Педагог - особая профессия
статья

Баранцева Ольга Игоревна

Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Эти люди, всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж, умение общаться с людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_-_osobaya_professiya.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГ - ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ


                                                                                                                Баранцева О.И.

учитель начальных классов

                                                                                     

«Мастерство учителя, это специальность,

которой надо учиться»

А.С. Макаренко

             Педагог - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Эти люди, всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж, умение общаться с людьми.

            Современная образовательная ситуация требует от педагогов-практиков постоянного совершенствования их знаний и умений.

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике государства, изменения концептуальных ориентиров побуждают педагогов системы дополнительного образования детей к поиску новых подходов к самосовершенствованию, мотивирующих развитие креативных способностей сотрудников, их познавательно – ценностных интересов и повышение уровня профессионального мастерства.

      Профессия предоставляет педагогу возможность реализовать себя в труде, познании, общественной жизни, деятельности, в отношениях, общении, связанных с выполнением должностных обязанностей. Не менее важно, что при этом происходит проверяемая практикой самооценка психологической и содержательно-технологической подготовленности к данной работе, сложившаяся в процессе профессионального образования и предшествующего опыта. Такая оценка стимулирует (должна стимулировать) самообразование и самосовершенствование специалиста, его карьерные и статусные намерения и ожидания, овладение смежными областями знаний.

             C годами ценностный смысл образования для личности меняется, и на первый план выдвигается потребность в развитии своей культуры и миропонимания, повышение профессионального мастерства  педагогических кадров и их мотивации на получение более высоких результатов деятельности через использование передовых педагогических технологий, нестандартных форм и методов организации взаимодействия участников образовательного процесса.

            Поэтому столь актуальны в деятельности любого учреждения  вопросы  дальнейшего профессионального роста сотрудников.

Элементы педагогического мастерства:

- мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;

- мастерство убеждения;

- мастерство передачи знаний и формирование опыта деятельности;

- мастерство владения педагогической техникой.

Чтобы быть успешным, достичь вершин профессионального мастерства, иметь высокий рейтинг у учащихся, коллег, родителей современный учитель должен постоянно стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, повышать уровень своего профессионального роста.

Уровни профессионального роста:

- педагогическая умелость;

- педагогическое мастерство;

- педагогическое творчество;

- педагогическое новаторство.

Профессиональное самосовершенствование  успешно протекает лишь при наличии у педагога внутреннего побуждения, искреннего стремления добиться высоких результатов в работе. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив, в целом, проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности обучающихся.

     Самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-психологической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива,

позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда – вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство педагога.

     Повышение квалификации педагога способствует развитию личности педагога, повышению качества образовательного процесса, преобразованию профессиональной деятельности и, как следствие, повышению профессиональной компетентности педагога: мотивационной, технологической, когнитивной, информационной, социальной, коммуникационной, нравственной.

Повышению квалификации педагога способствует:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

- курсы повышения квалификации;

- деятельность методических объединений.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков:

- школа педагогического мастерства; школа молодого специалиста;

- семинары – практикумы;

- мастер-классы;

- педагогические гостиные;

- педагогические тренинги;

- педагогические мастерские;

- лаборатории по отдельным направлениям деятельности;

- «круглые столы» по обмену опытом и мнениями;

- конкурсы профессионального мастерства;

- спецкурсы по решению актуальных проблем коллектива;

- выставки творческих достижений педагогов.

Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. 

           

Данная модель повышения квалификации позволяет научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности.

Педагогическая практика доказала, что развитие личности человека стимулирует преобразование профессиональной деятельности, качественно новый уровень которой, в свою очередь, приводит к дальнейшему развитию личности.

            Образно говоря, учреждение можно представить в виде дерева, которое растет на общественной почве и дает ему свои плоды. Каждое творческое объединение - отдельная ветвь на стволе этого дерева. А каждый листик – это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева – морально-психологические качества личности учащихся.

Учителя, мыслящие критически - развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.
         Я делаю вывод, что изменения в подходе повышения квалификации учителей – это, прежде всего, требование времени. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств.
          Все мы разные, но нас объединяет любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь.

А такой учитель сам может ставить и решать сложные образовательные задачи и обеспечивать реальное развитие конкурентоспособности. Профессия педагога очень важна и значима. По мнению Я.М. Коменского учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Педагог живёт до тех пор, пока учиться сам. «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!» К.Д.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Учитель начальных классов- профессия особая"

Размышления  о профессии- учитель начальных классов....

Размышления педагога о профессии и её возможностях.

Почему я стала учителем? В чём черпаю силы и вдохновения? Что могу и хочу дать детям?...

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке «Все профессии нужны, все профессии важны».5 класс Особый ребенок

Тип урока: комбинированный   Цель: уточнить, расширить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи:Образовательные- сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельн...

Урок безопасности. Особая профессия спасатель МЧС

Познакомить с деятельностью МЧС России. Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни. Ориентировать учащихся на выбор будущей профессии....

ЭССЕ на тему: «Учитель начальных классов – профессия особая»

Каким же должен быть Учитель? Несомненно, что ответственным, ибо родители доверили ему своих детей,  и он отвечает за них. Учитель должен любить детей.  Ни для кого не секрет, что есть учите...

Эссе на тему " Особому ребёнку- особый педагог"

Данное эссе отражает мой взгляд на работу с особенными детьми, моё мнение о проблемах специального  образования....

Размышления о Профессиональном стандарте педагога и профессии учителя начальных классов с позиций этого стандарта

Материал предназначен для студентов педагогических ВУЗов по профилю: психология и педагогика начального образования, учителей  начальных классов....