"Работа с родителями 1 класса"
консультация (1 класс)

Выступление на МО воспитателей начального звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_1_klassa.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ 1 КЛАССА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помогая детям стать увлечёнными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья.

Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ОУ. Мы - педагоги понимаем, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Передо мной стоит задача: как построить общение с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества.

Поэтому перед 1 классом я сразу продумываю работу с родителями, используя инновационные методы по четырем направлениям:

- информационно-аналитическое;

- познавательное;

- наглядно – информационное;

- досуговое.

КОРОТКО О КАЖДОМ НАПРАВЛЕНИИ:

1) Знакомство с родителями подготовительного класса проходит постепенно, чтобы они после определенных советов и рекомендаций, смогли принять необходимые меры для устранения существующих и выявленных недостатков в подготовленности детей к обучению в школе. Собрание начинается с небольшого рассказа учителя о себе. Кроме имени, фамилии, назвать педагогический стаж, образование, ведь родителям тоже интересно узнать об учителе своего ребенка, мы же просим их рассказать о себе, о семье. Подобное знакомство создаст более доверительную атмосферу. Это нужно для дела. После представления себя учителем, нужно познакомиться с родителями. Далее идет анализ психолого-педагогического тестирования, советы и рекомендации педагогов. Для более полного изучения семьи, проводится анкетирование.

Анкета № 1. Сбор общих сведений о родителях. Пол, возраст, состояние здоровья, состав семьи, материально – бытовое положение, образовательный и трудовой статус родителей.

В конце собрания выдаются рекомендации по коррекционной работе с детьми во время летних каникул.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ.

  • Лепка из пластилина.
  • Изготовление поделок из бумаги, работа с ножницами.

Рисование и раскрашивание.

Изготовление поделок из природного материала.

Лего-конструирование.

Застегивание и расстегивание пуговиц.

Работа со счетными палочками.

Нанизывание бус.

Завязывание и развязывание узелков, шнурков.

Игра с мозаикой.

А затем идёт составление социального паспорта.

2) Опыт подсказал, что ключевая форма работы с семьёй - индивидуальная. Беседуя с родителями о ребёнке в утренний отрезок времени или по телефону, рассказывая, о том, как ребёнок провёл день в школе. Такие беседы – первые шаги к добрым, доверительным отношениям между педагогом и родителями.

БЕСЕДЫ:

  • Учет возрастных и физиологических особенностей ребенка.
  • Родители – первые воспитатели.
  • Народная педагогика в воспитании детей.
  • Формирование нравственных качеств у младшего школьника
  • Проблемы школьной перегрузки;
  • Профилактика неврозов

3) Активно веду просветительно-консультативную работу. Я стремлюсь дать родителям квалифицированный совет, научить, подсказать. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, и тем самым побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  • Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  • Плохая память ребенка. Как ее развить?
  • Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  • Наказания детей. Какими им быть?
  • Тревожность детей. К чему она может привести?
  • Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  • Грубость и непонимание в семье.
  • Талантливый ребенок в семье.
  • Друзья детей – друзья или враги?
  • Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

4) Неоценимую помощь в работе мне оказывает родительский комитет.  Сюда входят самые активные и инициативные родители класса. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Я тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. С интересом относятся родители к рекомендациям, советам. Они знают, что не услышат упреков и неудовольствия учителя. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Родительские собрания сближают учителя и родителей, приближают семью к школе, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

В конце года на последнем собрании мы с родительским комитетом отмечаем благодарственными письмами и грамотами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1 класс

  • Особенности адаптации первоклассников к школе (1 неделя сентября)
  • Режим дня младшего школьника (конец сентября)
  • Развитие внимания у детей. Итоги адаптационного периода.
  • Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. Совместные правила общения детей дома и в школе. (конец ноября)
  • Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка (февраль)
  • Мир начинается дома (итоговое собрание) (май)
  • Профилактика ДДТТ и соблюдение правил дорожного движения.

(середина октября)

В 1 классе существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (нарисовать рисунок, сделать аппликацию, выполнить поделку). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в школе и дома. Поэтому я считаю, что совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений учителя, родителей и детей.

В этом году провели выставку рисунков «Снежный Барс», «Дед Мороз и Снегурочка» выставку поделок из листьев и шишек.

Совместно с родителями в этом году провели акцию «От сердца к сердцу» (посадка цветов-Петуньи), «Мой папа».

Одна из форм работы - организация совместной деятельности родителей и детей

класса:

  • привлечение родителей к проведению праздников;
  • привлечение родителей к организации экскурсий;
  • привлечение родителей к участию детей в конкурсах и олимпиадах;
  • привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.

С большим удовольствием родители принимают участие в сопровождении детей на экскурсии, в поездки. В этом году родители приняли участие в сопровождении детей в кинотеатр, в парк. Все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

С интересом родители и дети принимают участие в различных конкурсах. Участие в конкурсах всей семьей помогает наладить отношения, сблизиться всем членам семьи. Совместно испытать азарт, трепет и восторг, радость и счастье от победы, сопереживание и поддержку в случае поражения. Разнообразные конкурсы делают детей общительными и уверенными в себе, повышают самооценку и раскрывают творческий потенциал. Помогают наполнить реальный мир ребенка совместными и интересными занятиями, потеснив телевизионный и виртуальный. Организаторы конкурсов способны удивлять не только детей, но и взрослых, поражать их воображение новыми реальными увлечениями, требующими нестандартного подхода, собственной точки зрения и импровизации (выезд на страусиную ферму, в Этнографический музей народов Забайкалья, на каток ЖД транспорта и т.д.); выходы в кинотеатры, театры и т.д.).

8) Работу с родителями можно проводить не только в учебное время, но и во время каникул. Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.

Каникулы – это удобное время для неформальных встреч. Появляется возможность посетить семьи учеников и посмотреть правильную организацию рабочего места, условие проживания и познакомиться с составом семьи. Все это позволит лучше адаптироваться детям, поможет мне при работе с родителями.

ВЫВОД:

Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и школой, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в школе будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен добиться хороших результатов в первый год обучения в школе.

Свое выступление мне хотелось бы закончить словами И. Беляевой о том, в чём состоит рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения,

Влейте в неё полное сердце любви,

Добавьте две горсти щедрости,

Посыпьте добротой,

Плесните немного юмора

И добавьте, как можно больше веры.

Всё это хорошо перемешайте.

Намажьте на кусок отпущенной вам жизни

И предложите каждому,

Кого встретите на своём пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями класса (1-4)

Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей. Д.И.Писарев  ...

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Работа с родителями. "Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во второй класс".

Материал к родительскому собранию( анкеты, памятки) " Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во второй класс"....

Работа с родителями класса

ПРОГРАММА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, ...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...