Здоровьесбережение на уроках.
статья

Антошкина Нина Александровна

Матертал для выступления на педагогическом совете шолы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесбережение на уроках.18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

ГБОУ школы-интерната №1 ст. Елизаветинской

учителя начальных классов

Антошкиной Нины Александровны

Тема выступления:

Здоровьесбережение

и психологический комфорт на уроках.

30.12.2022 года

Здоровьесбережение и психологический комфорт на уроках.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным  направлениям государственной политики в области образования.

От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников.

Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация урока.   (слайд)

Соблюдение педагогических принципов с учетом критериев здоровьесбережения. О них более подробно изложу ниже.

Правило 2. Использование каналов восприятия.  (слайд)

На основе предпочтительных  каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие; (слайд)
  • визуальное восприятие;
  • кинестетическое восприятие.

Чем больше вы задействуете каналов восприятия, тем качественнее усвоится информация, при этом мозг не будет переутомляться.

Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся. (слайд)

Экспериментально  доказано, что школьник имеет свои пики и спады работоспособности как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Поэтому расписание уроков и планирование контрольных работ нужно составлять, учитывая это правило.

Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

  • 5-25 минута – 80%
  • 25-35 минута -  60-40% (слайд)
  • 35-40 минута – 10%

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

В данной таблице можно увидеть какие критерии нужно учитывать на уроке с позиции здоровьесбережения.

Критерии здоровьесбережения

На что обратить внимание

Обстановка и гигиенические условия в классе

-температура и свежесть воздуха,

-рациональность освещения класса и доски,

-монотонные неприятные звуковые раздражители,

-высота парт и стульев,

-учет индивидуальных медицинских рекомендаций (использование ортопедической мебели)

Количество видов учебной деятельности

Норма – 4 - 7 видов на уроке: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т.д.

Урок в речевой школе должен иметь коррекционную направленность. Нужно включать работу над звукопроизношением, дыханием, работу по развитию лексико-грамматического строя речи, работу по коррекции письменной речи. Например, в начале урока я с детьми работаю в речевом уголке. Задания разрабатываю на неделю. Подбираю такие задания, которые будут полезны именно в данный момент, учитывая программу и уровень речевого развития класса.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Ориентировочная норма – 7 - 10 минут.

Многообразие видов и форм преподавания

Словесный, наглядный, аудиовизуальный вид, задействуя как можно больше каналов восприятия.

Формы работы: практическая работа, самостоятельная, индивидуальная, групповая работа, проект.

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с СанПиН.

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. (Кто устал сидеть, можно постоять).

Реальное наблюдение за учениками групп риска. (При мышечной утомляемости могут быть судороги, головные боли.)  

Использование физминуток на активацию или релаксацию тех или иных групп мышц. Активация акупунктурных точек способствует профилактике заболеваний.

Напоминание на уроке о здоровьесберегающих требованиях

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем. Напоминание как чихать, кашлять, как использовать маску и т.д.

Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношение на уроке:

Учитель - ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учет возрастных особенностей);

Ученик - ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие).

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.

 

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

 

 Спасибо за внимание.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация здоровьесбережение на уроках

Различные тренажеры для использование здоровьесберегающих технологий на уроках....

Элементы здоровьесбережения на уроках

Презентация содержти материал по улучшению  активизации учащихся  на уроках: валеологические паузы, нестандартные приветствия, скороговорки и пословицы, упражнения на развитие межполушарных ...

Элементы здоровьесбережения на уроках № 2

Эта презентация  является продолжением первой. Цель: уклепление физического ипсихологического здоровья учащихся. С помощью этих методик улучшаются взаимоотношения межу детьми и педагогом, помогаю...

Здоровьесбережение на уроках

Здоровьесбережение...

Урок с позиции здоровьесбережения. Современный урок как элемент формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать у...

Презентация "Здоровьесбережение на уроках в начальной школе"

В презентации содержится материал по здоровосберегающим технологиям....

Здоровьесбережение на уроках в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии применяемые на уроках в начальной школе...