Использование ЦОР в практике работы учителя начальных классов
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Ю.Соловьёва

ГБОУ гимназия №399

учитель начальных классов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЦИФРОВЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Необходимым условием качественного образования является сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Цифровые образовательные ресурсы - это учебный, содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой форме.

Объектами ЦОР являются: фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографический материал, звукозаписи, текстовые документы.

ЦОР призваны решать учебные задачи. Их можно использовать на каждом предмете, на различных этапах урока.

           Хочу остановиться на некоторых видах демонстрационных материалов.  

           Плакаты – содержат правила, формулировки, определение, формулы с иллюстрациями к ним, схемы, таблицы, тексты.  Могут быть интерактивными  (ребенок имеет возможность управлять), музыкальными, с голосовым сопровождением.

           Тесты.

           Самой популярной и доступной формой подачи учебного материала является презентация. К урокам создаю презентации, которые позволяют последовательно изложить учебный материал, показать иллюстрации, видеофрагменты и основные тезисы темы.  

         Много полезного можно найти в сети Интернет. Но часто эти материалы не соответствуют целям и задачам урока.  Авторский  цифровой образовательный ресурс, созданный учителем самостоятельно, соответствует целям и задачам, поставленным на уроке. Владея определенными умениями,  учителю можно самому вносить изменения в тот или иной образовательный ресурс.  

Особенность изучения материала на уроке с использованием презентаций состоит в том, что подготовка к изучению нового и закрепление осуществляется через выполнение определенных заданий, которые можно легко проиллюстрировать.

С помощью ЦОРов можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети на экране  сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают задачи на движение. С помощью компьютера отрабатываются практические умения, редактирование текстов и исправление ошибок в творческих работах.

Помимо презентаций использую электронные приложения к урокам математики (на СД диске), которые позволяют наглядно продемонстрировать учащимся абстрактные математические понятия.

Для проверки знаний учащихся применяю комплекс интерактивных проверочных работ по основным предметам. ЦОР помогает ребенку научиться самостоятельно готовить домашние задания, повторять изученный материал. Кроме того, развитию интереса к изучению различных предметов способствует применение интерактивных тренажеров – оригинальная возможность для контроля и проверки усвоенного материала, для самостоятельного обучения. Данный диск содержит игровые задания, которые может использовать самостоятельно ученик и с интересом осваивать школьную программу.

   Вместе с учениками обращаемся к электронным энциклопедиям различных типов. Звуковые файлы помогают  познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра.

          При разработке урока уделяю особое внимание здоровью. С этой целью провожу физминутки  для глаз. На экране появляются фигуры. Дети слушают музыку и следят за движением объектов. Если объект мигает, ученики моргают глазками.

            Представляю вашему вниманию ПМК “Семейный наставник”, его можно использовать дома.  Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютерах  проводится в кабинете информатики. Такая форма организации работы позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению. “Семейный наставник”  предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, контроля за усвоением учебного материала. Задания имеют обратную связь — ученик получает сведения о правильности или неправильности его ответа. Такие уроки способствуют развитию мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, компьютером, уравнивает детей и взрослых, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.

            Ресурсы Интернет помогают в воспитании.  Использую ЦОРы при проведении внеклассных мероприятий:  устных журналов, КВНов, классных часов, праздников, родительских собраний и в организации исследовательской работы с  учащимися. Каждый ребенок по–своему талантлив. Рано или поздно он и его родители  захотят, чтобы этот талант был реализован не только внутри семьи, но и замечен обществом. Создавая презентации вместе с детьми, родители обучают их. Ребята успешно представляют свои исследования на  гимназическом уровне (конференция  «Шаг в будущее» на секции “Первые шаги”).

            «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа» - это серия увлекательных мультимедийных пособий, в основе которых принцип – обучение через игру и развлечение.

            Серия включает уроки математики, русского языка и окружающего мира с первого по четвёртый класс, разработана в соответствии с Государственным стандартом образования (второго поколения) и сочетаются с учебниками из Федерального перечня.

           Управление простое, все задания озвучены, что позволяет даже плохо читающему ребёнку решать задачи и выполнять упражнения самостоятельно.

           Выполняя задания “один на один” с компьютером, ребёнок знает, что можно пытаться найти решение ещё раз – экспериментировать, пробовать, рассматривать – и никуда не спешить.

           Для ребёнка важны успехи в обучении. «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа» помогут получить знания в ситуации успеха: все задания понятны, и результаты заносятся в электронный дневник.

           Таким образом, применение ЦОР позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективно и результативно организовать контроль и учет знаний учащихся. Работа  с цифровыми образовательными ресурсами увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Литература

  1. Волкова Л.А. Использование информационных технологий на уроках развития речи// Начальная школа плюс До и После. – 2009.-№ 1. – С. 36-39
  2. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу  //  Информатика и образование. – 2000. – № 8. – С. 9-12.
  3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...

Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов.

Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов....

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов»

Статья  на тему Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов...