Формирование читательской компетенции младших школьников (презентация)
материал

Езерская Наталья Николаевна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezerskaya_n.n.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской компетентности младших школьников Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад» Учитель начальных классов: Езерская Наталья Николаевна

Слайд 2

Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения; приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Слайд 3

Актуальность проблемы: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Возрастающий дефицит знаний в обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению взрослого населения и детей.

Слайд 4

Причины: дети погружены в интернет, многие живут в виртуальном мире; огромная загруженность родителей, современные родители мало интересуются, а также мало проводят время со своими детьми; у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам; низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры; предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.

Слайд 5

Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя, научить детей воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях.

Слайд 6

Как же учить чтению, что бы дети полюбили книги? Основные направления работы: формирование навыка чтения; начитанность; умение работать с книгой; разносторонняя работа с текстом; работа с библиотекой; работа с родителями; внеклассные мероприятия.

Слайд 7

Упражнения для развития техники чтения. 1. Чтение вслух. 2. Чтение про себя. 3. Чтение жужжащее. 4. Чтение хором. 5. Чтение в темпе скороговорки. 6. Чтение «цепочкой» (но одному слову, предложению, абзацу). 7. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену. 8. «Прыжки». Чтение через слово. 9. Использование тренажеров.

Слайд 8

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. 1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. 2. Чтение скороговорок. 3. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. 4. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. 5. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. 6. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 7. Чтение одного предложения с разной интонацией. 8. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса. 9. Чтение под музыку. 10. Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропеваегся текст стихотворения или небольшого рассказа. 11. Словарь настроений.

Слайд 9

Упражнения для понимания смысла текста. 1. Словарная работа. 2. Озаглавливание текста. 3. Деление текста на части, составление плана. 4. Определение темы текста, главной мысли. 5. Определение типа текста. 6. Подбор иллюстрации к тексту. 7. По иллюстрации определить содержание текста. 8. Составление диафильма. ( Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа). 9. «Пропущенное слово». 10. Восстановление логической последовательности текста. 11. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

Слайд 10

Из опыта работы. Использование рабочих листов

Слайд 12

Игры и тренажеры

Слайд 13

Игры и тренажеры

Слайд 14

Знаки препинания «убежали». Прочитай «сплошной» текст. Старайся интонацией отделить слова и предложения. Девочка наоборот ВнашемдомеживётоднадевочкаНепростодевочкаДашаадевочканаоборотНапример скажешьейДашаспляшипожалуйстаИонасразуначинаетпеть Ля -ля- ляАеслиейскажешьДашаспойпожалуйстаОнапредставьтетутженачинает плясатьИподпрыгиваетиножкоймашеткакбалеринаикружитсяТакаявотудивительнаядевочкаОднаждымамаеёпопросилаДашенькаУберипожалуйстасвоиигрушкиИвытрипыльИДашанемедленноначалаэнергичнорасшвыриватьсвоиигрушкиповсейкомнатеИпылитьТогдамамасказалаДашенькаОченьтебяпрошуНивкоемслучаеНЕубирайигрушкиИещёятебяпростоумоляюНЕвытирайпыльНизачтоНикогдаИДашепришлосьначинатьуборкуПоложитьнаместовсесвоиигрушкиивытеретьпыльХотяейэтогоочень преоченьнехотелосьНочтоподелаешьВсёдолжнобытьпо -честному Ведьонадевочканаоборот (М. Дружинина) Игры и тренажеры

Слайд 15

Игры и тренажеры

Слайд 16

Карточки и задания 1.Составь новое слово из вторых слогов предложенных слов. УМОРА, СОЛО, МОТОК __________________________ ПОГОДА, МОЛОКО, ДЕВА ________________________ СОБЫТИЕ, КАЛИНА, ПЕНА _______________________ 1. Соедини по смыслу части пословиц. Прочитай пословицы вслух, объясни их смысл. Без труда не вытащишь ● ● врага не одолеешь. Кабы знал, где упасть, ● ● а мышке – слёзки. Если в победу не веришь, ● ● и рыбку из пруда. Кошке – игрушки, ● ● соломки б подстелил.

Слайд 17

1.Слово «убежало». Прочитай текст, восстанови предложения, вставляя пропущенные слова. Дай ответы на вопросы после текста. Воробьишко Пудик сидел на _______ гнезда и пел. Воробьишко даже не заметил, как вывалился из ________. За ним бросилась воробьиха-мать. На земле у ________ грелась на солнышке кошка с зелеными ________. Пудик испугался ее и _________ крылья. Воробьиха оттолкнула птенца в сторону и храбро бросилась _____ кошку. Карточки и задания 2. Попробуй читать наоборот. Каждое предложение читай с конца, то есть от знака препинания до начала. Ответь на вопросы после текста. Два совета (притча) Сходить парикмахерскую в ежу лиса посоветовала. - Носят не больше колючки такие. «Черепаху под» причёска моде в теперь!

Слайд 18

Прочитай внимательно текст вслух. Определи и отметь галочкой предмет, который не упоминается в тексте. Чудесная ёлка Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью. Карточки и задания

Слайд 19

Используемые наглядные пособия

Слайд 20

Творческие работы учеников

Слайд 21

Творческие работы учеников

Слайд 22

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx

Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Федеральные государственные стандарты начального общего образования, в основе каторого лежит системно - деятельностный подход , предполагает воспитание и развитие личности, отвечающих требованияминфор...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....