Функциональная грамотность
статья

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx728.34 КБ

Предварительный просмотр:

     

Учебные задания, развивающие функциональную грамотность младших школьников

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

        Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

 Лозунг ( Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)

         На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация,  отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

         Логические приемы:

1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить

4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план  пересказа.

6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

            Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

          Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

            Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников, поскольку позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развивать критическое и креативное мышление.

              Суть технологии заключается в том, что работа с текстом организуется на трех этапах с подбором соответствующих приемов и заданий:

  1. Этап “До чтения”
  2. Этап “Во время чтения”
  3. Этап “После чтения”

1 этап.  Подготовки к чтению текста (3-5 минут):

  1. Прочитайте название текста, имя его автора (при наличии).
  2. Просмотрите иллюстрации к тексту.

Возможно несколько вариантов реализации:

1. Вы читаете текст ученикам вслух

Если есть возможность, посадите учеников в круг так, чтобы все видели вас. При этом текст может быть только у вас, тогда вы опираетесь на навыки активного слушания учеников, или текст может быть у всех учеников, и тогда они следят за текстом по ходу чтения. Важно следить за интонацией, правильным темпом и хорошим произношением всех слов (совет — почитайте текст вслух до урока, практикуйте чтение вслух для учеников).

           По ходу чтения делайте логически обоснованные паузы (вы можете задать вопрос; предложить ученикам проверить верность их предложений на этапе до чтения; важно, что пауз не должно быть много; вы должны их продумать при подготовке к занятию), обращайте внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).

2. Дети читают текст самостоятельно

Чем старше ученики, тем успешнее они будут справляться с самостоятельной работой с текстом. Учите учеников читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.

Хорошо помогают в работе стикеры для заметок — на них можно выписывать цитаты, имена нарицательные, термины, важные события и даты и т.д., в зависимости от типа текста и задания, которое вы подготовили.

3. Дети читают текст вслух по очереди в парах, группах 

Задания могут быть аналогичными тем, что вы даете при самостоятельном чтении текста, но здесь ученики должны работать в команде — оказывать помощь, внимательно слушать, проверять друг друга, сравнивать ответы Приемы «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка»  «Тонкие и толстые вопрос.  Также для формирования читательской грамотности можно использовать комплексные виды работ:

Работа 1

Питомец

У  Вики  хомяк.  Он  ручной.  У него за щеками склад. Дали ему морковь. Хомяк сунул за  щеку.  

Дали  хлеб. Сунул за щеку. Нет уже места. Хомяк  отнес  всё  в  гнездо.  Просит  ещё  корма. Вот так запас!

  1. Подчеркни  название текста.
  2. Сколько в тексте предложений?  ___         
  3. Раздели слова на слоги, поставь ударение:

               склад     хлеб     гнезд       запас

  1. Какой питомец был у Вики? Запиши ответ.

                                          Работа 2

                         1. Прочитай. Напиши название.

__________________________________

         Красавицей русских лесов называют люди берёзу. А кто может усомниться в

этом? Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой, она

всегда   вызывает восхищение и радость. С давних   пор служила берёза символом красоты. Но не одной красотой славна наша берёза. Многие знают, что она ещё и чудо-сеялка. Ежегодно берёза засевает огромные просторы миллионами мелких семян. В короткий срок появляются

всходы.        

             Берёза – это растение пионер, потому что оно активно обживает новые места.  Интересно, что ствол берёзы даже на солнце остаётся холодным. Чудо это объясняется просто, если вспомнить, что белый цвет хорошо отражает солнечные лучи.

            А что можно сказать о пользе  берёзы? Берёза используется как декоративное растение при озеленении городов и сёл. Из её древесины изготавливают фанеру, мебель. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Из её сока готовят лекарства. Листья и кору берёзу с удовольствием едят козы и овцы.    

                                       

2. Допиши предложения, опираясь на текст.

-Берёза - это растение пионер, потому что        

-Берёза – это чудо- сеялка, потому что  

3. Выпиши из текста вопросительные предложения. Поставь в словах ударение.

 Можно ли назвать этот текст научно-познавательным? Запиши свой ответ.

4. Верно ли утверждение, что даже в самую жару, в самое пекло ствол берёзы всегда остаётся холодным? 

5.Подчеркни в тексте предложение, подтверждающее твой ответ.

6.Прочитай строки стихотворения о берёзе. Подчеркни сравнение.

 Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

7. Подбери антонимы и синонимы.                                                                                                      

8. Отметь иллюстрацию, на которой берёза изображена зимой.

Креативное мышление  это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему. Но можно пробовать разные способы для отработки навыка — обязательно найдётся то, что сработает у вас. 

1. Техника креативного письма

Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление: 

  • поменять место действия в известной сказке, 
  • переписать концовку рассказа, 
  • изменить характер главного персонажа в книге. 

Упражнение «Откуда, почему, что, как»

Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает: 

-для чего предназначен предмет, 

-из какой он сферы, 

-как используется. 

      Если упражнение выполняют несколько детей сразу, ответы не должны повторяться. Задание активирует быстроту мышления и мотивирует на инновационные идеи. 

«Мурзилка». Известный репортёр берёт интервью у различных персонажей: любимой куклы или котёнка, машинки, книжки, снеговика и т.д. Дети выступают в роли этих персонажей.

«Угадай–ка», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией.

«Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.

Задания на «изображение смыслов»

Выбери и подчеркни то слово, которое закончит предложение.

У корабля есть…

СПИНА, СТОЛ, ПЕТУХ, БИБЛИОТЕКА, ВИНТ, КИСТОЧКА, ВАЗА, МАЛИНА

У человека есть…

ХВОСТ, КРЫЛЬЯ, ПОТОЛОК, ЛИЦО, ГРЕБЕШОК, ЖАЛО, ЛАПЫ, ШЕРСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....