Формирование УУД – помощь в преодолении рисков снижения образовательных результатов младших школьников (с презентацией)
учебно-методический материал
Для формирования УУД используют различные виды заданий и игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование УУД – помощь в преодолении рисков снижения
образовательных результатов младших школьников.
Педсовет 11.01.2023.
Меркурьева И.М.,
учитель начальных классов.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщённых действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Регулятивные универсальные учебные действия в формировании умения учиться занимают едва ли не самое важное место. Для успешной социализации современный человек должен обладать следующими регулятивными действиями: уметь ставить конкретную цель, «определять план действий для её достижения, планировать свою жизнь.
Е.В. Губанов отмечает: «На современном этапе функция школы видится уже не в простой передаче знаний, умений и навыков, а в формировании более важных умений, а именно: умения учиться».
Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение содержания обучения на всех этапах учения и формирование психологических способностей учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, а особенно, в младшем школьном возрасте.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения). Ребенок должен осознавать «что такое хорошо, а что такое плохо».
Для того чтобы успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и положительные качества.
Регулятивные универсальные учебные действия отвечают за организацию учащимися учебной деятельности. Состав регулятивных универсальных учебных действий объединяет несколько компонентов, которые обеспечивают регуляцию учебной деятельности и деятельности человека в целом:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия «способствуют формированию социальной компетентности учащихся, развитии у них умения слушать собеседника, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выстраивать продуктивное взаимодействие сотрудничества в группе сверстников и со взрослыми.
Для формирования УУД используют различные виды заданий и игр.
Личностных УУД.
Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры |
Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений. Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие. | Игра «Какой я буду кошкой» Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение? |
Регулятивные УУД
Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры |
«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки. Игры: «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие. | Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка. Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски. Игра «Фото на память». Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». Упражнение «Звуковая гимнастика» Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха». |
Познавательные УУД.
Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры |
«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», хитроумные решения, составление схем-опор, работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве. Прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др. Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище», «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие | Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет». Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям . |
Коммуникативные УУД
Виды заданий и игр для формирования УУД | Пример игры |
Составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие. | Игра «Клубок». Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить. |
Чтобы на основе имеющихся данных сделать вывод о дальнейших тенденциях развития процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков, необходимо продиагностировать.
Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики важно соблюдать этапность, периодичность. Поскольку необходимо изучить не только исходное состояние объекта, но и промежуточные, и конечные результаты, то следует проводить первичный срез – входной контроль (входную (стартовую)) диагностику), вторичный – текущий контроль (промежуточную (сравнительную) диагностику)) и выходной контроль (итоговую диагностику).
Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование (устный опрос), сбор косвенных данных, анализ документации и др.
Ниже данные диагностики УУД 4 «Б» класса за период обучения с 2019 года по 1 полугодие 2022 года. Данные располагаются у обучающихся в портфолию.
Регулятивные УУД
На протяжении времени диагностировались следующие компоненты: принятие учебной цели, определение последовательности и плана действий, контроль, коррекция.
Класс, год / уровень (%) | Высокий | Средний | Низкий |
1 класс 2019 год (24 человека), 1 полугодие | 42 | 38 | 20 |
2 класс 2019 год (23 человека), 1 полугодие | 54 | 29 | 17 |
3 класс 2019 год (21 человек), 1 полугодие | 37 | 48 | 15 |
4 класс 2019 год (18 человек), 1 полугодие | 41 | 50 | 9 |
Познавательные УУД
Компоненты: поиск и выделение необходимой информации, структурирование информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, знаково-символическое моделирование, анализ, синтез.
Класс, год / уровень (%) | Высокий | Средний | Низкий |
1 класс 2019 год (24 человека), 1 полугодие | 21 | 59 | 20 |
2 класс 2019 год (23 человека), 1 полугодие | 17 | 66 | 17 |
3 класс 2019 год (21 человек), 1 полугодие | 23 | 53 | 24 |
4 класс 2019 год (18 человек), 1 полугодие | 25 | 56 | 19 |
Коммуникативные УУД.
Диагностировалось умение общаться в паре, группе, приходить к общему мнению, прислушиваться к мнению собеседников.
Класс, год / уровень (%) | Высокий | Средний | Низкий |
1 класс 2019 год (24 человека), 1 полугодие | 67 | 23 | 10 |
2 класс 2019 год (23 человека), 1 полугодие | 70 | 30 | - |
3 класс 2019 год (21 человек), 1 полугодие | 80 | 20 | - |
4 класс 2019 год (18 человек), 1 полугодие | 88 | 12 | - |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Е.В. Губанов отмечает: « На современном этапе функция школы видится уже не в простой передаче знаний, умений и навыков, а в формировании более важных умений, а именно: умения учиться » .
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Регулятивные целеполагание ; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция .
Познавательные общеучебные действия логические действия действия постановки и решения проблемы.
Коммуникативные ф ормирование социальной компетентности развития умения слушать собеседника вступать в диалог участвовать в обсуждении сотрудничество в группе, в паре
Личностные УУД. Виды заданий проекты подведение итогов урока творческие задания, мысленное воспроизведение картины ситуации, самооценка события, происшествия дневники достижений и т д Игры «Какой я буду кошкой?» «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие.
Регулятивные УУД Виды заданий Игры поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль взаимный диктант заучивание материала наизусть в классе контрольный опрос на определенную тему упражнения на релаксацию листы самоконтроля и самооценки. «Ладошки», «Муха » « Корректура», «Два дела », « Статуя, замри », « Товарищи командиры », « Ветер и флюгеры», «Счет », « Ритм по кругу», « Да и нет не говори », « Найди ошибки» «Фото на память» и многие другие.
Познавательные УУД. Виды заданий Игры « Найди отличия » « на что похоже ? «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки » хитроумные решения составление схем-опор работа с разного вида таблицами, составление и распознавание диаграмм, работа со словарями игры , направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве. «Предложение - рассказ » « Отгадай задуманное » « Снежный ком » « Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное » « Горячая картошка » « Украшаем слова » « Ищем сокровище » « Сложи картинку » « Поиск клада», « Угадай слово » « Бывает - не бывает » и другие
Коммуникативные УУД Виды заданий Игры составь задание партнеру отзыв на работу товарища групповая работа по составлению кроссворда, истории диалоговое слушание с овместная работа в парах, группах на определенную тему «Паутинка » « Туристы и скалы » « Ассоциации » « Инопланетяне » « Наследство » « Незнакомая планета » « Интервью » « Рукавички » « Разговор через стекло» и другие.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД
Уровень воспитанности
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья и презентация "Пути достижения планируемых образовательных результатов младших школьников по чтению и работе с информацией"
В статье говорится о том,как научить выпускника начальной школы первичным навыкам работы с информацией....
Статья и презентация "Пути достижения планируемых образовательных результатов младших школьников по чтению и работе с информацией"
В статье говорится о том,как научить выпускника начальной школы первичным навыкам работы с информацией....
Разработка модели портфолио как инструмента накопительной оценки образовательных результатов младших школьников
Структура портфолио младшего школьника...
«Компетентностная задача как одно из средств достижения и измерения метапредметных образовательных результатов младших школьников»
В статье даны примеры компетентностных задач для обучающихся начальных классов, направленных на достижение и предъявление метапредметных образовательных результатов, а также - экспертные листы с...
Электронные ресурсы как средство оценки образовательных результатов младших школьников
Электронные ресурсы как средство оценки образовательных результатов младших школьников...
Статья на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»
Статья учителя начальных классов на тему «Критериальное самооценивание как способ оценивания образовательных результатов младших школьников»...
Система оценивания образовательных результатов младших школьников
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения и предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....