Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
методическая разработка (4 класс)
Методическая разработка направлена на поиск путей повышения мотивации к изучению русского языка, совершенствование орфографической грамотности учащихся посредством использования системы эффективных заданий при изучении учебного предмета «Русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheb.docx | 765.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС»
Чебунина НИ, учитель начальных классов
МБОУ «Сосново-Озерская сош№2»2
Еравнинский район Республика Бурятия
2023 год
Аннотация
Методическая разработка направлена на поиск путей повышения мотивации к изучению русского языка, совершенствование орфографической грамотности учащихся посредством использования системы эффективных заданий при изучении учебного предмета «Русский язык».
Введение
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических), у них должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры. Приоритетным направлением на современном этапе является «формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоение которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения»
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык в письменной форме.
ЦЕЛЬ: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
ЗАДАЧИ:
1.Проанализировать теоретические аспекты орфографической зоркости младших школьников;
2.Изучить методы приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся;
3.Подобрать упражнения для повышения уровня сформированности орфографической зоркости у младших школьников
4.Разработать конспект урока по развитию орфографической зоркости
Основная часть
Как и многих учителей начальной школы, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение «видеть» орфограммы. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Я пришла к выводу, что прививать интерес к предмету, развивать познавательную активность учащихся, способствующую формированию орфографической грамотности и повышению уровня обученности, следует путём эффективной организации системы деятельности, предусматривающей развитие каждого учащегося.
«Главное внимание учителя, - считает П.С. Жедек, - должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами».
Проблема орфографии отражена в трудах многих ученых: К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Л.К. Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек, П.С. Тоцкого.
Решение проблемы орфографической грамотности уходит своими корнями в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний и умений
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Психолог И.И. Срезневский считал необходимым развивать мышление и речь ребенка путем осмысленного изучения явлений языка и письма, а не путем заучивания правил и определений. «И все работы во время уроков, - говорил он, - должны состоять в постоянных упражнениях наблюдательности, внимательности и осмысленности, обращенных на родной язык
К.Д. Ушинский подчеркивал, что орфографический навык должен основываться на знании грамматики и орфографических правил, а также опираться на работу мысли, на усвоение необходимых закономерностей. При обучении орфографии он придавал большое значение работе памяти «рассудочной и механической», овладению детьми приемами логического мышления, внесению в элементарные упражнения посильных трудностей и усложнений, дисциплинирующих внимание, наблюдательность, сообразительность.
Д.Н. Богоявленский и его единомышленники подчеркивали, что овладение орфографическим навыком требует сложной аналитикосинтетической работы мысли, базирующейся на активном, глубоко осознанном оперировании знаниями.
Психологами Д.Н. Богоявлинским и О.Ф. Жуйковым вскрыт механизм формирования орфографического навыка как образования временных связей (ассоциаций), что позволило определить природу орфографических ошибок, раскрыть психологические основы работы над ошибками
Орфографически правильное письмо базируется на основных принципах современной орфографии: фонематическом и морфологическом, определяющими выбор верного написания слов. Фонематический принцип передает соответствие между фонемой и графемой, морфологический принцип отражает единообразное написание морфем независимо от их произнесения.
Помимо перечисленных принципов орфографии письмо регулируется и другими принципами, подразумевающих участие морфологического принципа. Эти принципы также регламентируют орфографически правильное написание и начинают успешно формироваться в начальный период обучения детей в школе.
К ним относится традиционный принцип правописания, при котором фонемы, находящиеся в слабой позиции, обозначаются одной буквой, но выбор осуществляется на основе этимологии. Этому принципу подчинены слова, написание которых невозможно проверить, а пишутся они по уже сложившейся традиции.
К принципу морфолого-графических аналогий, который Ю.С. Масловым и И.Г. Овчинниковой обозначается как грамматический, относятся такие виды написаний, которые отражают грамматические особенности слова. Так, например, такие категории, как род, число, падеж, лицо у различных частей речи.
Этим принципом объясняется написание мягкого знака на конце имен существительных женского рода (рожь, мышь); использование мягкого знака для обозначения категории повелительного наклонения (режь, брось) и инфинитива (гнать, беречь).
Лексико-синтаксический принцип определяет правила написания слитных, раздельных и дефисных написаний слов и их частей (впередсмотрящий, назад и вперед смотрящий). Выделяется словообразовательно-грамматический принцип, который применяется при написании сложных прилагательных и существительных с соединительными гласными «о» и «е» (автодорожный). В процессе выделения имен собственных реализуется семантический принцип письма.
Все вышеперечисленные принципы были положены в основу классификации ошибок, допускаемых младшими школьниками при письме.
1.1.ФАКТОРЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК ШАГ
К ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ
Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов. Рассмотрим данные факторы.
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. На своих уроках использую следующие приемы:
- письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную буквы;
- «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается запоминания трудных слов. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и прочно запоминается. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Например: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на -ить - это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет. Комментированное письмо выступает одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность мне выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки.
Зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка.
Формирование орфографических навыков - сложный и длительный процесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии дети могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ребенок, в какие взаимодействия должны вступать эти частные операции между собой.
Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две группы:
- навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);
- навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний).
И в той, и в другой группе центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая невозможна без понимания сущности орфограммы. Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков - фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае, когда звук находится в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. А когда звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой. Этот признак характерен для всех типов орфограмм.
Таки образом, орфограмма - это написание, которое не устанавливается на слух. Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения. Развивающийся речевой слух у младшего школьника способствует возникновению и развитию орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.
Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.
Орфографическое действие - это деятельность пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.
П. С. Жедек в орфографическом действии выделяет две ступени:
- постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
- решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Орфографическое действие - это сознательное действие, а не навык.
М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:
- увидеть орфограмму в слове;
- определить ее вид;
- определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
- определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения;
- решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи.
Ребенка важно научить:
- ставить орфографические задачи (находить орфограммы);
- устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;
- осуществлять орфографический самоконтроль.
Умение ставить орфографические задачи, как и всякое другое орфографическое умение, может формироваться стихийно и целенаправленно. Решение тесно связано с языковым анализом и синтезом. Трудность орфографической задачи в том, что младший школьник должен сам поставить перед собой задачу. Он должен в процессе письма найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу.
2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Известно, что способность замечать «опасные при письме места» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. Как же сделать процесс формирования соответствующего умения управляемым и целенаправленным? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успеха на пути становления у младших школьников орфографической зоркости?
Нельзя не согласиться с В.В. Репкиным, что масса упражнений, в которых «орфограммы заранее выделены тем или иным способом по типу заданий: вставить пропущенные буквы, объяснить правописание выделенных корней, слов, букв, подчеркнуть орфограммы в написанных словах, не способствует формированию умения выделять орфограммы». Систематическое подсказывание ученику трудных мест в словах порождает орфографическую слепоту.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение ее возможно при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок.
Опыт показал, что развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Методика обучения правописанию предусматривает применение метода языкового анализа и синтеза; метода запоминания, заучивания для решения грамматико-орфографических задач.
Выбор метода и приема зависит:
- от особенности орфографического материала, от типа орфограммы;
- от психолого-физиологических факторов усвоения материала;
- от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языка материалов.
Метод языкового анализа и синтеза предполагает постоянное повышение самостоятельности и познавательной активности учащихся.
Рассмотрим виды языкового анализа (его приемы).
Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном, к словам, написание которых существенно расходится с произношением; используется преимущественно на тех этапах обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку. (Приложение 1)
Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем - всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы - в окончании, в корне и т.п.; при переносе слов. (Приложение 2)
Морфологический анализ - определение части речи и ее формы, типа склонения или падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении - тся и - ться, а также при переносе слов. (Приложение 3)
Синтаксический анализ - выяснение связей между словами в словосочетаниях и предложениях, определение границ и структуры предложений - применяется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении предлогов и приставок, при написании заглавной буквы и начале предложения; синтаксический анализ необходим также для понимания значения слов их сочетаний и определения морфологических признаков.
Семантический анализ - выяснение значения слов (прямых и переносимых значений, многозначности, оттенков значений), их сочетаний, предложений и текста - необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и пр.
В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую следующие современные образовательные технологии:
- технологии игровых методик, позволяющие проводить уроки интересно и содержательно;
- проблемно-поисковый метод, который включает в себя создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, задач, проблемных ситуаций, доказательств;
- технологии интерактивного обучения – система способов организации взаимодействия педагога и учеников в форме учебных игр, создание интерактивных пособий, гарантирующая педагогически эффективное обучение, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в учебной деятельности. На основе технологии интерактивного обучения возникает целая система взаимодействий: учитель-ученик, ученик – класс, ученик – ученик, группа – группа. Одна из главных целей технологии интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность;
- технологии развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- цифровые технологии, которые быстро осваиваются учащимися, создают условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения.
Использование данных технологий оказывается чрезвычайно эффективным для формирования различных компетенций. В области учебных компетенций учащиеся умеют решать учебные и самообразовательные задачи, связывают воедино и используют отдельные части знаний. В области коммуникативных компетенций умеют выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде. В области информационных компетенций учащиеся самостоятельно находят, обращаясь к различным источникам, анализируют и отбирают необходимую информацию, умеют преобразовать, сохранить и передать ее.
В своей работе активно использую образовательные платформы, помогающие индивидуализировать образовательный процесс - uchi.ru, Kahoot, Joyteka .
(https://joyteka.com/100192034) и другие.
3.УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Для активизации познавательной деятельности младших школьников при работе над формированием орфографически грамотного письма использую различные методы и приемы, как ранее перечисленные, так и другие. Также в течение всего занятия применяю различные игровые и занимательные приемы и задания, которые вызывают у ребенка интерес, помогают снять усталость и напряжение. Но в то же время, они развивают внимание, восприятие, логическое мышление.
Использование таблиц, алгоритмов, схем при изучении орфографических правил
Из всех существующих форм наглядности в последнее время наиболее распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем при объяснении темы по русскому языку не только закладывает определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают у большинства младших школьников.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале, способствует развитию логического мышления младших школьников, формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Работа со схемой уместна на разных этапах: при вводе нового понятия, знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и повторении учебного материала. При выполнении тренировочных заданий дети по мере необходимости обращаются к схеме. Схема учит детей пользоваться особым видом записи теоретического материала. Способность младших школьников правильно «читать» схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальной памятки (Приложение 4).
Использование алгоритмов при формировании орфографической грамотности
Почему именно алгоритмы? Потому что они способствуют осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их легко запоминающимися; прочному и наиболее быстрому усвоению знаний, отработке умений и навыков; развитию интереса к предмету, желанию учиться самостоятельно, без принуждения. Использование алгоритмов на уроках русского языка способствует формированию лингвистической компетенции учащихся, выработке устойчивого интереса к предмету, развитию логических умений, творческих способностей и самостоятельности в освоении учебного материала, что, в свою очередь, положительно сказывается на результатах обучения учащихся.
Использование метода моделирования орфографических правил. Метод моделирования похож на прием работы со схемой или алгоритмом, только данную схему или алгоритм ребенок составляет самостоятельно или совместно с педагогом. Модель-памятка представляет собой краткое описание орфографического правила с помощью условных обозначений.
Метод кодировки и шифровки. Устные и письменные упражнения с элементами кодирования или шифрования развивают слуховую и зрительную память и внимание, звуковой анализ и синтез, способствуют предупреждению и коррекции нарушений письма и чтения.
На каждом занятии предлагаю детям задание «Расшифровать или раскодировать послание». После того как ребенок выполнит это задание и запишет полученное (слово, предложение) в тетрадь, ему предлагается найти орфограммы, объяснить их (т.е. подобрать проверочное слово). Часто для детей 3 и 4 класса использую для шифрования и кодирования пословицы. Поэтому, кроме объяснения написания той или иной орфограммы дети должны объяснить, чему учит нас эта пословица, попробовать раскрыть ее смысл. (Приложение 5)
Рифмовки. Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Одним из таких средств являются рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.
«Рифмовки-запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание «жи – ши». Чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши, и моржи, машины, шины, камыши – запомни слоги жи и ши
«Рифмовки-тренажёры» можно использовать при изучении темы «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок». Кошка Маринка, котёнок …. щенок Дружок, цыплёнок … корова Бурёнка, коза … поросёнок Хрюша, и бычок … Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.
Рифмовки-контролёры служат средством контроля и самоконтроля. Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание. Тема: «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки. Чаща, чяйка, каланча, чящя, ча чя, роща, чаща и свечя, щя чящя ча, пищя, чайник, чяшки, чай, ща чя ча чя. Как напишешь? Отвечай!
«Рифмовки-орфографические пятиминутки» Читаю рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм. Дети находят и выделяют орфограммы, объясняя правильность написания. Булочка, чашка, чайник, чаек, кошка Пушинка, конёк Воронок, девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил нашли вы, друзья? Или: Шубка, шапка и мороз, мальчик Коля, кот Барбос. Анна, лестница, весна, класс, машина, тишина. Ну, а вы, друзья мои, сколько правил здесь нашли?
Все виды диктантов.
1.Зрительно–слуховой - дети внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Текст закрывается и диктуется, проверяется. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами
2.Объяснительно–предупредительный - учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова (можно построить схему). Ценность этого диктанта в том, что текст воспринимается на слух, выделяются трудные в орфографическом написании слова и решаются, как нужно их писать.
3.Выборочный диктант и выборочное списывание - выписывание из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Выборочный диктант проводится, когда правописание изучаемой орфограммы уже достаточно закреплено.
4.Свободный диктант – нет дословного воспроизведения текста, важны главная мысль, правильное построение предложений, точное употребление слов, словосочетаний.
5.Диктант с постукиванием - во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
6.«Проверяю себя» - во время написания диктанта, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Письмо по памяти. Определенное место на уроках русского языка я отвожу письмо по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителем, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем текст закрывается и дети пишут его по памяти. После написания организуется проверка (самопроверка, взаимопроверка) написанного диктанта.
Орфографические минутки. С целью развития орфографической зоркости на каждом уроке русского языка использую орфографические пятиминутки – зарядки с включением слов, в которых были допущены ошибки или с целью повторения орфограмм. Зарядки провожу по - разному. Это может быть устная работа с сигнальными карточками или письменная на листочках. Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
«Буквы спорят» – сне(ж-ш)ки, шу(б-п)ка,сле(з-с)ки, заб(о-а)лел,, а ученики показывают карточку с нужной орфограммой.
«Найди лишнее слово» (в..юга, друз..я, нал..ю, ворон..е, от..езд)
Письмо с проговаривание (хоровое и индивидуальное). Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку.
Приём орфографического проговаривания я использую на своих уроках постоянно, и он даёт неплохие результаты. Такую работу провожу с 1 класса. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его чётко по слогам. Называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на следующих уроках и в конце концов прочно запоминается.
Сигнальные карточки - эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучение. При такой работе сразу видно того, кто ошибся, и можно быстро ему помочь
«Секрет письма зелёной пастой». С помощью этого приёма дети оформляют письменные работы в тетрадях так: как только появляется правило – начинает работать зелёная паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зелёный свет «зажигается» в тетрадях учеников.
Фотограф. На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов, тот фотограф-профессионал. Или демонстрирую в течение 9-15 секунд цепочку из нескольких слов, написанную на ленте. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю.
Какографические упражнения – текст с ошибками. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография»; отсюда и название «какографические», то есть умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику на уроках русского языка в целях формирования орфографической зоркости учащихся. (Приложение 6)
Целями использования данного приёма является:
- проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
- формирование орфографической зоркости учащихся;
- развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
- повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
- формирование у учащихся самоконтроля.
Словарь слов с непроверяемыми орфограммами.
Одно из направлений формирования орфографической зоркости - это работа со словарными словами. Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Как при запоминании избежать простой зубрёжки? Как разнообразить это монотонное скучное дело?
Обращение к этимологии слова. Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы. Я обращаюсь к этимологии только в том случае, когда нужно запомнить орфографический образ слова. Например, слово «береза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Береза – дерево с белой корой, белая береза
Слово «запад» произошло от слова «западать». и в старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт, падает.
Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метет снег. (мёл, мётлы)
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило «иметь власть». Столица – город, где живет тот, кто «держит стол», то есть имеет власть.
Слова-подсказки. Привлечь аудиальную подсказку, значит, связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например, Петя петушок, два Коли в коридоре, девочка дежурная, лопасть лопаты, травма в трамвае, рис на рисунке, дома из дерева в деревне, дороги дороги, мед для медведя.
Использование схем гласных (согласных). При изучении слов со сложным написание гласных, пишем схему гласных и стараемся ее запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), дежурный (еуы). Если возникают сложности в запоминании согласных в словах, тогда составляем схему согласных. Например, счастье (счст), перрон (пррн). Иногда пишем словарный диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания и запоминают написание сложных слов.
Вот несколько игр, помогающие овладеть правописанием словарных слов.
«Мудрый словарик». Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.. Как об стенку ______________. Береги нос в большой ________________. Живут как кошка с ______________________. Куй ____________ пока горячо. Слово не_____________, вылетит не поймаешь. __________ до Киева доведет.
Шифровка – алфавит. Замените цифры буквами алфавита.
33 2 13 16 12 16 - яблоко; 1,13,13,6.33 – аллея; 31, 12, 19, 12, 21, 18, 19, 10, 33 - экскурсия
Прием «Чепушина». Суть приема в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова, если не знают слово на букву, то пропускают.
3 - | земляника | К - | корзина |
А - | аппетит | О - | огурец |
Я - | яблоко | Р - | рисунок |
Ц - | цыпленок | И - | иней |
Д - | девочка | ||
О - | орех | ||
Р - | ракета |
Каляки-маляки (графические асоциации)
Необходимо изобразить запоминаемую информацию графически, с помощью средств рисования. Вы пишете слово и художественно выделяете ту букву, которую необходимо запомнить. Как графически выделять?
Нам нужно запомнить написание слова Морковь. Мы пишем мОрковь. При этом «О» может быть огромных размеров. Можно нарисовать в букве «О» рожицу, которая показывает язык. Можно нарисовать колесо от машины, а можно огурец. А можно просто «закалякать» букву «О», посадить на нее кляксу. Такое уж точно будет помниться. Это творческое задание и ребенок сам подскажет, что там нужно сделать.
Зрительные ассоциации больше других нравится детям. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки), которые соединяются с запоминаемой информацией. Для того чтобы запомнить непроверяемую гласную интересно, надо «оживить «букву, создать еѐ «образ» в конкретном слове.
Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву.
Не забудем никогда.
Сказки – ассоциации. Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определѐнные ассоциации и помогает запомнить написание слова или правила.
“Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Запомните в слове “заяц” его хвастливое восклицание. Сначала такие сказки рассказывает ученикам учитель, затем они уже начинают придумывать свои.
«Черный еж в желтом плаще» Для запоминания правописания слов ШЕЛ, ЖЕЛТЫЙ, ЧЕРНЫЙ предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква в написании этого слова стоит вначале? Ё. Запомните ее, так как в словах, написание которых мы сегодня запомним, есть именно она. Какой по цвету ежик? Черный. Какого цвета плащ на нем? Желтый. Что делал? шел. На доке появляются слова с выделенной буквой ё и запись: Черный ежик в желтом плаще шел, шел, шел, букву Ё нашел.
«Ребусы» способствуют развитию мышления, тренируют зрительную память, правописание.
Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. (Приложение 7)
Таким образом, дети без специального заучивания запоминают слова с непроверяемыми написаниями, без зубрежки. В процессе работы на уроках эти слова (слова с непроверяемыми орфограммами) фиксируются и записываются в словарь.
Можно предложить творческие домашние задания: из прочитанного текста по литературному чтению выписать слова с непроверяемыми орфограммами.
При проверке учитывается: правильность выбора слов и их количество.
Кроме того, можно организовать конкурс на «Самый лучший словарь».
4. КОНСПКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА, 3 КЛАСС (Приложение 8)
Заключение
Таким образом, одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка на следующих уровнях обучения, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать и воспроизводить родной язык в письменной форме. В обучении правописанию главным является орфографическая зоркость. Умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Однако решение орфографической задачи возможно только при соблюдении некоторых условий:
-во-первых, если ученик видит объект применения правила – орфограмму;
-во-вторых, владеть необходимым для усвоения орфографии фонетическим, словообразовательным, лексическим и морфологическим минимумом.
-в-третьих, орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала;
-в-четвёртых, чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, тем больше функционирует память ученика, полнее раскрываются и используются все ее потенциальные возможности;
-в-пятых, целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости должна проводиться систематически.
Используемые технологии, методы и приемы позволяют добиться стабильных результатов, наблюдается положительная динамика. Результаты контрольных работ показали, что качество знаний учащихся значительно повысился, повышается интерес к изучению русского языка.
.
Библиографический список
.Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. - 2004. - №3.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 2006.
Борисенко И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения. // Начальная школа. - 2012.
Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. // Начальная школа -2021
Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии. - М.,1991.
Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. - М., 2019.
Репкин, В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия // Вопросы психологии -I960- № 2.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2013.
Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.// Избр. произв. - М., 2016.
Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Пед. соч.: Т. 6. - М., 1988.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http:// standart.edu.ru
Фролова Л.А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников. // Начальная школа. - 2014.
Щерба Л.В. Основные принципы орфографии и их социальное значение. - М.: Аспект Пресс, 2007.
Приложение 1
Фонетический разбор слова
Схема фонетического разбора слова: Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный? Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены? Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены? Количество звуков и букв в слове? Пример: Мор -ковь - 2 слога, 4 согл., 2 гл. [ м а р к о ф' ] м - [ м ] - согл., непарн., зв., тв. о - [ а ] - гласн., безударн. р - [ р ] - согл., непарн., зв., тв. к - [ к ] - согл., парн., глух., тв. о - [ о ] - гласн., ударн. в - [ ф' ] - согл., парн., глух., мягк. ь 7 букв, 6 звуков | На заметку: В русском алфавите 33 буквы. Звуков, которые обозначают эти буквы, гораздо больше. Например, буква Л может обозначать 2 звука [л] (лук) и [л'] (люк). Гласных звуков всего 6 - [а] [у] [о] [э] [ы] [и]. Количество слогов пределяется количеством в нём гласных звуков: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Согласных звуков 36. Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с]. Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных: [б] - [б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [cl, [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х']. Звуки [й'], [л], [л'],[м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - всегда звонкие. Звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] - всегда глухие. Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые. Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда мягкие. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука : в начале слова; после разделительных Ъ и Ь; после гласного. Е - [ЙЭ] Ё - [ЙО] Ю - [ЙУ] Я -[ЙА] Например: яма - [й'ама], съел - [с й'эл], льёт - [лй'от], наезд - [най'эст]. |
Приложение 2
Приложение 3
Морфологический разбор
Схема морфологического разбора имени существительного: Часть речи. Начальная форма (им.п., ед.ч.). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. Роль в предложении. | Например: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком. Морозец - сущ., морозец, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Им.п., ед.ч., подлежащее. Лужицу - сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., В.п., ед.ч., дополнение. |
Схема морфологического разбора имени прилагательного: Часть речи. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.). Непостоянные признаки: число; род (только в ед.ч.); падеж. Роль в предложении. | Например: Я вышел из душной комнаты. (из) душной (комнаты) - прилаг., душный, в ед.ч., ж.р., в род.п., определение. |
Схема морфологического разбора глагола: Часть речи. Начальная форма. Постоянные признаки: спряжение; Изменяемые признаки: число; время; лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени); род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе). 5. Роль в предложении. | Например: Мы уходим всё дальше и дальше в лес. уходим - глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое. |
Приложение 4
Схема «Правописание парных согласных в корне слова»
Схема «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Схема «Род имен существительных»
Памятка работы со схемой
- Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.
- Подкрепите примерами каждое положение схемы.
- Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.
- Рассмотрите схему. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на это орфографическое правило? Помогла ли вам ответить на этот вопрос схема?
- Какие сведения являются главными для этого орфографического правила? Как они отражены в схеме?
Приложение 5
Кодировка 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
1 | Ш | О | Б | Ь | Е | Ч | И | Я | В | Ы | Р | Д | Н | Э | Ж | Х | Л |
2 | Ё | У | М | Т | П | А | Щ | Г | Ъ | Й | З | Ю | Ф | К | Ц | С |
Раскодируй фразу:
11, 2-2, 2-14, 1-7 1-13, 1-5 2-5, 1-11, 1-2, 2-4, 1-8, 1-13, 1-5, 1-1, 1-4 2-16
5, 1-2, 1-17, 2-14, 1-7 1-13, 1-5 1-12, 1-2, 2-16, 2-4, 2-6, 1-13, 1-5, 1-1, 1-4.
Фраза: Руки не протянешь, с полки не достанешь.
Задания:
1.Объясни, как ты понимаешь смысл этой пословицы.
2.Какие орфограммы ты встретил в этой пословице?
3.Запиши пословицу в тетрадь по памяти.
4.Проверь написание с кодировкой.
Кодировка 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
1 | Ш | О | Б | Ь | Е | Ч | И | Я | В | Ы | Р | Д | Н | Э | Ж | Х | Л |
2 | Ё | У | М | Т | П | А | Щ | Г | Ъ | Й | З | Ю | Ф | К | Ц | С |
Раскодируй фразу:
15, 2-6, 1-9, 1-2, 1-11, 1-2, 1-1, 2-14, 1-7 2-8, 1-11, 1-2, 2-3, 2-14, 1-2
5, 1-2, 2-12, 2-4 1-13, 2-6 1-17, 1-5, 2-4, 2-2 2-5, 1-5, 1-11, 1-5, 1-12
1-8, 2-16, 1-13, 1-2, 2-10 2-5, 1-2, 2-8, 1-2, 1-12, 1-2, 2-10 1-3, 1-5, 2-11
1-2, 2-16, 2-6, 1-12, 2-14, 1-2, 1-9
Фраза: Жаворонки громко поют на лету перед ясной погодой без осадков.
Задания:
1.Объясни, что нового ты узнал, прочитав эту фразу.
2.Какие орфограммы ты встретил?
3.Запиши предложение в тетрадь, постарайся по памяти.
4.Проверь написание с кодировкой.
Приложение 6
«Какографическое письмо»
Осенняя пора.
Прашло знойное лето. Наступила залатая осень. Загляни влес. По опушкам растут гребы. Среди пожухлой тровы краснеют подасиновики. Покраю ельника можно найти скольские грузди, душыстые рыжыки. Старые пни пакрыты опёнками. Маховые болота усыпаны румянай клюквой. На паляне горят гроздя рибины. Дни стаят погожые. Небо высокае и прозрачнае. Надне ручья видна каждая тровинка. Умолкают птичи галаса. В лесу тишына и покой.
Улетают журавли
В осение дни готовились к отлёту журавли. Они покружыли над рекой, над радным болотом. Высоко в небе лители журавли. В глухом лесу на крою озера о становились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стаит в эту пору лес.
Ещё темно, а чуткие журовли уже проснулись. На востоке показалась раняя зорька. Скора взойдёт над рекой весёлое сонце. Всё засверкает и заблистит. Высоко взлетят журавли. До радосной встречи весной!
Майское чудо.
Ласковое сонце согревает землю своим типлом. Ранним утром ты бежышь в ближнюю рощю. В тенистой прохладе ты видиш реткое чудо. В зелени высокой травы белеет прелесный цветок. На тонкой ношке висят жемчужыны. Внизу они похожи на крошечьные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цвиты на поминают бубенчики. Шырокие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стибелёк. Слышишь, как звинят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цвитка. Прекрастный подарок русского леса!
Зимний лес.
В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берески со гнулись, а ели апустили махнатые лапы. Лижит под елкой заиц. Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли наснег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
Приложение 7
Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»
Базар – бабы на базаре
Билет – автобус сигналит: «Би-би, купи билет!»
Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите)
Деревня – дед в деревне
Железо – железо режу еле-еле
Инженер – Женя – инженер
Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап
Комната – комната у Наты
Ребята – ребята решают ребус
Сапоги – Саша в сапогах
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня
Тарелка – тарелка-это тара
Улица – на улице встречаю знакомые лица
Чувство – уважай чужие чувства
В слове спряталось другое слово.
Богатство – бог дал богатство
Валенки – валенки у Ленки
Сверкает – в новом платье сверкает Верка
Вдруг – друг-друга
Гореть – горе гореть!
Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/
Лисица – братец Лис
Облако – на облаке лак
Соловей - соловей поет соло
Ужин – ужи на ужин?
Приложение 8
Конспект урока «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова», 3 класс
Цель
-познакомить учащихся с проверкой слов с парными согласными в корне, овладеть с последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.
-развивать умения проверять слова с парными согласными в корне, формировать умение работать в паре, в группе.
-воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Задачи
Обучающие
-учить делать самостоятельные выводы по теме;
-обогащать письменную речь учащихся;
-учить применять полученные знания грамотного письма;
-уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Развивающие
- развивать умения определять и формулировать тему и цель урока; проговаривать последовательность действий, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- формировать самоконтроль и самооценку;
-способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывающие
- формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе;
- воспитывать интерес к предмету
Планируемый результат
Предметные результаты
-различать орфограммы согласных в корнях слов.
-отрабатывать известные способы проверки орфограмм согласных в корнях слов (парных согласных по глухости-звонкости и непроизносимых согласных)
Личностные
-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
-интерес к предметно-исследовательской деятельности.
Метапредметные
Регулятивные
-принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.
Познавательные
-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению.
Ход урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе».
«Развитие орфографической зоркостина уроках русского языкав начальной школе»....
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники ...
Компетентностно-ориентированные задания, как средство развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Ключевая идея данной работы в возможности систематизации и обобщения комплексного подхода учителя по целенаправленному развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок на уроках русского язык...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...