, бурление воды, тепло, ручьи, трава, солнце, пение птиц, праздники, каникулы.
Приём «Чтение с остановками».
На начальной стадии урока, обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении, на основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
(Слайд 13)
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определённо невозможно, (толстые) вопросы.
(Слайд 14)
Рассмотрим данный приём, на примере изучения сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
Вопросы предлагаются в таблице, В левой части таблицы, простые «тонкие» вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», а в правой части – «толстые» вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.
Тонкие? | Толстые? |
– Кто главный герой? – Кого обидела Федора? – Куда ушла посуда? | -Дайте объяснение, почему это произведение называется «Федорино горе»? – Почему от Федоры убежала посуда? – Что Федоре надо делать, чтобы подобная ситуация не повторилась? |
(Слайд 15)
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».
Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём работы с пословицами. Логическо-поисковое задание.
Развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся.
Рассмотрим средства формирования читательской грамотности и оценку достижения планируемых результатов обучения.
- Литературные диктанты.
Виды литературных диктантов: информационный, литературоведческий, лексический.
Информационные диктанты включают имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
(Слайд 16)
Информационный диктант с дополнением «Я знаю фамилии русских поэтов».
Учитель диктует имя и отчество поэта, учащиеся записывают имя, отчество и самостоятельно дописывают фамилию.
Александр Сергеевич, Фёдор Иванович, Николай Алексеевич, Апполон Николаевич, Афанасий Афанасьевич.
Самопроверка информации по интерактивной доске, учебная литература.
Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Алексеевич Некрасов, Апполон Николаевич Майков, Афанасий Афанасьевич Фет.
(Слайд 17)
Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
2 класс. Пословица, песня, загадка, шутка, потешка, скороговорка, рассказ, басня.
Например: Запиши названия данных литературных жанров.
– один из видов народной повествовательной литературы, произведение в прозе или реже в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях иногда фантастического характера (Сказка)
– короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль (Басня)
Самопроверка по учебной литературе.
Для закрепления литературоведческих понятий можно использовать, упражнения в форме таблицы.
Соедини стрелочкой слово с определением.
Абзац | Писатель, который сочиняет басни. |
Баснописец | Прозаическое произведение, в котором автор рассказывает о каком- либо событии из жизни героя. |
Рассказ | Часть текста от одной красной строки, до следую щей. |
Лексические диктанты включают слова и выражения из словарей, которые даны в учебниках и учебных хрестоматиях.
Например: Допиши предложения.
Поклажа – это ________________________
Пятак – это ________________________
Самопроверка по учебной литературе, словари.
Место проведения литературных диктантов на уроке.
– в начале урока (этап повторения изученного);
– в середине урока (этап изучения нового материала);
– в конце урока (во время обобщения материала).
(Слайд 18-19)
Приёмы формирования читательской грамотности.
С целью развития стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность, строю свою работу на уроке, используя приёмы
(Слайд 20)
Рефлексия.
(Слайд 21)
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
Существует огромное количество методов и приёмов по формированию читательской грамотности школьников и каждый педагог сам выбирает тот путь к достижению цели, который будет эффективным именно для его обучающихся.
(Слайд 22)
Спасибо за ваше внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Читать и не понимать – тоже, что совсем не читать» Ян Каменский
Функциональная грамотность - способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Технология критического мышления Цель технологии - формирование базовых мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)
Задачи ТРКМ
Этапы ТРКМ
Приемы на стадии «Вызова «Корзина идей»; «Дерево предсказаний»; «Верные и неверные утверждения»; «Ключевые слова»; «Кластер»; «Мозговой штурм»; «Ассоциации»; «Круги на воде».
Приемы на стадии «Осмысления»
Приемы на стадии «Рефлексия»
Прием «Бортовой журнал» Автор, название произведения Рисунок к произведению К. Чуковский «Телефон»
Упражнение « Ассоциативная цепочка » таяние льда бурление воды тепло ручьи трава солнце пение птиц праздники каникулы
Приём «Тонкий и Толстый вопрос» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто? Что? Дайте три объяснения, почему… ? Когда ? Объясните, почему… ? Может …? Почему вы думаете… ? Было ли …? Почему вы считаете… ? Согласны ли вы …? В чём различие… ? Мог ли…? Предположите, что будет, если… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?
Тонкие ? Толстые ? – Кто главный герой? – Кого обидела Федора? – Куда ушла посуда? -Дайте объяснение, почему это произведение называется « Федорино горе»? – Почему от Федоры убежала посуда? – Что Федоре надо делать, чтобы подобная ситуация не повторилась? К.И.Чуковский « Федорино горе».
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать »
«Я знаю фамилии русских поэтов» Александр Сергеевич … Фёдор Иванович … Николай Алексеевич … Апполон Николаевич … Афанасий Афанасьевич …
Литературоведческие диктанты … – один из видов народной повествовательной литературы, произведение в прозе или реже в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях иногда фантастического характера … – короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль
систематизирует уже имеющуюся информацию; способствует вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока , с вязывает разрозненные факты в единую картину; Приёмы работы с текстом при изучении нового материала
Приём «Верите ли вы …» 1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться? 2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут? 3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей? 4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей? 5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей? 6. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? 8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?
Прием «Реставрация текста» Один из продуктивных приемов работы с текстом является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ ( Пробелами)». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На_________небе мгла носилась; Луна, как________пятно , Сквозь________ _______желтела, И ты __________сидела- А нынче погляди в окно: __________небесами _________коврами, Блестя на солнце, снег лежит
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи: ● учить видеть, слышать и чувствовать текст; ● пополнять речевую память учащегося; ● обогащать словарный запас; ● продуктивно усваивать учебный материал; ● прививать эстетический вкус; ● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ГМО
Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)2. Работа с текстом ...
Выступление на семинаре завучей.
Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....
"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре
выступление на семинаре по теме "Современный урок в начальной школе"...
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
выступление на семинаре по ФГОС
Выступление по стандартам второго поколения...