Формирования самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_samokontrolya_u_mladshih_shkolnikov_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).
По словам Д.Б. Эльконина «действию самоконтроля следует придавать особое значение. Именно оно характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребёнком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учащегося, сколько контролем за выполнением действий в соответствии с образцом». В современной школе особое внимание уделяется формированию регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Рассмотрим систему заданий, направленных на формирование контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий у младших школьников, способствующих развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.
Выделение орфограмм зелёной пастой.
Данный приём помогает писать детям без ошибок. Зелёная паста, как свет светофора, постепенно вырабатывает у детей чувство самоконтроля.
Орфографическое проговаривание.
Орфографическое проговаривание помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой.
Комментированное письмо с указанием орфограмм.
1. Подробное, с ответом в конце ( …, поэтому пишу и).
2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (пишу и, потому что …).
Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
Карточка-текст, из которого следует выписать слова с заданной орфограммой. Карточка-ключ – это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы. Если же ребёнок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность «поглядеть» их на короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнить работу вновь.
Дидактическая игра.
1.«Третий лишний».
Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.
2.«Назови ошибку».
Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.
3.«Молчанка» (с сигнальными карточками).
4.«Корректор».
Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения ученики обращаются к орфографическому словарю.
5.«Огоньки».
Надо под орфограммами поставить зелёную точку.
6.«Кто быстрее».
Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму.
7.«Составь слова».
Надо соединить слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.
8.«Переставь буквы».
Надо образовать новые слова, переставляя буквы (не изменяя их количество).
9.«Волшебный квадрат».
Из альбомной бумаги вырезается квадрат 5x5. Он накладывается на первое слово в предложении. Постоянно двигая его вправо, ученик открывает первый слог, потом второй. Таким образом, ребёнок легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат, как бы притормаживает движение глаз, заставляет детей быть внимательнее.
Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются диктанты. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:
1.Предупредительный.
Он предполагает устное объяснение орфограмм до записи текста.
2.Объяснительный.
Предполагает объяснение после записи.
3.Диктант с обоснованием.
Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно.
4.Диктант с постукиванием (не контрольный).
Учитель постукивает по столу тогда, когда произносит слово с орфограммой.
5.Диктант «Проверяю себя».
Это один из вариантов письма «с дырками». Ученики пишут предложения под диктовку, а в тех словах, в написании которых сомневаются, пропускают букву. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно писать то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму.
6.Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить.
7.Выборочный диктант.
Предполагает выписывание из диктуемого текста только слов или предложений с изучаемой орфограммой.
8.Диктант-игра «Кто больше запомнит».
Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске в течение 9—15 с (примерно по 3—5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили.
Какографические упражнения.
Упражнение в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок, безусловно, способствует развитию самоконтроля.
Письмо по памяти.
Данное упражнение рассчитано не только на усвоение определенного количества орфограмм, но и на тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.
Тестовые задания.
Данный вид деятельности позволяет детям более прочно усвоить пройденный материал, развивать навыки само - и взаимопроверки.
Карточка с текстом разрезается на четыре части. Каждый ученик выбирает себе любое задание. Сначала дети выполняют задания на карточке самостоятельно и делают выбор. После этого они рассказывают друг другу, как выполняли задание, почему сделали такой выбор. Остальные ученики слушают, при необходимости поправляют своего товарища. По критериям оценивают его ответ, заполняют колонку «Выбор в паре». После того как все четыре ученика рассказали о выполнении задания, учитель кладёт им на стол карточку «Экспертная оценка» или открывает на доске «Экспертную оценку».
Дети еще раз проверяют правильность выбора, окончательно ставят отметки друг другу или каждый себе.
Одним из приёмов повышения грамотности считаю развитие самоконтроля при индивидуальной работе над ошибками. Исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим. Работу над ошибками следует начинаю с 1 класса. Ученик, получив тетрадь с проверенной работой, сразу приступает к работе над ошибками, исправляя их в тексте зелёной пастой. Исправив ошибки в тексте, ученик выписывает слова, следуя указаниям учителя. Обучая детей данной работе над ошибками, выставляя на полях знак ошибки, указываю её вид:
Пр – пропуск буквы, слога, слова; В – вставка буквы, слога, слова; З – замена буквы; БГ – безударная гласная; ПС – парный согласный; НС – непроизносимый согласный; СС – словарное слово; ББ – большая буква; П – предлог; С – союз .
У каждого ученика есть памятка для работы над ошибками. Каждый раз, работая с памяткой, ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.
С начала учебного года провожу диагностику проверочных работ. Затем разбиваю класс на подгруппы по типам орфографических ошибок. Также веду диагностику количества ошибок, допущенных учащимися в контрольных и самостоятельных работах по русскому языку, строгий учет выполнения всех упражнений в журнале или в специальной тетради. Работа считается невыполненной, если в ней не исправлена хотя бы одна ошибка или какое-либо задание не выполнено до конца.
Таким образом, учитель даёт возможность ученику самому исправить ошибки, доработать задание и устранить пробелы в знаниях или откорректировать формируемые умения.
Дифференцированный учёт ошибок является средством не только контроля, но и педагогической диагностики: он позволяет своевременно обнаружить слабые звенья в подготовке учащихся и принять необходимые меры для устранения отставания. Данная работа даёт результаты только при системном, целенаправленном подходе и когда взаимодействие учителя и ученика имеет партнерский, договорной характер: «учитель рядом, а не сверху». В течение четверти составляю на каждого ученика карточки. В них записываю слова, которые ученик написал с ошибкой.
При работе над ошибками в контрольных работах можно использовать приём саморедактирования. Результат саморедактирования ребёнок вносит в таблицу «Работа над ошибками», к которой он может обращаться при необходимости последующей проверки слов. По анализу данных таблиц заполняю «Ведомость грамотности».
Систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка. Работа в этом направлении должна быть систематической.
Список литературы
1.Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
2.Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. Под ред. С.Г.Ковалёвой, О.Б.Логиновой – М.: Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников разговорному якутскому языку. Рабочая тетрадь по предмету язык саха.
Рабочая тетрадь поможет повысить качество усвоения школьниками учебного материала, расширит кругозор обучающихся, даст элементарные знания и представления о Якутии, научит общаться на якутсом я...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Мониторинговая система диагностики уровня обученности младших школьников по русскому языку
Спецификация тестов по руссому языку по программе "Школа России"....
ВКР по теме: Использование тестирования как средства диагностики и контроля учебных достижений младших школьников по русскому языку
Проблема диагностики и контроля образовательных достижений учащихся - одна из основных проблем современного образования. Реализация требований к результатам освоения основной образовательной про...
Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"
В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...
Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) ОШИ №4"
Презентация к докладу "Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К) оши №4"...
Опыт работы на тему: «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку»
В работе поэтапно описывается опыт работы, которая проводится по русскому языку....