Сообщение на заседании ШМО учителей начальных классов МОУ "Измайловская школа"
статья
Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.
А что же такое рефлексия? ............
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе. | 92.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Измайловская школа»
«Приёмы рефлексии учащихся
на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов:
Сергеева Т. П.
п. Измайловский
2021 г.
Цель:
- создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
(из ФГОС)
Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результато. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта. Что можно применять? Это: карточки с изображением лица – смайлики; показ большого пальца вверх или вниз;
«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
«Радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;
Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.
Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь»
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:
Представь что ты….
Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.
Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.
Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.
Изобрази радость, горе, обиду
- Рефлексия деятельности
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках .
- Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?
- На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).
На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками» :
Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся давать объективную оценку своим письменным работам.
«Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось;
«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
«Сказочное дерево» - это любимый вариант рефлексии на уроке:
плод, цветок и листочек
Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь
Цветочек – было трудно, но я понял
На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается
«Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
«Поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы
В письменных работах используется и такой вид рефлексии, когда ребёнок не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок или рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.
Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы» 1часть работы – буква, слоги – самоконтроль, закрасил кружок выбранным цветом
следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок
следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия
В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.
Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети вполне объективно оценивают свою деятельность.
• Рефлексия содержания учебного материала
«цветочная поляна» - цветок – вид деятельности на уроке: работа с геометрическими фигурами, восстановление числового ряда, сравнение чисел.
К концу урока появляется цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.
Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).
Закончи предложение (интервью)
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Литература:
Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
Косарева Елена Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution
Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.
А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm
Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"
Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Протокол № 2 заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской обл. от 03. 10. 2018 г.
Протокол № 2 заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской обл. от 03. 10. 2018 г....
Протокол №2 от 24.12.2021 года заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» по теме «Адаптация детей 1 класса»
Протокол №2 от 24.12.2021 годазаседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»по теме «Адаптация детей 1 класса&raq...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов МОУ "Измайловская школа" (2020 г.)
Термин «технологическая карта» пришёл в педагогику из технических, точных производств. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образова...