Наставничество. Кто может быть наставником?
статья

Наставничество в классическом понимании рассматривается как способ передачи навыков и знаний новичку от более опытного сотрудника компании. Как правило, это квалифицированный специалист, который работает в компании давно и может ввести нового сотрудника в курс работы. Кто может быть наставником? Виды наставничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnik_kto_mozhet_byt_nastavnikom.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество. Кто может быть наставником?

Наставничество в классическом понимании рассматривается как способ передачи навыков и знаний новичку от более опытного сотрудника компании. Как правило, это квалифицированный специалист, который работает в компании давно и может ввести нового сотрудника в курс работы. Таким образом, наставническая деятельность может включать:

  • наставник может сделать процесс адаптации для новичка в коллективе более комфортным;
  • содействие карьерному росту, профессиональному развитию;
  • также наставник принимает участие в оценке деятельности новых сотрудников во время испытательного срока.

Какие типы наставничества можно встретить в разных организациях

  1. Наставничество-супервизия – наставник делится сведениями об организации, перспективах развития протеже, обучает основным навыкам. Отношения строятся на принципе контроля.
  2. Формальное наставничество – наставническая деятельность заключается в объяснении целей работы и обучении на специально организованных тренингах. Действуют формальные процедуры и правила наставничества.
  3. Ситуационное наставничество – предоставление необходимой помощи в сложных ситуациях.
  4. Неформальное наставничество. Наставник берет на себя всю ответственность за «ученика». Вариант добровольного наставничества без финансового вознаграждения.

Какие техники используют в наставничестве

  1. «Сопровождение» - наставник берет на себя обязательства предоставления обучаемому помощи, в том числе участвует в развитии профессиональных навыков во время обучения;
  2. «Посев» - у обучаемого формируются навыки либо знания, которые пока еще не актуальны, но приобретут ценность в дальнейшем, когда ситуация этого потребует.
  3. «Катализация»: обучаемый погружается в среду изменений, провоцируя ученика на расширение кругозора, с изменением порядка ценностей и восприятия. Обучение при достижении критического уровня переживает резкий скачок.
  4. «Показ»: наставник на своем личном примере показывает определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая рабочие ситуации понятнее.
  5. «Сбор урожая»: Концентрируется наставник для налаживания обратной связи с обучаемым. Чтобы понимать – что изучено за время обучения, какие выводы были сделаны.

Кто может быть наставником

Не каждый сотрудник компании может быть наставником. Для этого необходимы специфические качества:

  1. Корпоративность. Человек в своей работе руководствуется стратегическими приоритетами организации. Находит баланс интересов подразделения и всей компании в целом.
  2. Способность обучать. Умение структурировать опыт работы, с передачей его для молодого специалиста. С четким и последовательным изложением необходимой информации и замечаний по данным работы обучаемого.
  3. Ответственность. Наставник должен быть заинтересован в успехах своего подопечного, неся личную ответственность за решение возникших проблем при обучении.
  4. Умение мотивировать других.
  5. Влиятельность. Наличие кредита доверия со стороны партнеров по коммуникации. Необходимые личные качества и навыки для влияния на других.

Профиль компетенций наставника

Блок компетенций

Компетенция

Индикаторы

1.Коммуни- кабельность

1.1.Способность ясно выражать свои мысли

1.1.1.говорит с соответствии с кругом общения;

1.1.2.выражает взгляды и мысли в свободной и ясной манере

1.1.3.использует уместные примеры и метафоры, чтобы быть хорошо понятым

1.1.4.способен сложную информацию донести просто,

однозначно и понятно

1.2.Активное слушание

1.2.1.слушает внимательно

1.2.2.постоянно проверяет, правильно ли его поняли

1.3.Умение актуализировать вопросы и отвечать на них

1.3.1.инициирует вопросы со стороны обучающегося

1.3.2.понимает суть вопросов

1.3.3.охотно и понятно отвечает на вопросы

2.Аналитичес- кая компетенция

2.1.Способность к анализу и предложению решений

2.1.1.способен выявить причины тех или иных результатов учащегося

2.1.2.Предлагает решения по улучшению результатов обучения

3.Ориентация на повышение квалификации стажера

3.1.Оценка результатов стажировки

3.1.1.наблюдает за работой учащегося, фиксирует успехи и неудачи

3.1.2. проводит промежуточную и итоговую оценку результатов обучения

3.1.3. дает конструктивную обратную связь

3.2.Ориентация на передачу полномочий

3.2.1.отбирает и ставит учебные задачи таким образом, чтобы наряду с пользой для работы они соответствовали целям подготовки подчиненных

3.2.2.передает полномочия постепенно, опираясь на результаты выполнения учеником заданий, данных ранее

3.2.3.создает условия, в которых ученик свободно делает попытки разными путями достичь своей цели, наиболее полно воплощает себя и принимает активное участие в делах своей организации.

3.2.4.передает инициативу в делах, являющихся прогрессивно более сложными и обогащающими опыт работы;

3.3.Доступность: умеет быть в распоряжении других, когда они сами в этом нуждаются:

3.3.1.находит время для того, кто в нем нуждается; рядом с ним чувствуют, что их вопросы и задеты представляют важность;

3.3.2.относится к намерениям и приоритетам с уважением, даже если имеет противоположное мнение.

4.Саморазви- тие

4.1.Заинтересованность в собственном профессиональном развитии

4.1.1.находится в поиске наиболее эффективных способов выполнения поставленных профессиональных задач

4.1.2.стремится участвовать в курсах повышении квалификации, тренингах, семинарах по улучшению способов работы

4.1.3.изучает профессиональную литературу

4.2.Заинтересованность в повышении качества своей деятельности как наставника

4.2.1.уделяет время подготовке внутрифирменных учебных программ;

4.2.2.вкладывает личное время в развитие и подготовку подчиненных;

4.2.3.рефлексирует по поводу собственных действий по обучению

4.2.4.находится в поиске наиболее эффективных способов обучения новых сотрудников, диагностики результатов обучения.

4.2.5.интересуется результатами стажировки и дальнейшей работы учеников, делает выводы и совершенствует действия по обучению новых сотрудников.

5.Знание организации

5.1.Знание структуры организации

5.1.1.понимает структуру организации, ее политику, нормы ведения дел и как организована работа и сами сотрудники;

5.2.Знание организационной культуры

5.2.1.понимает нормы культуры и ценности организации, а также знает, как решать существующие задачи;

5.3.Осведомленность о нововведениях

5.3.1.постоянно находится в курсе происходящего в организации.

5.3.2.знает, компании.

понимает

разделяет

стратегию


Таким образом, можно выделить 5 блоков компетенций, 12 компетенций, и 32 индикатора, описывающих успешного наставника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Что может быть лучше России?" 3-4 кл.

В сценарии представлены стихи и песни о Родине, а также конкурсы, несущие гражданскую и патриотическую направленность....

Что вокруг нас может быть опасным

Урок с презентацией по окружающему миру в 1 классе на тему "Что вокруг нас может быть опасным"....

Что вокруг нас может быть опасным?

Презентация содержит материал к уроку окружающего мира по теме "Что вокруг нас может быть опасным?". Она знакомит детей со службами экстренной помощи в различных ситуациях, их телефонами....

Что может быть семьи дороже

Презентация к теме: "Моя семья - мое богатство"...

Разговор с учащимися по теме "Без прошлого не может быть настоящего"

Разговор с учащимися 3 - 4 классов по теме "Без прошлого не может быть настоящего"....