Выступление на семинаре
статья
Тема "Использование практико-ориентированных заданий для формирования естественнонаучной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientir_zadaniya_dlya_formirovaniya_eng.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
практико-ориентированных
заданий для формирования
естественнонаучной грамотности
на уроках окружающего мира
в начальной школе
МБОУ «Излучинская ОНШ»
Аблахатова Г.С.
учитель начальных классов
2023 г
Изменение подходов к оценке качества российского образования в условиях внедрения федеральных стандартов нового поколения заставляют учителя находить новые подходы к обучению.
Внимательное ознакомление с результатами международных исследований TIMSS, проводимых с участием российских учащихся, позволяет обратить внимание на существенные недостатки их естественнонаучной грамотности. (Слайд 2)
Поэтому перед педагогом стоит задача – развивать эту грамотность, то есть соединить опыт учебной деятельности с реальными процессами жизни.
Образовательный процесс должен способствовать формированию таких умений, как на слайде. (Слайд 3)
Развитию естественнонаучной грамотности мне помогает использование в своей педагогической практике особых практико-ориентированных заданий.
Под практико-ориентированным заданием мы понимаем задание, имеющее специфическую структуру: проблемный характер, ситуационную формулировку, ориентацию на комплекс применяемых умений и знаний. (Слайд 4)
Процесс развития естественнонаучной грамотности требует моделирования образовательных ситуаций, в которых учащийся продемонстрирует требуемый способ деятельности. Практико-ориентированные задания позволяют использовать возможности материала, изучаемого в рамках образовательной программы, для формирования ключевых компетентностей учащихся.
Практико-ориентированные задания можно разбить на следующие блоки (Слайд 5):
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
(Слайд 6) Блок 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
В учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». этот тип заданий – самый распространенный
Например 1. Соедини линиями понятия.
Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев.
Пример 3. Запиши показания термометров.
Пример 4. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью
Для формирования естественно-научной грамотности я дополняю эти задания. Для закрепления при изучении месяцев даю задания- определи месяц изготовления и месяц окончания срока хранения продуктов. И раздаю по группам различные продукты, молоко, шоколад, батончики, сок. В конце дети высказывают мнение, почему необходимо уметь определять дату. (Слайд 7)
(Слайд 8) Использую задания: восстановление текста по опорным словам, задание на формирование умения составлять схемы к тексту.
Например. Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. (Кустарники → птицы →жуки, гусеницы →деревья)
Применяю приёмы технологии развития критического мышления (Слайд 9-11) Приём «Да-нет». Приём «Лови ошибку»
Использую «Научные раскраски Чевостика». Они очень нравятся детям, особенно 1-2 классникам. (Слайд 12 - 13)
Слайд 14. Блок 2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности
Большое внимание при этом отводится работе с различными моделями с целью продемонстрировать понимание естественнонаучных понятий. Формулировка подобных заданий в учебнике и рабочей тетради не способствует формированию мотивации учащегося на выполнение задания, соотнесению этих заданий с реальными объектами действительности. Практико-ориентированные задания обычно подкрепляются так называемым «стимулом», который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение, а также источниками информации (статьи из энциклопедии, Интернет и т.п. ( Слайд 15)
Например, задание «Расскажите правила ухода за комнатными растениями» я задаю следующим образом: Вы уезжаете на летние каникулы в отпуск с родителями, за комнатными цветами согласилась ухаживать ваша подруга. Напишите ей памятку, как ухаживать за цветами.
В основе задания – работа с первичной информацией, когда учащийся проводит наблюдение в соответствии с поставленной задачей, извлекает информацию из учебника, систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (памятка).
Рефлексия, которой заканчивается работа над заданием, позволяет выявить не только затруднения учащихся, но и обратить их внимание на способ деятельности.
Пример 2. Наступили каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама? Ребята вспоминают все правила безопасности.
Использую в своей практике очень интересное и полезное пособие «Опыты и эксперименты в начальной школе», работаем с ним как на уроках, так и во время внеурочной деятельности. (Слайд 16) (Слайд 17-18)
(Слайд 19) Авторский электронный курс для по предмету «Окружающий мир» https://okrmir.cpm77.ru/
На сайте есть разработки по разным темам, с учебниками Плешакова не совпадает, но можно взять практико-ориентированные задания для каждого класса.
(Слайд 20) Блок 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения.
Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение.
К этому блоку относится различные виды проектов и выполнение итоговых тематических работ, где формулируют вопрос, планируют исследование, делают выводы на основе полученных данных, приводят доказательства и аргументы, а также решают нестандартные задачи.
(Слайд 21)Также есть рабочая тетрадь «Мониторинг формирования ЕНГ» по классам, где подобраны тематические итоговые работы.
Механизм «встраивания» практико-ориентированного задания в занятие может быть различным. Выбор механизма зависит от цели, которую преследует учитель, целей урока, целей ребенка, этапа урока.
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении
Таким образом, одним из инструментов для достижения качества в развитии функциональной грамотности учащихся, будет использование на уроках практико-ориентированных заданий.
- Практико-ориентированные задания при сохранении содержания стандарта позволяют формировать интегральные умения, основы функциональной грамотности и повышают мотивацию при изучении предмета.
(Слайд 22) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре ГМО
Тема "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся "...
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"
Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о и др.)2. Работа с текстом ...
Выступление на семинаре завучей.
Публикация по теме: "Ко мне пришел мой новый класс"....
"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре
выступление на семинаре по теме "Современный урок в начальной школе"...
Выступление на семинаре "Отличительные особенности учебников Образовательной программы "Школа 2100"
В данном выступлении проведен сравнительный анализ учебников образовательной программы "Школа 2100" для 1 класса....
выступление на семинаре по ФГОС
Выступление по стандартам второго поколения...