ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
статья
особые образовательные потребности обучающихся с РАС связаны с их многочисленными специфическими нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_6_noyabrya.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ
«ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
Катасонова Юлия Сергеевна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
г. Смоленск
2020 г.
Детей с ранним детским аутизмом отличает снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для таких детей типичны трудности установления визуального контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей, связи происходящих событий, в построении целостной картины мира, присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными - стереотипными действиями. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами, чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры. Такие дети плохо могут организовать себя, у них слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются в генерализованное возбуждение.
Характерна так же особая задержка и нарушение развития речи, особенно её коммуникативной функции. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и, прежде всего, это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС. Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором.
Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.
К особым образовательным потребностям детей с нарушениями аутистического спектра (по О. С. Никольской) относятся потребности:
• в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;
• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего, соотнесении общего темпа группы с индивидуальным;
• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;
• в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;
• в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работоспособности ребенка;
• в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде;
• в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
• в создании адаптированной образовательной программы;
• в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
• в проведении индивидуальных занятий;
• в организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;
• в психологическом сопровождении, оптимизирующем взаимодействие ребенка с педагогами и детьми;
• в психологическом сопровождении, отлаживающем взаимодействие семьи и образовательной организации и с родителями нормально развивающихся детей;
• в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства ребенка за пределы образовательной организации.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в группе, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
Индивидуальная программа развития
Для ребенка с аутизмом…….
Коррекционная задача | Метод, приём, методика |
Формирование учебного стереотипа и произвольности деятельности | Работа по расписанию наглядного плана, работа за столом |
Растормаживание речевой функции | В игровой форме провокация эхолалии |
Развитие импрессивной стороны речи
| Работа над пониманием инструкций, обогащение пассивного словаря, проговаривание совершаемых действий, игровые методики |
Развитие коммуникативных навыков | Формирование и закрепление указательного жеста, побуждение к речевой просьбе. Введение невербальной коммуникации |
Сенсорное развитие | Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия. Сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) |
Развитие психомоторики и зрительно-моторной координации | Методы двигательной коррекции, манипуляция мелкими предметами, психогимнастика, графическая деятельность, лепка |
Формирование интереса к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения | Манипуляции игрушками, предметами, совершая простые игровые действия. Одновременно комментируя свои действия и действия ребенка. |
На первом этапе работы отрабатывать реакции оживления и слежения, формировать зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивать тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатывать связи между определенными частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. Формировать представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. В дальнейшем поэтапное усложнение деятельности и увеличения предлагаемого объема навыков и знаний. Задания предлагаются в наглядной форме, с простыми, повторяющимися несколько раз, с одной и той же последовательностью инструкциями. Речевые инструкции предъявляются голосом разной громкости и тональности.
Таким образом, особые образовательные потребности обучающихся с РАС связаны с их многочисленными специфическими нарушениями. Приведенный структурированный перечень особых потребностей детей с РАС не является исчерпывающим. В нем отражены ключевые позиции, учет которых позволяет повысить эффективность обучения детей с РАС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра.
Презентация на МО....
Адаптированная образовательная программа для детей с расстройством аутистического спектра
Адаптированная программа для детей с РАС— это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с РАС и оказание помощи дет...
Особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра
реализация особых образовательных потребностей детей с расстройством аутистического спектра...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...
Подготовка детей с расстройством аутистического спектра, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, к обучению в школе.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что аутичные дети очень тяжело адаптируются к новым обстоятельствам и условиям, поэтому очень важно, как можно раньше начать подготовку к школе, так как от...
«ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...