Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)
презентация к уроку на тему

Дергунова Марина Васильевна

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА  УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(выступление на педсовете)

Дергунова Марина Васильевна

2013 год

Слайд 2                                                      Мы рождены, чтобы жить совместно;

                                 наше общество – свод из камней,  который обрушился бы,

если бы один не поддерживал другого.

 (Сенека)

Мною была выбрана следующая тема « Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности». Попытаюсь обосновать свой выбор.

 Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой  важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в  целом. Общество  немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего  существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира,

оказываются беспомощными в области межличностных отношений.

Учащиеся не всегда могут  ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Мною было проведено анкетирование учащихся старших классов. Результаты показывают, что  в области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи.  

Слайд3

Таблица 1 «Коммуникативные умения»

Коммуникативные умения

 Сделать это мне…

Скорее тяжело

Скорее легко

Говорить перед классом

30%

70%

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

35%

65%

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

32%

68%

Отвечать у доски          

41%

59%

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

       35%

65%

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

46%

54%

Сообща работать в группе

11%

89%

Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное

57%

43%

Поэтому результатом  образования, сегодня должны быть  не просто знания, умения и навыки, а нечто большее.  Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).

Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая “границы” своей личности, умею ли сказать: “нет, я отказываюсь от твоего предложения”.

Занимаясь повышением коммуникативной компетентности детей, у них формируется коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:    

Слайд 4

  • открытость, честность, прямота высказываний
  • умение слушать другого человека
  • способность к поиску компромисса
  • умение настаивать на своем
  • навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым
  • умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику  в отличии давления “Сверху” и “снизу”.

Человек, хорошо владеющий коммуникативными навыками, умеет твердо сказать “нет”, но при этом, не обидев другого. Наиболее важными для детей являются ситуации несправедливой критики и задевающего, провоцирующего общения. В таких ситуациях дети либо молчат, проглатывают обидные высказывания, либо реагируют по типу “сам дурак”.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

Слайд 5    Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?

  1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ  будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.

   2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

   3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

 Слайд 6     Коммуникативная компетентность включает в себя:

· Говорение   · Чтение   · Слушание   · Письмо   · Понимание информации

· Способность к внешкольной и внеклассной деятельности

Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов,  хочется сказать, что  возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции  огромны.

 Не секрет, что 60- 70% учебного времени занимает речь учителя. Это связано как с объективными (сокращением кол-ва часов, трудности содержания программы) причинами. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение.                                                                                      

Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития  будут более эффективными на уроке.  Какие формы учебной коммуникации используем мы в начальном  звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы.                                                                          Слайд 7       Монологические формы:                                                                                                            - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;                              - выступать готовой заранее речью или неподготовленной  речью;                                      - делать сообщения;                                                                                                                    - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое. Слайд 8      Диалогические формы                                                                                                                - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах);                                                                                                                                       -дискуссии, споры;                                                                                                                               -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего);                                           - учебные исследования и учебные проекты;                                                                              - выступления в качестве ведущих  на мероприятиях, театрализация.  Слайд 9                                                     

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать  свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают, работая по новым учебникам. С первых страниц учебников программы «Школа России» я старалась поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать    свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д..  Этому способствует методический аппарат учебников

Слайд 10      На первом этапе  учащиеся  под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:                                                                                                                                              - готовность учащихся участвовать в урочном общении;                                                                  - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ;                                                               - задавать вопросы, следя за темой;                                                                                                - делать сообщения.                                                                                                                     Слайд 11     На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:                                             - простота и четкость речевого высказывания;                                                           - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому;                      - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;                                   -в ступать в контакт с другими.                                                                                    Слайд 12  На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:                                                                                                                        - умение вести беседу в паре, группе;                                                                                 - умение вести конструктивный диалог, дебаты;                                                                 - умение  участвовать в дискуссии;                                                                                       - участвовать в конференциях, играх

Слайд 13    Каким коммуникативным опытом должны овладеть наши ученики на уровне стереотипа, алгоритма?

  • как выстраивать межличностные отношения;
  • законы логики и аргументации;
  • этикет общения;
  • коммуникативными технологиями, в том числе информационными;
  • уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника;
  • уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.);
  • опыт самопрезентации;
  • реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения;
  • моделирования общения и речевого поведения;
  • быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях;
  • продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов;
  • самоконтроль, саморегулирование.

Слайд 14      Ученики должны приобрести коммуникативно  значимые качества личности:

общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.

Коммуникативный опыт - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе информационными, техникой общения, способами и инструментарием достижения коммуникативных целей.

Слайд 15  Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?

На уроках и во внеурочной деятельности учу  детей:

Выстраивать межличностные отношения.

Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка.

Слайды 16       Через:  

  • родительские собрания; анкетирование детей и родителей;
  • ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли;
  • занятия по этикету;
  • тренинги;
  • классные часы;
  • моделирование общения и речевого поведения;
  • индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

Слайд 17              Самоконтроль, саморегулирование.

  • Знаю ли я себя?
  • Как сберечь в школе свое здоровье?
  • Как обеспечить свою безопасность?
  • Как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?

Слайд 18             Через:

  • психологические исследования и диагностики;
  • серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;
  • экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»
  • дни здоровья;
  • спортивные соревнования;
  • ролевые, сюжетные игры; театрализация;
  • занятия по ПДД, ПБ;
  • тренинги «Роль в группе»;
  • самопрезентации;
  • конкурсы рисунков;
  • классные часы;
  • беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;
  • физминутки, походы и т.д.

Слайд 19          Моделирование общения.

  • Развиваю хорошее и борюсь с плохим
  • Продуктивное разрешение конфликтов
  • Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника

Через:

  • тренинги;
  • ролевые, сюжетные игры; театрализация;
  • диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников;
  • работа по коррекции выявленных недостатков;
  • классные часы;
  • беседы.

Слайд 20            Овладение информационно – коммуникативными технологиями.

  • Где можно найти информацию для урока?
  • Как понять, что является главным?
  • Как запомнить самое главное?

Через:

  • Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой;
  • Составление опорных схем, рисунков;
  • умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);
  • Знакомство с информационными технологиями.
  • Уроки информатики

Я считаю, что развитие данной компетентности можно осуществить через использование технологий  личностно – ориентированного обучения. В системе личностно – ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

Слайд 21         Развитие коммуникативной компетентности младших  школьников на уроках русского языка

В работе по программе «Школа России»  я  уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:

  • разбор слов по составу;
  • выделение группы слов с одинаковым корнем;
  • нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение  их в группы;
  • нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
  • объяснение лексического значения слов.

Со 2 класса каждый ребёнок учится кратко фиксировать важное из изученного на уроке  в «Помогалочке».

Большое внимание уделяю  практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с  детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной  деятельности.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения,  работу с пословицами и фразеологизмами.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

        Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Слайд 22     Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации

Диалогические формы речевой коммуникации

Выступать с готовой заранее речью

Учебная беседа учителя и ученика

Рассказывать

Учебная беседа в парах

Пересказывать

Учебная беседа в группах

Спрашивать и задавать вопросы

Дискуссия

Сообщать

Ответы на вопросы

Отвечать на вопросы

Ролевая игра

Критиковать

Блиц - турнир

Доказывать и опровергать

Защита проекта

Слайды 23-24          Способствовать этому может продуманная концепция   развития школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы:

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

Готовность учащихся участвовать в урочном общении

Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

Комментировать вопросы и ответы

Делать сообщения

Рассказывать логично и последовательно

2 этап

Простота и чёткость речевого высказывания

Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

Умение использовать риторические вопросы

Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

Умение вести беседу в паре, в группе

Умение поддерживать беседу

Умение вести конструктивный диалог

Умение построить дискуссию и вести её

Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

 -   игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

Слайд 25   1 «Рассказ от первого лица»

2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)).

3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).

4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).

Слайд 26      Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:

 - любое мнение ценно;

 - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

 - повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

 - хочешь говорить – подними руку;

 - дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

 - обращение начинается с имени;

 - критика должна быть тактичной;

 - отсутствие результата – тоже результат;

 - голос – твой божественный дар, умей им владеть.

 Слайд 27      Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки.

Слайд 28      Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН

Слайд 29   Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках на уроках окружающего мира

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,

• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.

Эти упражнения, развивают  у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: по приезде дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.

        Использование компьютерных технологий на уроках природоведения  позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Слайд 30      На уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от  учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п.

Слайд 31


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Слайд 2

В школе дети обсуждают взрослых: "Они сами не знают, чего хотят! Сначала учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали."

Слайд 3

Коммуникативные умения Сделать это мне… Скорее тяжело Скорее легко Говорить перед классом 30% 70% Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений 35% 65% Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов 32% 68% Отвечать у доски 41% 59% Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением 35% 65% При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя 46% 54% Сообща работать в группе 11% 89% Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное 57% 43%

Слайд 4

Коммуникативные навыки: - открытость, честность, прямота высказываний - умение слушать другого человека - способность к поиску компромисса - умение настаивать на своем - навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым - умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.

Слайд 5

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? 1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. 2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе . 3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Слайд 6

Коммуникативная компетентность включает в себя: · Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации · Способность к внешкольной и внеклассной деятельности

Слайд 7

Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.

Слайд 8

Диалогические формы: - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.

Слайд 10

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения.

Слайд 11

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -в ступать в контакт с другими.

Слайд 12

На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх

Слайд 13

Коммуникативный опыт: - как выстраивать межличностные отношения; - законы логики и аргументации; - этикет общения; - коммуникативными технологиями, в том числе информационными; - уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника; - уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.); - опыт самопрезентации; - реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения; - моделирования общения и речевого поведения; - быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях; -продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов; - самоконтроль и саморегулирование.

Слайд 14

Коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.

Слайд 15

Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?

Слайд 16

Выстраивать межличностные отношения. Через: родительские собрания; анкетирование детей и родителей; ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли; занятия по этикету; тренинги; классные часы; моделирование общения и речевого поведения; индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

Слайд 17

Самоконтроль, саморегулирование Знаю ли я себя? Как сберечь в школе свое здоровье? Как обеспечить свою безопасность? Как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?

Слайд 18

Через: - психологические исследования и диагностики; - серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»; - экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?» - дни здоровья; - спортивные соревнования; - ролевые, сюжетные игры; театрализация; - занятия по ПДД, ПБ; - тренинги «Роль в группе»; - самопрезентации; - конкурсы рисунков; - классные часы; - беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»; - физкультминутки, походы и т. д.

Слайд 19

Моделирование общения - Развиваю хорошее и борюсь с плохим. - Продуктивное разрешение конфликтов. - Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника. Через: - тренинги; - ролевые, сюжетные игры; театрализация; - диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников; - работа по коррекции выявленных недостатков; - классные часы; - беседы.

Слайд 20

Овладение информационно – коммуникативными технологиями - Где можно найти информацию для урока? - Как понять, что является главным? - Как запомнить самое главное? Через: - Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой; - Составление опорных схем, рисунков; - умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного); - Знакомство с информационными технологиями. -Уроки информатики.

Слайд 21

Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка Задания: - разбор слов по составу; - выделение группы слов с одинаковым корнем; - нахождение слов с одинаковыми -приставками и без приставок, объединение их в группы; - нахождение слов с одинаковыми суффиксами; - объяснение лексического значения слов.

Слайд 22

Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта

Слайд 23

Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы: Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап Готовность учащихся участвовать в урочном общении Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой Комментировать вопросы и ответы Делать сообщения Рассказывать логично и последовательно

Слайд 24

2 этап Простота и чёткость речевого высказывания Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание Умение использовать риторические вопросы Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания 3 этап Умение вести беседу в паре, в группе Умение поддерживать беседу Умение вести конструктивный диалог Умение построить дискуссию и вести её Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Слайд 25

1 «Рассказ от первого лица» 2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)). 3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку). 4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).

Слайд 26

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: - любое мнение ценно; - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; - повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, - хочешь говорить – подними руку; - дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его; - обращение начинается с имени; - критика должна быть тактичной; - отсутствие результата – тоже результат; - голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Слайд 27

Организация читательской деятельности включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки.

Слайд 28

Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Слайд 29

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках окружающего мира. • проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов), • устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...», • составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.

Слайд 31

Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках  в начальной школе...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.

В данной работе обобщён и представлен мой практический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной специальной (коррекционной) школе I и II видов....

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"

Презентация предназначена для выступления на педагогическом совете школы....