"Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте"
учебно-методический материал

Хандакова Людмила Петровна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте

   Коллектив – это социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Коллектив имеет большое значение для формирования и развития личности ребенка любого возраста. Однако особенно важно вхождение ребенка в коллектив именно в период младшего школьного возраста. Обусловлено это тем, что ребенок, поступая в школу, приобретает новый статус и положение в обществе, меняется весь уклад его жизни, необходимо усвоить и принять новые правила и нормы. От того, как ребенка примет новый коллектив зависит не только успешность всего последующего обучения, но и адаптация к школе.  

   Особенность коллектива в начальных классах заключается в том, что сам коллектив создан из детей, которые не знают друг друга, то есть это новое коллективное объединение. Задача педагога состоит в том, чтобы не только сформировать детей в коллектив, но и сплотить их. Формирование ученического коллектива осуществляется педагогом в совместном взаимодействии не только с детьми, но и с родителями. Взаимодействие с родителями необходимо для того, чтобы лучше узнать детей, их привычки, личностные качества и тем самым определить характер взаимоотношений с окружающими людьми.

  Таким образом, школьный коллектив является той «колыбелью», которая позволяет ребенку развиваться на протяжении всего периода обучения в школе. Современная школа содержит большое количество разнообразных коллективов, что позволяет ребенку максимально реализовать свои способности и «примерить» различные социальные роли. Одним из ведущих и стабильных является коллектив класса, который формируется в самом начале обучения и сохраняется до конца обучения.

  Порядок формирования сплоченности коллектива младших школьников по А. С. Макаренко

Формирование коллектива учащихся начальных классов осуществляется продолжительное время и проходит несколько последовательных этапов. В соответствии с исследованиями А.С. Макаренко формирование детского коллектива проходит в рамках следующих стадий:

1 Этап: Требования к коллективу – на данном этапе велика роль учителя, деятельность которого направлена на организацию и «оформление» детской группы.

2 Этап: Выделение неформального актива – учитель наблюдает за детьми и выделяет из общего числа неформальных лидеров. В дальнейшем формирование коллектива осуществляется с опорой на этих лидеров.

3 Этап: Требования к личности – педагог учит детей предъявлять к себе высокие требования как к личности, так как каждый является элементом коллектива и от него зависит то, каким будет коллектив в целом.

  Большое влияние на формирование и сплочение детского коллектива оказывает совместная деятельность, особенно совместный труд, игры и общение. По мнению А. С. Макаренко совместный труд очень полезен не только для формирования и сплочения детского коллектива, но и для приобщения детей к материальной культуре общества. Совместный труд позволяет детям общаться, обмениваться навыками и умениями, способствует взаимодействию и развитию эмоционального сопереживания. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо помнить о том, что для них игра имеет большое значение. Используя игры в формировании и сплочении детского коллектива, педагог учит детей взаимодействовать друг с другом, позволяет детям получить определенный жизненный опыт и эмоциональные переживания.

  Еще одним важным фактором, имеющим большое значение в формировании и сплочении детского коллектива, является общение. В процессе общения дети обмениваются мыслями, духовными ценностями, своими переживаниями и т. д.

Все три элемента (труд, игра и общение) должны использоваться педагогом одновременно и на протяжении всего формирования коллектива в начальной школе.

Основные направления работы по сплочению детского коллектива

В рамках современной начальной школы, с целью формирования сплоченности ученического коллектива педагогами организуются следующие виды работ:

-Воспитательная работа в детском коллективе.

-Организованная совместная деятельность детского коллектива.

1.Воспитательная работа в детском коллективе.

Особенность воспитательной работы состоит в том, что все участники вновь созданного коллектива находятся на стадии знакомства друг с другом. Дети «присматриваются» друг к другу, пытаются понять сверстников, их поступки, учатся корректировать и подстраивать свое поведение под коллектив. Воспитательная работа направлена на усвоение детьми правил взаимодействия в коллективе, умения совместно принимать решения и направления своей коллективной деятельности, эмоционально контактировать друг с другом. Чем активнее дети будут общаться в рамках организованной воспитательной работы, тем сплоченнее будет коллектив. Кроме того, проводимая воспитательная работа позволяет детям развиваться духовно.

2.Организованная совместная деятельность детского коллектива.

Основные направления совместной деятельности коллектива учащихся с целью формирования сплоченности:

-Организованные разнообразные виды детской деятельности (труд, игра, общение, продуктивная деятельность и т.д.);

-Постановка общей привлекательной цели и ее достижение во внеклассной или внеурочной деятельности (поход, экскурсии и т.д.);

-Организованные поручения, которые дети выполняют не только индивидуально, но и в группе, что учит детей взаимодействовать друг с другом, совместно планировать свои действия;

-Установление традиций класса;

-Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении;

-Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.

    Таким образом, работа по сплочению детского коллектива в начальной школе, должна начинаться в момент формирования коллектива, когда дети только поступают в первый класс. Большая роль в формировании сплоченности отводится классному руководителю, который должен организовать работу внутри детского коллектива, с использованием комплекса методов, средств и приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки у учащихся младшего школьного возраста

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности - главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ шко...

Развитие исследовательских умений как средство формирования личностных результатов учеников младшего школьного возраста

Проблемный семинар. Лекционно - практическое занятие  для творческой группы учителей начальной школы.Цель занятия: показать творческой группе учителей приемы организации исследовательской деятель...

Формирование сплоченности коллектива учащихся младших классов

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество ли...

Курсовая работа на тему: «Профилактика буллинга в коллективе детей младшего школьного возраста в процессе развития сплочённости»

Курсовая работа на тему: «Профилактика буллинга в коллективе детей младшего школьного возраста в процессе развития сплочённости»...

Картотека игр на знакомство и сплочения группы детей младшего школьного возраста

Новообразованному колективу для комфортного взаимодействия требуется помощь для объединения и знакомство. С этой задачей хорошо справляются игры и упражнения соответствующей тематике....

Формирование сплоченности коллектива учащихся младших классов

Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие л...

Сборник игр на сплочение коллектива детей младшего школьного возраста

Сборник игр на сплочение коллектива детей младшего школьного возраста...