21 февраля-День родного языка.
план-конспект занятия (2 класс)

Васильева Наталья Евгеньевна

Конспект разработан для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vnek._mer-iya_21_fevralya_den_rodnogo_yazyka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2»

Внеклассное мероприятие в рамках

методического объединения

21 февраля –

Международный день

родного языка

учитель  высшей категории:

 Васильева Н.Е.

Февраль 2023 год

Цель: 

Дидактическая: Создать условия для познавательно-речевого развития обучающихся;

Коррекционная: коррекция и развитие речи детей, памяти, мышления.          

Воспитательная: воспитывать патриотизм, толерантность; способствовать развитию нравственных качеств характера.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля.

 Сегодня, ребята, особенный праздник: Международный день родного языка.    Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.

Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека - тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. На каком языке разговариваем мы с вами?

Дети: На русском.

Учитель: А какое первое слово произносит ребенок?

Дети: Мама.

Учитель: По-немецки это звучит как "мутер", по-английски - "мазер", по-французски - "маман". Мы споем песню о самом дорогом и любимом человеке - маме.

                             (Дети исполняют "Песню о маме")

 

Учитель: Родной язык. Как вы думаете, для чего он нужен людям? Когда возник? Мы спросим об этом ученого - магистра лингвистических наук.

Магистр:     Здравствуйте!  Довожу до вашего сведения, что слово "алфавит" пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называется "альфа", а вторая "вита" - из них и получилось слово "алфавит". А теперь назовите, пожалуйста, известные вам буквы алфавита!

Дети называют буквы  которые появляются на слайде и придумывают слово на этот звук (А,        В,        И,         Н,           К,        Д,        У,        М).

Магистр: Сейчас я вам дети об азбуке расскажу. Слово "азбука" появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква "А" называлась тогда "аз", буква "Б" - "буки" - из них и получилось русское слово "азбука".

Учитель: Значит  слово "алфавит" и "азбука" обозначают одно и тоже!

Магистр: Да, совершенно правильно.

- Позвольте предложить вам чудесную игру "Живые буквы". 

(Дети берут у Магистра таблички с буквами и  пока играет музыка бегают по залу, когда музыка утихнет, встают так, чтобы собрать слова "мама", "мир", "родина").

Учитель: Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

                           Родной язык — народа достояние,

                          Он с детства каждому из нас знаком.

                          Стихи и проза, сказки и предания —

                          Всё мило нам на языке родном!

Магистр: А ваши дети о добрых словах знают пословицы?

 - Доброе слово железные ворота откроет!

 - Доброе слово и кошке приятно.

 - Доброе слово лучше мягкого пирога.

 - Доброе слово уймет злое.

Учитель: Оно и, правда! Пословица - это, дети, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, пел песни и водил хороводы. Поводим русский народный хоровод!  

                          (Водят хоровод "Березка", муз. Потапенко)

Магистр: Хороши наши русские народные хороводы! А теперь подумайте и ответьте на мои вопросы.

- Чем отличаются «звуки» от «букв»?

(Звуки слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

Игра на внимание  Как только услышите звук [А], сразу хлопнем в ладошки

Учитель: Молодцы, ребята! А загадки русские народные вы отгадаете?

Не живое, а на всех языках говорит. (Эхо)

На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов - богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы)

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык)

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Магистр: Молодцы, ребята! Вы знаете наш родной русский язык!

Учитель: Могуч и прекрасен наш родной русский язык! Существует много разных достойных высказываний о русском языке, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.

"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".                    (Александр Иванович Куприн)

       Магистр:   "Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык".                            

                                                                                                         (Максим Горький)

Учитель: "Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык".

                                                                         (Алексей Николаевич Толстой)

Магистр:   "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!".                                                                                     (Иван Сергеевич Тургенев)

Учитель: С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык”, “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойственны “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

Как же прекрасен родной мой язык,

Волшебный, певучий, играющий.

Словно прозрачный хрустальный родник

Сердце и душу ласкающий.

В нём каждое слово – бесценный алмаз.

В нём каждая песня – красавица.

Порою прекрасный, суровый подчас,

Отечество наше им славится.

Учитель: Послушайте, что говорили о русском языке замечательные русские поэты.

1. Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно певучий.

2. В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

3. Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

  1. В день солнечный, июльский,

Цветы, цветы вокруг

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

  1. Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский

Как этот русский лес!

  1. И в радости и в грусти –

Он всякий час со мной.

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

Магистр: Я вас поздравляю с праздником родного языка! Дарит книгу о русском языке.

Учитель:

Ну что же, ребятишки,

Любите все вы книжки!

В одной книжке - сказки,

В другой - вопросы и подсказки.

Третья - про звезды и небеса,

Четвертая - про другие чудеса.

А в самой большой,

Ответ на вопрос найдешь ты любой.

Дома читайте и обо всем узнайте!

Все вместе: До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

Аннотация к классному часу в 1-4 классах, проведённому 8 февраля на тему: «8 февраля –день юного героя – антифашиста».

Целью проведённого классного часа являлось доведение до сознания детей смысла понятий «фашизм», «фашисты», «антифашисты»....

24 февраля 2016 г.Литературный досуг"23 февраля-День защитника Отечества"

Литературный досуг в подготовительной логогруппе № 3...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

21 февраля -день родного языка

презентация , посвященная родному языку -история-пословицы- фразеологизмы-веселые вопросы...