Работа с текстом
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
(Д. Дидро).
Трудно не согласиться со словами Д. Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Научить детей работать с текстом сложно, но возможно. Здесь, как в математике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.
ФОРМУЛА:
П=Т+И
где П – произведение
Т – тема (т.е. о чём)
И – идея (т.е. зачем? для чего?)
Тема – предмет повествования.
Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-нибудь произведения.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
-пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
-определять эмоциональный характер текста;
-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
-уметь прогнозировать содержание читаемого;
-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
-формулировать тему небольшого текста;
-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
-находить главную мысль, сформулированную в тексте;
-определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
2. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Заглавие и ключевые слова как опорные элементы текста
Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению основных элементов текста, таким как заголовок и ключевые слова. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, дешифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.
Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).
Работа над правильностью и беглостью чтения.
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:
1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения. Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
– замена одних единиц чтения другими.
Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.
2. Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное.
Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:
1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение – самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” – обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;
3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:
1) несовершенство зрительного восприятия;
2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
З) нехватка дыхания;
4) незнание орфоэпических норм;
5) незнание лексического значения слова;
6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.
Работа над сознательностью чтения.
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле
Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
- осмысление значения каждой языковой единицы текста;
- понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
- осознание себя как читателя.
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы, И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.
Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения?
К ним относятся:
1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Виды работ с текстом в начальной школе:
- Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.
- Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.
- Внимательно прочитать текст.
- Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)
- Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.
- Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.
- Восстановить деформированный текст, части текста.
- Распределить заголовки согласно содержанию текста.
- Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста
- Инсценирование текста или отрывка.
- Выборочное чтение (с определенным заданием).
- Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение».
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
- Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
- Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
- Чтение с пометками непонятных слов.
- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)
Педагогическая методика Отчет о прочитанном».
-Прочитай текст, найди главное высказывание.
-Что хотел сказать автор? -Какие основные мысли он защищает?
-Какие доводы он приводит в защиту?
-Правильно ли основная идея подкрепляется фактами?
-Правильно ли излагаются сами факты?
-Достаточно ли они типичны?
-Логична ли цепь рассуждений?
-Нельзя ли построить рассуждение по-другому?
-Сформулировать согласие/ несогласие с позицией автора.
Упражнения для формирования правильности чтения:
а) Упражнения, направленные развитие внимания, памяти
- назови картинки;
- опиши предмет (показать и убрать);
- повтори, что сказал учитель: бочка – точка, бабочка – бабушка (6 пар)
- выбери слова на данный звук. И т. д.
б) Упражнения со словами
- чтение слов, отличающихся одной буквой.
- чтение слов с одинаковыми частями слова.
- чтение «перевёртышей»: лев ел волов.
- словарная работа и т.д.
Упражнения для развития беглости чтения:
а) Упражнения для расширения поля зрения
- работа по созерцанию зелёной точки
- работа по таблицам Шульте;
- абота со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово;
- назови по порядку слова;
- тексты зрительных диктантов и т.д.
б) Упражнения для активизации органов речи
- артикуляционная гимнастика
- скороговорки;
- бегущая лента;
- чистоговорки;
- различные виды чтения: шепотом, про себя, громко, хором, парами, с учителем и т.д.
Упражнения для развития выразительности чтения:
- чтение слова с разными оттенками интонации.
- упражнения для дыхания;
- упражнения для развития голоса;
- чтение по ролям, в лицах и т.д.
Данная работа должна проводиться систематически, а не от случая к случаю. А также должен осуществляться регулярный контроль над техникой чтения учащихся.
Затруднительно получить положительный результат, если учащийся имеет диагноз ЗПР. В данном случае необходим индивидуальный подход к ребёнку. В работу над развитием навыка чтения обязательно должны включаться родители. Учитель даёт рекомендации по работе над развитием навыка чтения их детей.
Всё это в комплексе позволит достичь хороших результатов. Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определённые ориентиры, составляются «памятки», «правила».
Учись читать правильно.
Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- При чтении будь внимателен к каждому слову.
- Старайся понять, о чём читаешь.
- Читай ежедневно вслух и про себя.
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
- использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
- определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
- отвечать на типовые вопросы о книге;
- составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора во 2 классе
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
- Что мы узнаем о книге с ее обложки?
- Что мы узнаем о книге с титульного листа?
- Назови писателей - авторов сказок
- Скажи, каких поэтов ты знаешь.
- Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
- О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
- Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
- Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
- Чем отличаются стихи от прозы?
- О чем вы любите читать?
- Что отличает произведения народного творчества и литературы?
- Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
- Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
- выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
- характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
- эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
- составить рассказ о герое произведения;
- кратко передать события (сюжет);
- самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора в 3 классе
- Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
- Назовите фамилии отечественных поэтов.
- Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
- Какие басни вы знаете?
- Кто из писателей пишет о природе?
- Назовите авторов зарубежной литературы.
- Назовите известные вам жанры произведений.
- Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
- определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
- устанавливать книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
- выборочно);
- ставить перед собой цель чтения книги.
- давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора в 4 классе
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
- Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.). - Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты -это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения.
1 класс
Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.
Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.
Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.
2 класс
Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением. Темп чтения вслух - 50 слов в минуту.
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.
3 класс
Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.
Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.
Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.
4 класс
Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Темп чтения вслух - 120, про себя - 120-140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
2) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
6) Профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Способы отслеживания ожидаемых результатов:
Предметные УУД: контрольное задание, тестирование, викторина, составление кроссвордов, опросники, собеседование, аукцион знаний, интеллектуальная игра, конкурс, защита проектов и творческих работ.
Метапредметные УУД: наблюдение, участие в проектах, творческие отчеты, творческие конкурсы, проведение праздников и мероприятий.
Личностные УУД: наблюдение, тестирование, собеседование.
Немало важную роль в развитии интереса к чтению играет семья. Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.
Советы родителям
из книги В.Уильяме «Нерадивый читатель.
Как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению».
Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример ему».
И если родители – люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге.
- Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
- Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
- Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
- Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
- Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
- Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.
- Поощряйте чтение.
- Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
- В доме должна быть детская библиотечка.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
- Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.
Заключение
Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...