Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках
материал

Школяр Ирина Анатольевна

буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для коллег947.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»   

                                        А.А. Леонтьев

.                                                                   

https://sun9-27.userapi.com/impg/Ecx8vQvZMk5IhXIzWna6ZEfLJMTPtRghB7kzTQ/8iw6TiVmCsI.jpg?size=604x453&quality=95&sign=3debf971ae308ce44618c2e7746c718c&c_uniq_tag=BgZzoIG65a9WTJuIsZE1Dg8AqJuLzON0Fs7OSt_NS-U&type=album

Функциональная грамотность сегодня-

это базовое образование личности.

Ребенку важно обладать: 

1.Готовностью успешно взаимодейство-

вать с изменяющимся окружающим

миром.

2. Возможностью решать различные (в

том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.

3.Способностью строить социальные отношения.

4.Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию

https://school77.tgl.ru/sp/pic/File/NOVOSTI/2021/img2.jpg

  • Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических

задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык  функциональной грамотности.

  • Математическая грамотность это способность формулировать, применять

и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

  • Естественнонаучная грамотность  способность человека занимать актив-

ную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Способность объяснять природные явления

  • Финансовая грамотность — это знание

и понимание финансовых понятий и

финансовых рисков.

  • Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании

идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания

  • Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с

разных точек зрения,  участвовать в

открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми

 Составляющие        функционально  грамотной личности.

1. Речевые умения: 

  • конструировать предложения изученных видов  (простые предложения с однородными членами,  предложения с прямой речью, сложные);
  • использовать в речи изученные синтаксические  конструкции;
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать
  • синонимы и антонимы к данным словам;
  • употреблять в речи слова с учётом их значения и  лексической сочетаемости;
  • совместно с учителем семантизировать  незнакомые слова.

2. Интеллектуально-речевые умения.

а) Рецептивные (умения слушать, читать):

  • использовать различные виды чтения (просмотровое,  ознакомительное, изучающее);
  • делить текст на структурно-смысловые части;
  • самостоятельно ставить вопросы к тексту;
  • вести диалог с автором текста;
  • отвечать на вопросы учителя по тексту;
  • выделять в тексте главное;
  • составлять простой план текста;
  • составлять таблицу, схему по содержанию текста;
  • находить ключевые слова;
  • соотносить заглавие с содержанием текста;

б) продуктивные (умения говорить, писать):

  • подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);
  • создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном  стиле (устно и письменно);
  • создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);
  • озаглавливать текст;
  • подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

исправлять тексты по условным обозначениям учителя

3. Коммуникативные умения:

  • вступать в диалог с учителем и сверстниками;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  •  воспринимать аргументы собеседника;
  • обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе  (в паре);

договариваться, согласовывать позиции в  группе (в паре), чтобы делать что-то сообща

https://school7-str.ru/wp-content/uploads/2021/10/701_n1980941_big.jpg

Электронные банки заданий

для оценки функциональной грамотности

1. https://fg.resh.edu.ru/

2. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

3. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

 https://school21.okis.ru/files/2/2/2/222/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9(16).pnghttps://abrakadabra.fun/uploads/posts/2021-12/1640780250_44-abrakadabra-fun-p-prezentatsiya-bankovskoe-delo-62.jpg

                 

                       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего надо учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

В статье кратко  раскрывается понятие " функциональная грамотность", как базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем  бы человек не занимался в обществе....

Система работы учителя по формированию функциональной грамотности

laquo;Система работы учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности»    Выполнила:учитель начальных классовМБОУ НШДС № 13Паздникова Н.А....

Приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках математики

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в р...

Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

 Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...

Эффективные приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Материал об опыте работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе...