Формирование читательской компетенции младших школьников.
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
Формирование читательской компетенции младших школьников.
Подготовила: Езерская Наталья Николаевна,
учитель начальных классов.
г.Пыть-Ях
Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.
Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Читательская компетентность определяется
владением техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей.
Сейчас можно наблюдать детей с низкой мотивацией к обучению, так как дети погружены в интернет, многие живут в виртуальном мире, а причина это, огромная загруженность родителей. Современные родители мало интересуются, а также мало проводят время со своими детьми, исчезло понятие семейное дело.
Как показывает практика, у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.
Таким образом, перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя, научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях.
Умение читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.
Одной из приоритетных целей обучения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, для которого чтение – это средство познания самого себя, человеческих взаимоотношений и окружающего мира.
Учителя озадачены вопросом - как же учить чтению, что бы дети полюбили книги? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
Основными направлениями работы являются:
- формирование навыка чтения;
- начитанность;
- умение работать с книгой;
- разносторонняя работа с текстом;
- работа с библиотекой;
- работа с родителями;
- внеклассные мероприятия.
Приемы работы, используемые для формирования читательской компетенции.
Упражнения для развития техники чтения.
1. Чтение вслух.
2. Чтение про себя.
3. Чтение жужжащее.
4. Чтение хором.
5. Чтение в темпе скороговорки.
6. Чтение «цепочкой» (но одному слову, предложению, абзацу).
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и
заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. Использование тренажеров.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2. Чтение скороговорок.
3. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
4. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
5. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
6. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
7. Чтение одного предложения с разной интонацией.
8. Размегка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
9. Чтение под музыку.
10. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропеваегся текст стихотворения или небольшого рассказа.
11. Словарь настроений.
Упражнения для понимания смысла текста.
12. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
13. Озаглавливание текста.
14. Деление текста на части, составление плана.
15. Определение темы текста, главной мысли.
16. Определение типа текста.
17. Подбор иллюстрации к тексту.
18. По иллюстрации определить содержание текста.
19. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
20. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
21. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
22. Чтение для подготовки к пересказу.
23. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
24. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
25. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Из опыта работы (на слайдах). Прилагается презентация.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Презентация к родительскому собранию . Схемы. Таблицы. Динамика достижений....
Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"
Целью данного родительского собрания является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение важной пробле...
советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx
Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»
Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...
Формирование читательской компетенции младших школьников
Федеральные государственные стандарты начального общего образования, в основе каторого лежит системно - деятельностный подход , предполагает воспитание и развитие личности, отвечающих требованияминфор...
Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
Методическая статья из опыта работы...
Формирование читательских компетенций младших школьников
В материале представлены особенности и этапы формирования читательской компетентности учащихся начальной школы. Собраны памятки для уроков литературного чтения по работе с разными текстами....