Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)
презентация к уроку на тему
Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii_na_urokah_v_nachalnoy_sh.docx | 36.17 КБ |
kommunikativnye_kompetentsii.ppt | 951.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(выступление на педсовете)
Дергунова Марина Васильевна
2013 год
Слайд 2 Мы рождены, чтобы жить совместно;
наше общество – свод из камней, который обрушился бы,
если бы один не поддерживал другого.
(Сенека)
Мною была выбрана следующая тема « Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности». Попытаюсь обосновать свой выбор.
Формирование данной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира,
оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
Учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. Мною было проведено анкетирование учащихся старших классов. Результаты показывают, что в области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи.
Слайд3
Таблица 1 «Коммуникативные умения»
Коммуникативные умения | ||
Сделать это мне… | Скорее тяжело | Скорее легко |
Говорить перед классом | 30% | 70% |
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений | 35% | 65% |
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов | 32% | 68% |
Отвечать у доски | 41% | 59% |
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением | 35% | 65% |
При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя | 46% | 54% |
Сообща работать в группе | 11% | 89% |
Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное | 57% | 43% |
Поэтому результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения).
Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая “границы” своей личности, умею ли сказать: “нет, я отказываюсь от твоего предложения”.
Занимаясь повышением коммуникативной компетентности детей, у них формируется коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:
Слайд 4
- открытость, честность, прямота высказываний
- умение слушать другого человека
- способность к поиску компромисса
- умение настаивать на своем
- навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым
- умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.
Человек, хорошо владеющий коммуникативными навыками, умеет твердо сказать “нет”, но при этом, не обидев другого. Наиболее важными для детей являются ситуации несправедливой критики и задевающего, провоцирующего общения. В таких ситуациях дети либо молчат, проглатывают обидные высказывания, либо реагируют по типу “сам дурак”.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
Слайд 5 Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный, или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже.
2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает большой психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Слайд 6 Коммуникативная компетентность включает в себя:
· Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации
· Способность к внешкольной и внеклассной деятельности
Имея уже достаточный опыт работы с учащимися начальных классов, хочется сказать, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции огромны.
Не секрет, что 60- 70% учебного времени занимает речь учителя. Это связано как с объективными (сокращением кол-ва часов, трудности содержания программы) причинами. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение.
Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными на уроке. Какие формы учебной коммуникации используем мы в начальном звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы. Слайд 7 Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое. Слайд 8 Диалогические формы - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация. Слайд 9
Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) первоклассники получают, работая по новым учебникам. С первых страниц учебников программы «Школа России» я старалась поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.. Этому способствует методический аппарат учебников
Слайд 10 На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения. Слайд 11 На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -в ступать в контакт с другими. Слайд 12 На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх
Слайд 13 Каким коммуникативным опытом должны овладеть наши ученики на уровне стереотипа, алгоритма?
- как выстраивать межличностные отношения;
- законы логики и аргументации;
- этикет общения;
- коммуникативными технологиями, в том числе информационными;
- уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника;
- уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.);
- опыт самопрезентации;
- реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения;
- моделирования общения и речевого поведения;
- быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях;
- продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов;
- самоконтроль, саморегулирование.
Слайд 14 Ученики должны приобрести коммуникативно значимые качества личности:
общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.
Коммуникативный опыт - свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе информационными, техникой общения, способами и инструментарием достижения коммуникативных целей.
Слайд 15 Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?
На уроках и во внеурочной деятельности учу детей:
Выстраивать межличностные отношения.
Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка.
Слайды 16 Через:
- родительские собрания; анкетирование детей и родителей;
- ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли;
- занятия по этикету;
- тренинги;
- классные часы;
- моделирование общения и речевого поведения;
- индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.
Слайд 17 Самоконтроль, саморегулирование.
- Знаю ли я себя?
- Как сберечь в школе свое здоровье?
- Как обеспечить свою безопасность?
- Как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?
Слайд 18 Через:
- психологические исследования и диагностики;
- серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;
- экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»
- дни здоровья;
- спортивные соревнования;
- ролевые, сюжетные игры; театрализация;
- занятия по ПДД, ПБ;
- тренинги «Роль в группе»;
- самопрезентации;
- конкурсы рисунков;
- классные часы;
- беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;
- физминутки, походы и т.д.
Слайд 19 Моделирование общения.
- Развиваю хорошее и борюсь с плохим
- Продуктивное разрешение конфликтов
- Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника
Через:
- тренинги;
- ролевые, сюжетные игры; театрализация;
- диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников;
- работа по коррекции выявленных недостатков;
- классные часы;
- беседы.
Слайд 20 Овладение информационно – коммуникативными технологиями.
- Где можно найти информацию для урока?
- Как понять, что является главным?
- Как запомнить самое главное?
Через:
- Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой;
- Составление опорных схем, рисунков;
- умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);
- Знакомство с информационными технологиями.
- Уроки информатики
Я считаю, что развитие данной компетентности можно осуществить через использование технологий личностно – ориентированного обучения. В системе личностно – ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.
Слайд 21 Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка
В работе по программе «Школа России» я уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:
- разбор слов по составу;
- выделение группы слов с одинаковым корнем;
- нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение их в группы;
- нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
- объяснение лексического значения слов.
Со 2 класса каждый ребёнок учится кратко фиксировать важное из изученного на уроке в «Помогалочке».
Большое внимание уделяю практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной деятельности.
С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Слайд 22 Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Рассказывать | Учебная беседа в парах |
Пересказывать | Учебная беседа в группах |
Спрашивать и задавать вопросы | Дискуссия |
Сообщать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Критиковать | Блиц - турнир |
Доказывать и опровергать | Защита проекта |
Слайды 23-24 Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:
Этапы | Умения, отрабатываемые под руководством учителя |
1 этап | Готовность учащихся участвовать в урочном общении |
Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ | |
Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой | |
Комментировать вопросы и ответы | |
Делать сообщения | |
Рассказывать логично и последовательно | |
2 этап | Простота и чёткость речевого высказывания |
Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку | |
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко | |
Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание | |
Умение использовать риторические вопросы | |
Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником | |
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания | |
3 этап | Умение вести беседу в паре, в группе |
Умение поддерживать беседу | |
Умение вести конструктивный диалог | |
Умение построить дискуссию и вести её | |
Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах |
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:
- игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
Слайд 25 1 «Рассказ от первого лица»
2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)).
3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку).
4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
Слайд 26 Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога:
- любое мнение ценно;
- ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
- повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,
- хочешь говорить – подними руку;
- дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;
- обращение начинается с имени;
- критика должна быть тактичной;
- отсутствие результата – тоже результат;
- голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Слайд 27 Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки.
Слайд 28 Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)
Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН
Слайд 29 Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках на уроках окружающего мира
Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, можно назвать следующие:
• проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов),
• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»,
• составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.
Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: по приезде дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.
Использование компьютерных технологий на уроках природоведения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Слайд 30 На уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п.
Слайд 31
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В школе дети обсуждают взрослых: "Они сами не знают, чего хотят! Сначала учат нас ходить и говорить, а потом требуют, чтобы мы сидели и молчали."
Коммуникативные умения Сделать это мне… Скорее тяжело Скорее легко Говорить перед классом 30% 70% Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений 35% 65% Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов 32% 68% Отвечать у доски 41% 59% Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением 35% 65% При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя 46% 54% Сообща работать в группе 11% 89% Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное 57% 43%
Коммуникативные навыки: - открытость, честность, прямота высказываний - умение слушать другого человека - способность к поиску компромисса - умение настаивать на своем - навык построения начальной фазы, контакта, учитывая, что у человека есть три потребности: быть понимаемым, уважаемым и принимаемым - умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику в отличии давления “Сверху” и “снизу”.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? 1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. 2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе . 3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативная компетентность включает в себя: · Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации · Способность к внешкольной и внеклассной деятельности
Монологические формы: - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать готовой заранее речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.
Диалогические формы: - все формы учебного диалога(беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); -дискуссии, споры; -ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения: - готовность учащихся участвовать в урочном общении; - отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ; - задавать вопросы, следя за темой; - делать сообщения.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения: - простота и четкость речевого высказывания; - отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому; - умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание; -в ступать в контакт с другими.
На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества: - умение вести беседу в паре, группе; - умение вести конструктивный диалог, дебаты; - умение участвовать в дискуссии; - участвовать в конференциях, играх
Коммуникативный опыт: - как выстраивать межличностные отношения; - законы логики и аргументации; - этикет общения; - коммуникативными технологиями, в том числе информационными; - уметь соотносить цель общения с особенностями собеседника; - уметь делать коммуникативный выбор в ситуациях общения (ролевых позиций, стиля общения и др.); - опыт самопрезентации; - реализации коммуникативных ролей в ситуациях общения; - моделирования общения и речевого поведения; - быстро и адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях; -продуктивное разрешение коммуникативных конфликтов; - самоконтроль и саморегулирование.
Коммуникативно значимые качества личности: общительность, терпимость, доброжелательность, принципиальность, требовательность, увлеченность, тактичность, самостоятельность, активность, самообладание, социально-психологическая наблюдательность, рефлексия.
Какие пути формирования коммуникативной компетентности для успешной адаптации первоклассников?
Выстраивать межличностные отношения. Через: родительские собрания; анкетирование детей и родителей; ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся распределять и играть разные роли; занятия по этикету; тренинги; классные часы; моделирование общения и речевого поведения; индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.
Самоконтроль, саморегулирование Знаю ли я себя? Как сберечь в школе свое здоровье? Как обеспечить свою безопасность? Как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?
Через: - психологические исследования и диагностики; - серии экскурсии «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»; - экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?» - дни здоровья; - спортивные соревнования; - ролевые, сюжетные игры; театрализация; - занятия по ПДД, ПБ; - тренинги «Роль в группе»; - самопрезентации; - конкурсы рисунков; - классные часы; - беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»; - физкультминутки, походы и т. д.
Моделирование общения - Развиваю хорошее и борюсь с плохим. - Продуктивное разрешение конфликтов. - Умение соотносить цель общения с особенностями собеседника. Через: - тренинги; - ролевые, сюжетные игры; театрализация; - диагностика личностных качеств и уровня воспитанности учеников; - работа по коррекции выявленных недостатков; - классные часы; - беседы.
Овладение информационно – коммуникативными технологиями - Где можно найти информацию для урока? - Как понять, что является главным? - Как запомнить самое главное? Через: - Знакомство со словарями, энциклопедиями, справочной литературой; - Составление опорных схем, рисунков; - умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного); - Знакомство с информационными технологиями. -Уроки информатики.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка Задания: - разбор слов по составу; - выделение группы слов с одинаковым корнем; - нахождение слов с одинаковыми -приставками и без приставок, объединение их в группы; - нахождение слов с одинаковыми суффиксами; - объяснение лексического значения слов.
Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы: Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап Готовность учащихся участвовать в урочном общении Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой Комментировать вопросы и ответы Делать сообщения Рассказывать логично и последовательно
2 этап Простота и чёткость речевого высказывания Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание Умение использовать риторические вопросы Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания 3 этап Умение вести беседу в паре, в группе Умение поддерживать беседу Умение вести конструктивный диалог Умение построить дискуссию и вести её Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах
1 «Рассказ от первого лица» 2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)). 3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку). 4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки).
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: - любое мнение ценно; - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; - повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, - хочешь говорить – подними руку; - дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его; - обращение начинается с имени; - критика должна быть тактичной; - отсутствие результата – тоже результат; - голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Организация читательской деятельности включает: эмоциональное вслушивание, вычитывание, выразительное чтение, сочинения, рисование, инсценировки.
Упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках окружающего мира. • проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов), • устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...», • составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером.
Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...
Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.
В данной работе обобщён и представлен мой практический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной специальной (коррекционной) школе I и II видов....
Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)
Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопостовля...
формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе
формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...
Презентация "Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"
Презентация предназначена для выступления на педагогическом совете школы....