Математическая грамотность младших школьников
учебно-методический материал

Дивакова Анастасия Сергеевна

Высткпление на ШМО на тему математическая грамотность младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математическая грамотность50.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Учреждение «Управление образования администрации Тайшетского района»

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение

Джогинская средняя общеобразовательная школа

665065, Иркутская область, Тайшетский район, с. Джогино, ул. Школьная,16

   E-mail: dgogino@yandex.ru

Доклад по теме

«Математической грамотности младших школьников»

Автор-составитель:

Дивакова Анастасия Сергеевна,

 учитель начальных классов

 Джогино 2022 год

Выступление:

 «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Леонтьев А.А.

Одной из сторон функциональной грамотности является математическая грамотность.        

«Математическая грамотность – это способность ученика проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Я решила изучить уровень математической грамотности своих воспитанников.

И я поставила пред собой следующие задачи        

Задачи:

- изучить материалы по данной теме;

- разработать структуру учебных заданий и ситуаций компонентов математической грамотности младших школьников,

- адаптировать имеющиеся и разработать новые практико-ориентированные задания и проблемные ситуации в своем классе; - проверить на практике эффективность их применения, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка;

- проанализировать результаты и наметить дальнейшую работу с учетом выявленных результатов.

Для теоретического обоснования я изучила основные понятия: функциональная грамотность, математическая грамотность, практико-ориентированные задания и ситуации.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности я рассматриваю как:

а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (Для чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями)

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях:

(находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

Приведу несколько примеров по разным направлениям

Задания на  измерения единицы массы.

  1. Масса пяти  учащихся нашего класса 2 центнер 5 кг. Какова может быть масса каждого? Приведи варианты.

Задания измерения единицы длины, периметра и площади.

  1. Самостоятельно измерь размер своей комнаты и начертит её план- схему. Масштаб выбери самостоятельно.
  2. На уроке физкультуры вы сдавали нормативы. Составьте диаграмму результатов прыжка в длину для девочек и для мальчиков.

Задания измерения единицы объёма.

  1. Какой объём ваших комнат в квартире. Произвести измерения и вычислить. Сравнить.

Задания на измерения единиц времени.

  1. Урок длится 40 минут, а перемена 10 минут. Какую часть составляет перемена от урока?
  2. Занятия в 1 классе начинаются в 8.30 и заканчиваются в 12.30. Какую часть суток занимает учебный процесс?
  3. У Кристины наступили долгожданные каникулы. В июне и июле он отдыхал у бабушки в деревне. В августе был в лагере 2 смены по 12 дней каждая. Одну неделю отдыхал дома. Сколько дней у Саши длились каникулы?
  4.  Какую часть суток вы спите?

Задания на нахождение цены, количества ,стоимости.

  1. 18 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?
  2. Одно мороженое стоит 25 рублей. Сколько мороженого можно купить на 100 рублей?

Задачи на нахождение скорости, времени, расстояния.

  1. Ваня шёл в школу 10 минут. Какое расстояние от школы до дома Вани, если его скорость 85 м/мин ?
  2. Расстояние от Джогино  до Шиткино 40 км, а до Тайшета – 120 км. Во сколько раз больше расстояние до Тайшета, чем до Шиткино?

     Задачи о родном крае.

  1. Берёза прожила уже 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности её жизни. Сколько лет может прожить берёза?

Село Джогино была образована в 1911 году. Сколько прошло лет с момента образования области?

Задачи с жизненно – практическим содержанием.

  1. В нашей школе  40 мальчиков и  73 девочка. Кого в школе больше и на сколько?
  2. Сколько тетрадей исписал один ученик за 4 года обучения? Если  каждую четверть он исписывал  2 тетради по русскому языку и 2 по математике, по 1 тетради (для контрольных работ) по этим предметам за год. В первом классе учитываем только 3, 4 четверти. Какие данные ещё необходимы?
  3. Сколько раз за учебный год ученик слышат звонок? Выясни у учителя недостающие данные для этой задачи.
  4. Представить информацию о своей семье в виде диаграмм разного вида: вес, рост, возраст членов моей семьи.
  5. В старом альбоме перепутались фотографии родословной. Восстановите, зная имена и отчества родственников.
  6. Какое время года нравится ребятам из вашего класса больше: зима, весна, лето или осень? Данные представь в виде таблицы или диаграммы.
  7. До маминого Дня рождения осталось 2 недели. Очень хочется подарить ей цветы. Букет стоит 500 рублей. Каждый день родители дают тебе на проезд до школы 50 рублей. Сможешь ли ты отказаться от проезда и ходить пешком 2 остановки до школы и обратно? Хватит ли тебе денег, чтобы порадовать маму?

Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.

Таким образом, я поняла, что:        

 -задания такого типа нельзя сводить к минимуму, они должны носить непрерывный характер и присутствовать на любом уроке математики и при изучении любой темы;

-решение ситуаций, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни;

-педагогу необходимо развивать познавательные потребности школьников, организовать поиск новых заданий, направленных на практико-ориентированное обучение.

Чтобы добиться положительных результатов опыта, опираюсь на индивидуальные возможности каждого обучающегося.

Я проанализировала задания учебника, учебных пособий, рабочих тетрадей и выяснила, что методический аппарат имеет множество средств развития математической грамотности.

 «Функциональная математическая грамотность включает в

себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;

2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;

3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.

В учебнике таких задач много. Все они практико-ориентированы, связаны с реальной жизнью. Условия этих задач могут быть усложнены, скорректированы.

Часто предлагается строительство диаграммы, т.е. преобразование информации.

В различных источниках я находила интересные задания, составляла сама и у меня получился свой банк приемов, образцов заданий, которые я использую в рамках развития функциональной математической грамотности.

Например:

1. Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами.

2. Игровых технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры) 3. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям.

На уроках математики часто использую приёмы:

1. Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. (в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому).

           2. Моделирование заданий представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

3. Работа с задачами. (приёмы)

- Работа над решённой задачей.

Разбиение задачи на смысловые части. -

- Решение задач с недостающими и избыточными данными. -

. - Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.

- решение нестандартных задач R

4. Решение учебно-познавательных и учебно–практических заданий.

5. Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуаций.

При этом Сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами. 

Таким образом, в реализации своей системы работы считаю важным, что накопленный банк практико-ориентированных заданий и разработанные дидактические материалы будут способствовать формированию математической грамотности младших школьников, тем самым повышается качество обучения, возможность готовности детей к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математической грамотности младших школьников

Из данной статьи вы узнаете особенности формированияя математичекой грамотности младших школьников, а также сможете использовать в своей практике задания из приведенного в работе комплекса упражнений....

Развитие математической грамотности младших школьников на уроках математики

Мыслительные операции не даны изначально, они постепенно складываются в ходе самого мышления...

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...

Формируем математическую грамотность младшего школьника

формирование математических способностей у младшего школьника...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...