"Игра как средство развития коммуникативных способностей младших школьников"
учебно-методический материал

Хандакова Людмила Петровна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

Слайд.Проблема общения младших школьников остается актуальной, несмотря на то, что довольно широко освещена в научных исследованиях. Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, нежели их сверстники 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Проблема коммуникативности младших школьников актуальна еще и тем, что именно в этот период наиболее интенсивно происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. И именно в этот период младший школьник учится брать на себя ответственность за свое поведение, правильно организовывать общение, чтобы устанавливать позитивные отношения с окружающими людьми.

В этом же возрасте формируется умение дисциплинировать себя, организовывать как индивидуальную, как и групповую деятельность, осознается ценность сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. Именно в названный период усваиваются правила и нормы общения, которым ребенок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень его свободы среди других людей в течение всей жизни.

Слайд.Вопросы изучения особенностей общения младших школьников освещены в научных работах А.А. Басова, В.А. Беликова, В.Г. Бочаровой, Л.П. Гурьяновой, Р.А. Литвак, М.И. Лисиной и др.

Слайд. Понятие «коммуникация» означает зависимость состояний взаимодействующих субъектов как систем.

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные .

Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Несмотря на то, что основным видом деятельности у детей начальной школы является учение, общение в младшем школьном возрасте часто связано с игрой. Именно в игровой деятельности дети ярко проявляют личностные качества, умения и навыки общения. Участие младших школьников в играх способствует их самоутверждению, развивает в них настойчивость и стремление к успеху.

Слайд.В отечественной педагогике и психологии проблемы игры и игровой деятельности рассматривали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации - в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Слайд.

  Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 Слайд. Функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения; игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения, самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Слайд.Классификацию игр, которую выделяет Азаров Ю.П.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом педагог учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

 слайдТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

Творческие игры - это игры, в которых проявляются образы, вмещающие в себя условное превращение действительности.

слайд.ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций, «примерить на себя» социальные роли.В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ.

Комплексная игра - игра, соединяющая совокупность разнообразных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающих единый педагогический эффект. Комплексная игра рассматривается как коллективное творческое дело (КТД). Комплексная игра длительна и объединяет ролевую игру в одно целое с играми и готовыми правилами. Она обладает физическими свойствами.

 1. Считается, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей. В сюжетно-ролевой игре дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. В игре эффективно воспитываются умения действовать сообща, оказывать помощь, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. (Дочки-матери, школа)

  2.Одной из форм игры являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в этих играх развивается умение детей принимать правила и нормы и следовать им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера. Педагог создает специальные условия, поворачивает внимание ребенка на играющих с ним сверстников, помогая развитию их отношений. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, что способствует развитию у детей чувства сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься детьми в реальную жизнь.

  3. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передавать интонацию, активно пользоваться движениями, мимикой и жестами. Велико значение театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, совершенствования звуковой стороны речи, а также благоприятно влияет на развитие монологической и диалогической форм речи. — При этом, интенсивному речевому развитию способствует именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, включающая в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но и xyдoжecтвeннo-peчeвую деятельность (передача содержания, сочинение, исполнение песен, речей от лица персонажей, их инсценировка).

Игровая ситуация направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет ребенку донести «правильность» своего мнения, с помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.

Умение донести до другого человека необходимую информацию, пусть даже это будет облачено в игровую форму - сложный и многоструктурный процесс. Младший школьник преодолевает различные сложности и сталкивается с коммуникативными барьерами, непониманием со стороны реципиента.

Слайд.Таким образом, игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что позволяет школьнику, который только входит в сложный мир общественных и межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а так же уметь преподнести информацию согласно правилам и потребностям современного общества. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия существующего в реальном мире общения. Игра не только помогает развить и проявить свои коммуникативные способности, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательных способностей младшего школьника.

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающи...

«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»

Из  опыта работы   по применению    информационных коммуникативных  технологий, как средство развития познавательных способностей   младших школьников на различных ...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников в игровой деятельности. Рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникати...

Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей младшего школьника.

Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей младшего школьника....

«Информационные коммуникативные технологии , как средство развития познавательных способностей младших школьников»

Мы живем в « цифровом мире, учитель не может позволить себе отставать от своих учеников. На то он и Учитель!»...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....