«Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ»
статья
Направление деятельности школьной психолого-педагогической службы, в условиях реализации ФГОС включают: сопровождение обучающихся, просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим аспектам новых образовательных стандартов. Диагностика школьников на этапе поступления в школу и мониторинг формирования «умения учиться» у первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_raboty_po_psihologo.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ»
Учитель-дефектолог: Говорина Е.М.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №6»
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления работы по психоло- го-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, психолого- педагогическое сопровождение, школьная адаптация.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с огра- ниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) в массовую школу. Независимо от социального положения, физических и умственных способно- стей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования.
Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образова- тельного учреждения представляется практически невозможной без специ- ального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного про- цесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов.
Целью сопровождения является обеспечение оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получения качественно- го образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения.
Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:
- координация деятельности педагогов и специалистов образовательно- го учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;
- психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);
- создание оптимального уровня психологического комфорта в образо- вательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, роди- телей.
Направление деятельности школьной психолого-педагогической службы, в условиях реализации ФГОС включают:
- сопровождение обучающихся.
Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим ас- пектам новых образовательных стандартов. Диагностика школьников на этапе поступления в школу и мониторинг формирования «умения учиться» у пер- воклассников.
Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осу- ществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической ко- миссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразователь- ной школе:
- на них составляется индивидуальный маршрут развития ребенка;
-с ними организуются коррекционно-развивающие занятия по допол- нительным программам: «Развитие высших психических функций у детей с ОВЗ».
- проводятся тренинговые занятия с обучающимися, направленные на личностное развитие, на развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
- выявление учащихся с проблемами формирования УУД, разработка и реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предо- ставление рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности обучения.
- психологическая поддержка педагогов в сложной ситуации, связанной с коренными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса. Проведение групповых и индивидуальных консультаций. Организация тренингов развития профессиональных и личностных компетенций учителя.
Деятельность психолого-педагогической службы школы выстроена в соответствии со следующими этапами:
I этап психолого-педагогического сопровождения – оценка исход- ного уровня сформированности универсальных учебных действий у де- тей при поступлении в школу. В рамках этого этапа проводится психолого- педагогическая диагностика, направленная на определение готовности ре- бенка к обучению в школе и оценку сформированности универсальных учеб- ных действий учащихся. Используются адаптированные диагностические материалы для школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития, легкой и умеренной умственной отсталостью) - пакет диагностических методик, необходимый для работы дефектолога в образовательных учреждениях.
На каждого обучающегося с ОВЗ заполняется и ведется в течение всего времени обучения лист наблюдения, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован «сам по себе», отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, по- этому целью психологической работы с родителями в нашей школе, стано- вится создание условий для социальной адаптации семей с «особым» ребенком.
Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с роди- телями в нашей школе являются родительские собрания, которые проводятся в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах ро- дители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях разви- тия ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мо- тивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую под- держку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формиру- ется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, рас- крываются новые ресурсы.
На II этапе содержанием психолого-педагогической работы является первичная адаптация детей к школе, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД. (с сентября по декабрь). Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в дошкольном учреждении является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально- психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуве- ренность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Психолого-педагогическая поддержка школьников проводится психо- логом во внеурочное время за счет часов внеурочной деятельности, один раз в неделю. В период адаптации работа ведется по программе, разработанной психологами, «Я познаю этот мир» (составитель Рудякова О.Н.).
Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобран- ные и проводимые в определенной логике, они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формируют у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказывают помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируются внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка, познавательные действия, необходимые для успешного обучения в начальной школе.
Психическое и физическое здоровье ребенка-инвалида и с ОВЗ силь- нейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное при- влечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными воз- можностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в олимпиадах, спортивных мероприятиях и др.
На III этапе – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации:
• проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
• выявление детей с ОВЗ в ОУ, осуществление психолого-медико- социального сопровождения.
• индивидуальные и групповые консультации и просвещение родителей по результатам диагностики.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полуго- дия 1-го класса по программе: «Социально-психологическая адаптация пер- воклассников». Эта программа способствует формированию жизненно необ- ходимых навыков, что позволит избежать дезадаптацию и снизить ее риск.
Реализация комплекса мер по психолого-педагогическому сопровожде- нию обучающихся осуществляется следующими специалистами:
- администрация школы – директор и заместитель директора: организуют необходимую материально-техническую и нормативно-правовую базу, обеспечивают методическое оснащение процесса сопровождения, координируют и контролируют работу всех специалистов сопровождения.
- педагог-психолог проводит углубленную диагностику психической сферы (памяти, внимания, воображения, мышления, речевого развития), развития эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер, а также диагностику межличностных взаимоотношений. Составляет рекомендации педагогам и родителям по коррекции нарушений развития детей, участвует в разработке специальных индивидуальных программ развития. Отслеживает динамику развития обучающихся. На основе результатов диагностики, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, а также актуальных проблем составляет и реализует программу коррекционной работы с каждым классом на текущий учебный год.
- учитель-дефектолог проводит диагностическое обследование школьников с целью определения уровня готовности к школьному обучению и в дальнейшем осуществляется динамическое наблюдение их обучаемости. В случае неуспеваемости, представление их на ПМПК для определения дальнейшего маршрута обучения и по рекомендациям ПМПК зачисление в группу для проведения коррекционно-развивающих занятий.
- учитель-логопед проводит логопедическое обследование детей, выявляя речевые нарушения для выявления обучающихся, нуждающихся в оказании логопедической помощи. Ведёт работу по коррекции речевого развития детей во взаимодействии с педагогами и родителями.
- социальный педагог участвует в изучении обучающихся и их семей, в составлении специальных индивидуальных программ развития, индивидуальных программ реабилитации и сопровождения «трудных подростков», семей, находящихся в социально-опасном положении, осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся, изучает социально-педагогические особенности личности и окружающей еѐ микросреды, условия жизни, организует различные виды социально важной деятельности обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных акций, программ и проектов, участвует в их разработке, утверждении и реализации, способствует социализации, формированию общей культуры личности ребенка, контролирует успешность освоения предметных коррекционно- развивающих программ.
На IV этапе – обеспечивается контроль динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий;
- коррекционная и развивающая работа с детьми с ОВЗ, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий.
Он рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально- психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.
Таким образом, основные принципы психолого-педагогического со-провождения:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения в нашем учреждении – обеспечение наилучших условий для обучения, развития, воспитания и адаптации ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности. Данная цель достигается путем создания условий для развития не только определенных личностных качеств (коммуникабельность, социально- психологическая умелость, ответственность, активность), но и личностных установок, адекватных требованиям общества, потребностям каждого конкретного человека и способных обеспечить достойное качество жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: мето- дические рекомендации. – Москва: Издательский дом «Новый учебник», 2005. – (Библио- тека федеральной программы развития образования).
2. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – Москва: Аркти, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика ученицы, обучающейся по специальной индивидуальной программе развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушени...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Конспект психолого-педагогического занятия с обучающимися 10-12 лет с умеренной умственной отсталостью тема: «Капель сотрудничества».
Цель: Способствовать развитию навыков межличностных отношений и социального доверия.Задачи:1.Содействовать проявлению внимания к сверстникам, повышению уровня личной значимости в классе, умению сотруд...
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....
Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс
Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».
Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...