Статья: Методы подведения итога урока.
статья (3 класс)

Ткач Виктория Амаяковна

Данная статья содержит различные методы подведения итога урока,позволит учителю выбрать и применить их в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: Методы подведения итога урока.

Кл. руководитель 3 «Б» класса Ткач В.А.

Важным этапом учебно-воспитательной работы на уроке является подведение итога урока: что дал урок? Достигнута ли цель? Решены ли поставленные задачи? Над чем надо еще поработать? На эти вопросы в конце урока учитель и учащиеся должны получить ясные ответы.

Итог урока можно подвести с помощью различных методов. Основными из них являются:

1) Ответы учащихся на вопросы учителя;

2) Подбор примеров, составление схем, таблиц и др.;

3) Формулирование выводов по теме урока.

Важно, чтобы учащиеся уяснили, чему они научились на уроке, чем обогатились, какие знания, умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своем развитии.

Подведение итогов урока. Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы. Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

Характеристика некоторых приёмов итога урока:

1. «Млечный путь». Учащимся предлагается оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звездное небо. Например, каждый оценивает свой вклад в работу группы:

- красный – не доволен, сделал не все, что мог;

- желтый – мог бы лучше;

- зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы.

Звездочки наклеиваются на плакат, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог урока.

2. «Незаконченная фраза». Учащимся предлагается продолжить незаконченные фразы, тем самым подвести итог урока:

«Я быстро справился с заданием, потому что…»;

«Мне больше понравилось выполнять задания…»;

«Сегодня я узнал (научился)…» и т.п.

3. «Комплимент» - учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

4. Прием «незаконченные предложения». На экране показаны незаконченные предложения в форме клише, ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы, приведем несколько вариантов подобных клише: Вариант 1. Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я…

Я встретился с трудностью при…

5. «Самопохвала». Учащиеся подводят итог урока с помощью фраз: « Я сегодня, молодец! Я узнал… Я научился…» и др.

6. «Яблоня» Происходит возврат приема используемого на этапе постановки цели, необходимо собрать яблоки в корзину развешанные в начале урока (писали на яблочках красного цвета, что вы знаете и умеете, на зеленых что вызывает у вас затруднения и развесили яблоки на дерево). Выяснить оправдались ли опасения и ожидания. Дети собирают яблоки и разъясняют надписи на них. Отвечая на вопросы. Что получилось? Чему научились?

7. «Ладошки». Учащиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение… на большом пальце, что было важным и интересным; на указательном – что я научился делать; на среднем – с чем надо разобраться; на безымянном – что я вообще не понял; на мизинце, как самом маленьком, - чего мне не хватило…).

8. Оценка эмоционального состояния, для этого учащиеся выбирают из каждой пары то состояние, которое соответствует Вашему состоянию после урока:

1) устал – не устал

2) понял материал – не понял

3) старался – не старался

4) чувствую вдохновение – чувствую подавленность

5) я сегодня успешен – неуспешен.

9. «Вопросник».

- Какой новый способ деятельности усвоили?

- Какое было затруднение?

- Как мы преодолели затруднение?

- Достигли ли мы своей цели?

10. «Цветик-многоцветик». Учащиеся выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

11. «Синквейн». Учащиеся в конце урока соблюдая следующие правила подводят итог урока:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

12. «Светофор». Учащимся предлагается выбрать цвет сигнала светофора, соответствующий предложенным критериям: красный, желтый, зеленый.

- Красный – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось.

- Жёлтый – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась.

- Зелёный – мне было неинтересно работать на уроке, у меня ничего не получилось

Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока.

13. «Кубик Блума».

Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.



Предварительный просмотр:

Статья: Методы подведения итога урока.

Кл. руководитель 3 «Б» класса Ткач В.А.

Важным этапом учебно-воспитательной работы на уроке является подведение итога урока: что дал урок? Достигнута ли цель? Решены ли поставленные задачи? Над чем надо еще поработать? На эти вопросы в конце урока учитель и учащиеся должны получить ясные ответы.

Итог урока можно подвести с помощью различных методов. Основными из них являются:

1) Ответы учащихся на вопросы учителя;

2) Подбор примеров, составление схем, таблиц и др.;

3) Формулирование выводов по теме урока.

Важно, чтобы учащиеся уяснили, чему они научились на уроке, чем обогатились, какие знания, умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своем развитии.

Подведение итогов урока. Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Содержание этапа. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы. Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.

Характеристика некоторых приёмов итога урока:

1. «Млечный путь». Учащимся предлагается оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звездное небо. Например, каждый оценивает свой вклад в работу группы:

- красный – не доволен, сделал не все, что мог;

- желтый – мог бы лучше;

- зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы.

Звездочки наклеиваются на плакат, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог урока.

2. «Незаконченная фраза». Учащимся предлагается продолжить незаконченные фразы, тем самым подвести итог урока:

«Я быстро справился с заданием, потому что…»;

«Мне больше понравилось выполнять задания…»;

«Сегодня я узнал (научился)…» и т.п.

3. «Комплимент» - учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

4. Прием «незаконченные предложения». На экране показаны незаконченные предложения в форме клише, ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы, приведем несколько вариантов подобных клише: Вариант 1. Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я…

Я встретился с трудностью при…

5. «Самопохвала». Учащиеся подводят итог урока с помощью фраз: « Я сегодня, молодец! Я узнал… Я научился…» и др.

6. «Яблоня» Происходит возврат приема используемого на этапе постановки цели, необходимо собрать яблоки в корзину развешанные в начале урока (писали на яблочках красного цвета, что вы знаете и умеете, на зеленых что вызывает у вас затруднения и развесили яблоки на дерево). Выяснить оправдались ли опасения и ожидания. Дети собирают яблоки и разъясняют надписи на них. Отвечая на вопросы. Что получилось? Чему научились?

7. «Ладошки». Учащиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение… на большом пальце, что было важным и интересным; на указательном – что я научился делать; на среднем – с чем надо разобраться; на безымянном – что я вообще не понял; на мизинце, как самом маленьком, - чего мне не хватило…).

8. Оценка эмоционального состояния, для этого учащиеся выбирают из каждой пары то состояние, которое соответствует Вашему состоянию после урока:

1) устал – не устал

2) понял материал – не понял

3) старался – не старался

4) чувствую вдохновение – чувствую подавленность

5) я сегодня успешен – неуспешен.

9. «Вопросник».

- Какой новый способ деятельности усвоили?

- Какое было затруднение?

- Как мы преодолели затруднение?

- Достигли ли мы своей цели?

10. «Цветик-многоцветик». Учащиеся выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.

11. «Синквейн». Учащиеся в конце урока соблюдая следующие правила подводят итог урока:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

12. «Светофор». Учащимся предлагается выбрать цвет сигнала светофора, соответствующий предложенным критериям: красный, желтый, зеленый.

- Красный – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось.

- Жёлтый – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась.

- Зелёный – мне было неинтересно работать на уроке, у меня ничего не получилось

Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока.

13. «Кубик Блума».

Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Рефлексия....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Презентация. Подведение итогов на уроке. Рефлексия

В данной работе рассматривает рефлексивно-оценочная деятельность школьника при подведении итогов урока....

Нестандартное подведение итогов урока

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока...

Статья "Методы обучения на уроках технологии"

В статье подробно представлены и описаны все методы обучения, которые целесообразно использовать на уроках технологии...

Проведение диагностических работ как как способ подведения итогов изучения конкретной темы на уроках в начальной школе.

Статья содержит теоретическое обоснование использования диагностических работ на уроках в начальной школе и практические рекомендации из опыта работы...