Статья по теме "Поддержим одаренных детей".
статья

Волосянкина Наталья Васильевна

В современном обществе возрастает потребность в людях творческих, умеющих мыслить не стандартно. Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx335.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Поддержим одаренных детей»

Автор: Волосянкина Наталья Васильевна, учитель начальных классов

ГБОУ школы №462 Пушкинского района Санкт-Петербурга

В современном обществе возрастает потребность в людях творческих, активных, умеющих нестандартно мыслить. Только талантливый и максимально развитый человек ведет общество к новым открытиям в науке и кардинальным переворотам. Исходя из этого, одной из приоритетных задач системы современного образования является выявление и  поддержка одаренных детей, создание условий для их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Работа с одаренными и высоко мотивированными детьми в школах является необходимой. «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». (Иоганн Вольфганг фон Гёте)

          Готовы ли мы учить одаренных детей? Ведь такие дети более активны, возбудимы и эмоционально чувствительны, независимы, оригинальны. Традиционно мы уделяем пристальное внимание работе со слабоуспевающими детьми, а одаренный ребенок часто оказывается «в тени». Долгое время  считалось, что развивать своего ребенка и его способности – это удел родителей.

Младший школьный возраст – период  впитывания и накопления знаний, период развития творческих способностей.  Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии. Задача учителя - выявить способности ребенка и создать условия для их развития.

Как узнать одаренного ребенка? Такие дети имеют:

высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания, умение использовать накопленные знания;

•высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления; •повышенный объем и концентрация внимания, способность к длительной сосредоточенности;

•обладание хорошей памятью;

•высокая познавательная активность, проявление увлеченности, любознательности;

•самостоятельный выбор занятия, упорство в достижении результата в сфере, которая вызывает интерес;

•креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;

•самостоятельность, независимость, уверенность в себе.

        С точки зрения психологии, у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Одаренные дети остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.  У них повышенная чувствительность, ранимость. Одаренному ребенку бывает нелегко среди сверстников. Поэтому задача педагога – помочь ребенку не только раскрыть свой талант, но и выстроить взаимоотношения с окружающими.

Как выявить в ребенке талант и позволить ему развиваться именно в этом направлении?

«Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека». (Карл Роджерс)

Формы и методы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. В настоящее время педагогическая практика требует применения в учебном процессе новых интенсивных педагогических технологий: http://cdn01.ru/files/users/images/be/35/be35271704442377dc634181d61d547d.jpg

-технология развивающего обучения;

-педагогика сотрудничества;

-технология индивидуализации обучения;                                      

-проблемное обучение;                                                                                           

-информационные технологии; 

-эвристические технологии;

-критического мышления;

-проектная и исследовательская деятельность;

-опережающее обучение и другие современные технологии.

Основные направления работы с одаренными детьми (из опыта работы):

▪Привлечение к занятиям в секциях, кружках по интересам

С начала обучения в 1 классе я внимательно наблюдаю за учениками, изучаю особенности каждого ребенка. На родительском собрании  провожу тематическую беседу «Творческие способности ребенка» и анкетирование родителей. Внимательные родители ещё до поступления ребенка в 1 класс определяются в выборе дополнительных занятий в кружках,   другим рекомендую, исходя из наблюдений за детьми. Составляю банк данных учащихся класса «Одаренные дети».

▪Индивидуальная работа

Задания повышенной сложности, нестандартные задачи, подготовка сообщений и докладов на уроках и классных часах. Одаренные дети – мои первые помощники на уроках.

▪Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах, соревнованиях. Ежегодно ученики участвуют в районном фестивале - конкурсе чтецов «Мудрости начало», в городском конкурсе чтецов «Разукрасим мир стихами». В 2022 году ученица 1 класса Алексеева Мария приняла участие в районном конкурсе творческих работ «Попробуй волшебником стать» (к 90 -летию творческой биографии С. В. Погореловского).

▪Занятия в предметном кружке.

В рамках внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление, предмет - математика) провожу занятия по курсу «Занимательная математика».

▪Участие в проектно – исследовательской деятельности:

Одаренным детям свойственна потребность в исследовательской и поисковой активности.

На школьной научно – практической конференции «Эврика» ученики презентовали проекты различной тематики: «Моя удивительная кошка», «Зеленые жители нашего класса», «Шоколад: польза или вред», «Как появились цифры?», «Фалабелла – сказка или быль», «Сатурн – властелин колец», «Математика и оригами» и др.F:\DCIM\103NIKON\DSCN2279.JPG

Редькин Федор, ученик, обладающий математическим способностями, является победителем и призером межрайонной проектно – исследовательской конференции младших школьников «В науку первые шаги». Его проекты «Основы искусственного интеллекта», «Роботы в жизни человека» были высоко оценены членами жюри. Исследовательская работа «Путешествие в Китай», которую выполнила Долженкова Александра,  заняла 3 место.

▪Участие в праздниках, выставках поделок, в спектаклях.

Как бы ни был одарен ребенок, он нуждается в участии заботливых и внимательных педагогов, которые придадут его природному дару нужный блеск.

Поэтому мы, учителя,  стремимся объединить свои усилия вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. Ведь одаренные дети – будущее и надежда России. Поддержим одаренных детей!

Одаренность – конечно, дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность – это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь. 

http://school462.ucoz.ru/Dostizheniya/terekhov_diplom_2.jpg

F:\DCIM\102NIKON\DSCN2023.JPG

Список литературы:

1.Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически: Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб.: Литера, 2002.

  1. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
  2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе – М.: Вербум-М, 2001.
  3. Леонтьев А. Н. «О формировании способностей». А. Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  4. Мордовина С. М, Работа с одаренными детьми.
  5. Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. Волгоград: Учитель, 2008.

Интернет-ресурсы:

▪Одаренность – конечно, дар   intergu.rupedsovet/…

          ▪Стихиhttps://www.chitalnya.ru/work/206955/

   ▪Одаренные дети | Одаренность – конечно, дар ds145.jdroo.by

 ▪Консультации специалистов…/108-odarennye-deti

 ▪Талант дар способность бездарность посредственность...пословицы   obshelit.ruworks/133272/


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья «Лучшая практика педагога для выявления одаренных детей»

Орентируясь на современные тенденции все более осознается необходимость создания оптимальных условий для развития способностей детей, возникает необходимость в поиске педагогических мер, качественно у...

Статья "Сопровождение одаренных детей в массовой школе".

В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми педагогического коллектива учителей Гимназии....

Статья "Проблемы одаренности детей".

Вопросы  обучения  и  воспитания  одаренных  детей  имеют  важное  общественное  значение:  талантливый  человек  - особая  ценность...

Статья "Развитие одаренных детей в начальной школе"

laquo;Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельно...

Статья для газеты " Одаренные дети"

laquo;Мы должны создавать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активн...

Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнеедесятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательныетехнологии изменили отношение к об...

Статья публикации по теме "Одаренные дети"

Предлагаю Вашему вниманию несколько эпизотов  из опубликованных  статей на тему "Одаренные дети"...