Мастер - класс для педагогов ДОУ "Создание мультфильма в условиях ДОУ - шаг за шагом"
материал
Как сделать мультфильм с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_mult.docx | 110.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
(для педагогов ДОУ)
«Создание мультфильма в условиях ДОУ – шаг за шагом»
Цель: Освоение и последующее активное применение технологии создания мультфильма в практической деятельности педагогов ДОУ.
Задачи:
Познакомить педагогов с методикой использования мультипликаций в ДОО;
Рассказать о техниках, используемых при создании мультфильмов в дошкольной образовательной организации;
Описать технологию создания мультфильма;
Выполнить совместный мультфильм с использованием пластилина (практическая часть).
Оборудование: проектор, компьютер, пластилин, бумага, фломастеры, фотоаппарат, штатив.
Введение
Этот мастер класс разработан, чтобы помочь разобраться в таком сложном процессе как мультипликация и пошагово показать как можно организовать мультипликационную деятельность с детьми любого возраста.
Мультипликация – сегодня трудно найти более универсальный и целостный вид творчества, так естественно подходящий детскому возрасту. В ней и особая структура условности, свобода в трактовке пространства и времени, и возможность использовать разнообразный арсенал выразительных средств профессионального мультипликационного кино.
Речь пойдёт о технологической стороне процесса производства мультфильмов. Оно поможет педагогам, желающим создавать мультфильмы, окунуться в процесс производства анимации - от сюжета и раскадровок до озвучивания. Послужит своего рода «подсказкой»: на что следует обращать внимание, когда смотришь мультфильм, с чего начинается процесс его создания и как его сделать интересным.
Актуальность, значимость и соответствие требованиям ФГОС ДО
Почему именно мультипликация?
Создание мультфильма – это групповой творческий процесс, в котором происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить. Дети высказывают свое мнение, учатся договариваться, добиваться как личного, так и общего результата.(ФГОС ДО пункт 3.2.5.3)
За время создания мультфильма ребенок познает азы мультипликации, побывает в роли художника, декоратора, сценариста, режиссера, актера, оператора, что обеспечивает возможность свободного выбора деятельности. (ФГОС ДО пункт 3.2.5.2).
При создании декораций и героев мультипликационного фильма у дошкольника развивается восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Кроме того, осваивая свойства и возможности различных материалов, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они лепят, мастерят, рисуют.
Для создания мультфильма необходимо собрать и изучить очень много информации, что побуждает детей к ее поиску и делает весь процесс настоящим приключением с познанием нового. В результате у дошкольников формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел (ФГОС ДО пункт 4.6.).
Таким образом, процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познавать окружающий мир, реализовывать свой замыслы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мультипликационная деятельность способствует развитию детей дошкольного возраста.
Мелкими шагами по мультипликации
Для начала необходимо разобраться в понятиях.
Мультипликация (от лат. multiplicacio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) – технические приемы получения движущихся изображений, иллюзии движения и/или изменения формы объектов с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.
Другое название этого процесса – анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление.
ШАГ 1. Организация мультипликационной студии
Условия, для организации мультипликационной деятельности создать не сложно. Основное оборудование для создания мультипликационных фильмов:
- Цифровой фотоаппарат (может быть использована видеокамера с функцией покадровой съемки).
- Штатив, на который крепится фотоаппарат или видеокамера.
- Мультстанок (стол, макет и др.).
- Лампы дневного света с подвижным механизмом, изменяющим
- направление освещения.
- Компьютер с программой для обработки отснятого материала.
- Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления
мультфильма).
- Диктофон или микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма).
- Художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и
- другие).
- Диски для записи и хранения материалов.
- Устройство для просмотра мультипликационных фильмов. Это могут быть: DVD-проигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера.
ШАГ 2. Организация педагогического процесса. Для того чтобы заниматься мультипликационной деятельностью необходим алгоритм действий, так как работа по созданию мультфильмов ведётся по определенному плану, который реализуется через различные виды деятельности. В своей работе применяю алгоритм, разработанный Е.Р.Тихоновой :
Этапы создания мультипликационного фильма | Виды детской деятельности |
Выбор произведения или придумывание сюжета | Игровая: сюжетно-ролевая игра; Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; Познавательно-исследовательская: исследование объектов окружающего мира, экспериментирование, наблюдение; Восприятие художественно литературы и фольклора: прослушивание, обсуждение, чтение программных произведений разных жанров, рассматривание художественных книг Музыкальная: восприятие и понимание смысл музыкальных произведений |
Выбор анимационной техники, выполнение раскадровки | Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками |
Изготовление персонажей | Продуктивная: рисование, лепка, аппликация Конструирование из различных материалов: бумаги, конструкторов, модулей, природного материала Игровая: игры с песком, подвижные игры |
Подготовка декораций и их установка на площадке | Продуктивная: рисование, лепка, аппликация Конструирование из различных материалов: бумаги, конструкторов, модулей, природного материала Игровая: сюжетно-ролевая игра |
Съёмка мультфильма | Игровая: режиссёрская игра, игра драматизация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра, игры с водой и песком; Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками; |
Монтаж мультфильма | Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками |
Запись голосового сообщения | Музыкальная: пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах Коммуникативная: общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками |
ШАГ 3. Сюжет (история) мультфильма
В каждом мультфильме обязательно рассказывается какая-то история. Слушателю должна быть интересна рассказываемая история.
Какой же должна быть история?
В любой истории есть главная идея. Например: «Смелость все побеждает» или «Дружба спасает от грусти». Главное, чтобы её можно было понять. Или хотя бы почувствовать.
Любая интересная история – короткая. Даже если она длинная. Может ли длинная история быть короткой? Конечно! Если ты слушаешь ее на одном дыхании, то о времени забываешь.
История должна быть понятной. Хотя бы немножко.
История должна быть интересной. Даже самую известную, поднадоевшую историю можно рассказать захватывающе, по-новому.
Чтобы создать свою историю, необходимо организовать поиск информации, это может быть: поисково-исследовательская деятельность, чтение литературы, наблюдение на прогулке и др.
После этого выбирается основная идея мультфильма и в процессе совместного с детьми обсуждения пишется сценарий: воспитанники предлагают варианты того, что может делать персонаж, где он в это время находится, что его окружает, выбирается наиболее интересный вариант происходящего.
ШАГ 4. Раскадровка
Сюжет готов, теперь необходимо создать раскадровку, которая предполагает разбивку на эпизоды с определением их длительности и происходящего действия, планы (дальний, общий, средний крупный, сверхкрупный, деталь), описание действия, происходящего в эпизоде, картинку эпизода.
ШАГ 5. Герои мультфильма
В каждом мультфильме есть свои герои – звери, люди, разные чудные и диковинные существа. Показать этих героев можно по-разному: их можно нарисовать или слепить, вырезать из бумаги, все зависит от техники анимации, которую выбирают педагог с детьми.
Для каждого мультфильма необходим фон, в соответствии с сюжетом.
Оформление фона зависит от фантазии создателей мультфильма, его можно нарисовать, собрать из конструктора Лего, оформить из ткани и т.п.
ШАГ 6. Оживающая история (монтаж мультфильма)
История, рассказанная словами, отличается от истории, показанной в мультфильме, в котором используется все, что можно извлечь из слов, голоса и жестов. В мультфильме вместо слов – живые картинки, кадры. А вместо предложений – сцены.
Устанавливаем героев в первоначальную позицию и подключаем программу создания анимационных фильмов, и делаем первый кадр. Во время съёмки воспитанники управляют пластилиновыми или нарисованными героями, стараются менять их позы и местоположение, каждые 10-15 кадров просматриваются в быстром темпе и неудачные тут же удаляются.
Очень важно движение камеры. Оно существенно оживляет фильм.
Несколько главных типов движения камеры:
Панорама – камера двигается по горизонтали, по вертикали или по диагонали.
Наезд – камера постепенно приближается.
Отъезд – камера постепенно удаляется.
Немаловажным является «правильный» источник света. Это может быть настольная лампа или небольшой прожектор. Веб-камеру закрепляем так, чтобы полностью исключить возможность сдвига.
После того как все кадры сняты, начинаем монтаж мультфильма. Это делается на компьютере с использованием программ:Windows Movie Maker, Hue Animation, Мультипликатор, Corel Video.
ШАГ 7. Говорящая история (озвучивание)
Мультфильм готов, осталось добавить звуки, титры. В мультфильме автор работает с тремя основными типами звуков – это голос, музыка и шумы.
Голос, то есть слова, которые произносят актеры, озвучивающие персонажей мультфильма. Это может быть педагог или ребенок, важно, чтобы голос передал настроение героя, его повадки, образ.
Музыка и шумы отвечают за общее настроение мультфильма, они могут быть иллюстрацией событий, придавать новый, неожиданный смысл.
Бывает так, что в фильме используется только один тип звука: или речь, или музыка, или шумы. Но чаще всего их используют все вместе.
Звуки можно взять готовые, но детям доставляет огромное удовольствие делать это самостоятельно, при помощи микрофона. Когда все готово получившаяся работа переводится в формат видео и можно наслаждаться
просмотром.
Заключение.
В результате вклад каждого ребенка в мультфильм, уникальный. Юные мультипликаторы сами рисуют декорации, делают атрибуты.
При создании мультфильма дошкольники закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения
самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню.
Работая над мультфильмом, ребята :
- владеют техниками и алгоритмом мультипликационной деятельности;
- умеют организовывать свою деятельность (ставить цель, искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел);
- свободны в выборе материалов и видов деятельности.
Список использованной литературы
- А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г.
- Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006
- Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. - №1. -С. 21-39.
- Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. - №2. – 234 с. 19 5.
- Гэри Голдман «Этапы производства традиционного мультфильма».
- Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.
- Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей», NT Press, М. 2006 г.
- Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
- Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 80 с.
- Штепина И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91. — URL
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов и родителей "Вторая жизнь предмета. Поделки из бросового материала"
Данный мастер-класс предназначен для педагогов и родителей. ...
Мастер-класс для педагогов и учеников начальных классов
Знакомство с народной нитяной куклой мартиничкой, другими народными куклами, их назначением, с праздником Сороки....
Мастер-класс для педагогов ОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное “выгорание”. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс,Умение владеть собой, держа...
Мастер класс для педагогов "Использование кинезиологии в работе педагогов"
Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе. Это комплекс упражнен...
Мастер – класс для педагогов "Успешный педагог — успешный ученик" /с применением технологии «Преобразование обучения для XXI века /.
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.Задачи:1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.2. Принятие сильных сторо...
Мастер-класс для педагогов "Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"
Мастер-класс для педагогов"Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС"...
Мастер-класс для педагогов начальных классов по теме "Ребёнок боится выступать перед классом. Как ему помочь?"
Цель: создание условий для снижения школьной тревожности у учащихсяЗадачи:снизить уровень тревожности;способствовать повышению самооценки у учеников;способствовать повышению общей коммуникативной...