Личностно-ориентированный подход, как важное условие эффективности процесса обучения
статья

Коневина Ольга Александровна, учитель начальных классов

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx26.63 КБ
Файл 636701.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд 

Личностно-ориентированный  подход, как  важное условие эффективности процесса обучения

2 слайд

Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.

 Сейчас перед нашим государством, школой, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу.

3 слайд

Цель работы: обсуждение эффективности личностно-ориентированного подхода и влияние его на качество обучения.     

4 слайд

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1.  Раскрыть сущность  личностно-ориентированного  подхода.
2.  Охарактеризовать технологии личностно-ориентированного  обучения и воспитания.

3.
 выявить влияние личностно-ориентированного обучение на развитие и саморазвитие личности ученика

5 слайд

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, который грунтуется на основе   личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, поднимает обучение младших школьников на качественно новый уровень, способствует поэтапному становлению детской личности, ее физическому, познавательному, социальному и эстетическому развитию.

        Суть личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, создание индивидуальных программ развития личности.                                                                             

Таким образом, актуальность  обусловлена необходимостью пересмотра личностно-ориентированного подхода к ведению уроков не только в содержании образования (что связывается обычно с изменением учебных планов, программ, учебников), но и в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения и учения специально организуемое обучение является основным, но далеко не единственным источником этого опыта.          

6 слайд


Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем демократическом обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия "личностно-ориентированное образование", "личностно-ориентированное воспитание", "личностно-ориентированное образование", "личностный подход".

Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем.

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Слайд 7

Цель личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств

В личностно-ориентированном подходе  выделяются следующие принципы:

1. Учитель признает уникальность каждого ученика. При этом подходе должно учитываться то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению. Она реализуются в форме его индивидуального отношения к образовательной деятельности и результатам этой деятельности.

2. Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Все учащиеся обязаны признавать существование индивидуальной ценности любого другого ученика. Учитель уважает мнение и мысли учеников, ученики соответственно относятся друг к другу и к учителю. Осознание уникальной ценности человека – залог личностно-ориентированного обучения.

3. Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений. Основной чертой коммуникации между учащимися должна быть толерантность. Ученик должен стремиться понять и, возможно, даже принять для себя другую точку зрения или мотивы деятельности другого ученика. Таким образом, он реализует свою социальную роль. Взаимодействие учащихся предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие личности ученика, осознание им новых образовательных результатов, полученных при диалоге с другими учениками.

4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицается, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как он сам осознал сущность изучаемого явления, процесса или вещи. Взаимодействие ученика с культурно-историческими аналогами происходит аналогично тому, как происходит коммуникация с другими учениками.

5. Получаемые учеником образовательные результаты оцениваются им самим и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, которые должны соотноситься с общеобразовательными целями. Результатом личностно-ориентированного обучения должно быть личностное приращение ученика к внешним образовательным стандартам.

8 слайд

Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.    
Для учителя в учебно-воспитательном 
процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. 
В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект-субъектные, партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

9 слайд

Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы

Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

        

10 слайд

Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно.

Сущность метода проектов - это решение какой- либо проблемы (задачи) на основе самостоятельной деятельности учащихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и надпредметные, интеллектуальных и практических умений, а также реализации творческого потенциала для получения конкретного результата.

Использование личностно-ориентированных технологий способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению.

11 слайд

Придать уроку личностно – ориентированную направленность позволяет соблюдение следующих правил:

  • создание на уроке гуманистических взаимоотношений;
  • признание приоритета личности перед коллективом;
  • каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других;
  • отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» - просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
  • переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся», и «мне интересно, что ты думаешь о …»;
  • понимание того, что ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы в будущем занять свое достойное место в жизни общества.

12 слайд

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

13 слайд

Основные требования к личностно-ориентированному уроку:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.
  •  Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  •  Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  •  Оценивание  деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
  •  Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников.
  •  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы

Заключение

Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

       

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно-ориентированный подход, как важное условие эффективности процесса обучения

Слайд 2

Сегодня невозможно представить современное образование без обращения к личности. Понятие личности – одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного процесса становится активно используемой категорией и в педагогике. С развитием общества и государства, повышением уровня культуры населения, школа становится первым звеном непрерывного образования, обеспечивающим успешность дальнейшего обучения.

Слайд 3

Цель работы: обсуждение эффективности личностно-ориентированного подхода и влияние его на качество обучения

Слайд 4

Для достижения цели ставятся следующие задачи: 1. Раскрыть сущность личностно-ориентированного подхода 2. Охарактеризовать технологии личностно-ориентированного обучения. 3. Выявить влияние личностно-ориентированного обучение на развитие и саморазвитие личности ученика

Слайд 5

Суть личностно-ориентированного подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от возможностей, которыми располагает ребенок. Для этого необходимы отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, познания интересов, качеств характера, особенностей мыслительного процесса, учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, создание индивидуальных программ развития личности.

Слайд 6

Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем. Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Слайд 7

Обучение с личностно-ориентированным подходом: - предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении; - обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; - учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений); - подразумевает подбор средств, методов их организацию так, что ученик может проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; - предполагает образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, являющихся важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, поскольку это выступает основной целью современного образования.

Слайд 8

Главная задача учителя – поставить ученика в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовать её таким образом, чтобы он всё более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки. Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Слайд 9

Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы: - стремление к максимальной гибкости; - способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию), сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся; - умение придать личностную окраску преподаванию; владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися; - эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность .

Слайд 10

Личностно ориентированные технологии Технология обучение в сотрудничестве Технологии уровневой дифференциации Метод проектов Технология индивидуального обучения Игровые технологии

Слайд 11

Урок- это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Слайд 12

Традиционное обучение Личностно–ориентированный подход

Слайд 13

Традиционный урок Личностно- ориентированный урок Материал однотипный Материал разного типа, вида и формы Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму) Преобладают проблемные неоднозначные задания Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для «сильных» учеников) Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением Чаще фронтальная или самостоятельная работа Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая) Класс делится учителем на «сильных», «средних», «слабых» Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора Планирует и направляет детскую деятельность Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность Материал однотипный Материал разного типа, вида и формы

Слайд 14

Реализация личностно-ориентированного подхода на уроке и внеурочное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства повышения эффективности процесса обучения английскому языку

Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения английскому языку....

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.

Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения...

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...