Доклад "Игра - как важное средство воспитания младшего школьника"
методическая разработка
Доклад на тему: "Игра - как важное средство воспитания младшего школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Игра - как важное средство воспитания младшего школьника».
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить».
М. Горький
Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. (слайд 1-2)
Огромное значение игре, как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Игра – это, прежде всего деятельность. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: тренирует ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать; также игра позволяет детям отдохнуть, вносит разнообразие в монотонную деятельность, снимает напряжение и развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Это возможно в том случае, если игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко.
Игры, наряду с учением, способствуют практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра стимулирует возникновение у ребёнка желание стать лучше, формирует первоначальное представление о том, что хорошо и что плохо, она обладает прекрасной диагностической функцией – показывает ребёнку, что он умеет, что знает, чего боится, что ему нравится, а что – нет. Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением положительных качеств.
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности.
Дети в школе проводят целый день, в одном коллективе, в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение. Снять такие состояния легче всего именно в игре.
У нас, воспитателей ГПД, возможности гораздо шире, чем у учителей: это прогулки, спортивные часы, подвижные игры, кружковая работа, воспитательные часы, время самоподготовки.
Именно в играх, мы – воспитатели ГПД, можем лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности и получаем полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игры сближают нас с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт. Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются соблюдению правил, справедливости, правильно оценивать поступки. Игра для детей - средство выражения, проба сил.
Каждый воспитатель в своей копилке должен иметь коллекцию игр, которую он мог бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей. Играя в игры, дети получают навыки сплочения в группе, происходит развитие их коммуникативных способностей, создается радостное настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
И главное – всем интересно. На занятиях, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на занятие юмору, фантазии, творчеству, учит детей быть добрыми и справедливыми. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в новых ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка свои знания.
В условиях занимательной игры, более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Задачи игр: (слайд 3)
- Развитие познавательной деятельности ребёнка ;
- Развитие эмоционально- волевой сферы;
- Обогащение представлений об окружающем мире;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Формирование культурного поведения;
- Развитие двигательной сферы;
Классификация игр: (слайд 4)
- дидактические;
- интеллектуальные
- сюжетно-ролевые;
- подвижные;
Условия эффективности игры (слайд 5)
- Свободное и добровольное включение детей в игру.
- Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
- Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
- Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.
- Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
Требования к игре (слайд 6)
- Дети должны хорошо понимать смысл игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
- Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.
- В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами.
- В игре не должно унижаться достоинство ее участников.
(Обмен своим опытом – слайды 8-21)
Каждый вид игры выполняет определённые функции:
Интеллектуальные игры (слайд 8-9) – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?», викторины; настольные игры.
- Отдельно хочу отметить квест-игры,(слайд 10-11) которые развивают внимание и умение мыслить логически, учат принимать решения в нестандартных ситуациях и работать в команде. Квест – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету к намеченной цели.
Дидактические игры - развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают эффективность обучения школьников.(«Головоломки», «Шифровальщики», «Допиши стихотворение», «Пять слов», «Загадки-шарады», «Анаграммы», «Логогрифы», «Закончи пословицу» и т.д.)
Во время воспитательных часов, или в свободное время после уроков и самоподготовки нам на помощь приходят познавательные, дидактические игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки.(слайд12-13) Сюда можно также отнести интерактивные платформы, где можно создавать различные тесты, или использовать для закрепления учебного материала.
В сюжетно-ролевых играх (слайд 14-15) дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также моральные качества, обогащается речевой запас.(«Планета друзей», «Снимаем сказку», «Театр-экспромт», «Утки-охотники» и т.д.)
Все имеющиеся игры: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др., нужны, и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. В школе дети большее время проводят за партами, и они безусловно страдают от недостатка физической нагрузки. И подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от гиподинамии.
Подвижные игры (слайд 16-21) дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. В игре реализуются активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии.
Там, где подвижная игра, нет места скуке. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.
Заключение:
В заключении, я могу сказать, что использование игр как средства воспитания необходимо с целью стимулирования познавательного интереса школьников к учебному процессу и, как следствие этого, роста количественных и качественных показателей подготовленности учащихся, их успеваемости. Есть основание полагать, что при частом использовании различного рода игр они будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к новому и интересному. Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что
«…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Прекрасен сказок мир воздушный-к нему с младенчества привык,мне мил и дорог простодушный,животворящий их язык.К.М. Фофанов. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможе...
Этическая беседа как средство воспитания младших школьников.
Материал предназначен для использования в учебной и воспитательной работе учителей начальной школы....
Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников.
Обобщение опыта работы по созданию системы воспитания гражданской позиции младших школьников, обеспечения связи разных поколений семьи, повышения этнокультурной осведомлённости учащихся, воспитани...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".
В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер....
Игра - важное средство воспитания младшего школьника в режиме работы ГПД
В статье рассматривается роль и значение игры в воспитании младших школьников в режиме работы ГПД, а также методика объяснения игры детскому коллективу, выбор водящего. К статье приложен дидактический...
СТАТЬЯ «УРОКИ ОРКСЭ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Статья предназначена для учителей ОРКСЭ, для родителей....
Здоровый образ жизни как средство воспитания младшего школьника
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.Одной из задач системы начального школьного образования является ...