Читательская грамотность
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.pptx | 83.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение читательской грамотности При разработке Концепции за основу было взято определение, предложенное в исследовании PISA. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Содержание понятия читательская грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания ) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).
Трёхмерность измерения читательской грамотности Чтение – многогранная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на: 1) содержании (типах текстов), 2) проверяемых видах деятельности, 3) ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.
О типах текстов Не существует идеальной категоризации типов текстов. Очевиден факт, что один и тот же текст может включать признаки различных типов. Для целей исследования важнейшими признаны следующие общие особенности текстов: их связность и последовательность; их реалистичность, фактографичность (научные, публицистические, деловые и др. тексты) и вымышленность, художественность (художественные и др. тексты); их сплошной и несплошной характер. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста , с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно .
Примерами сплошных текстов являются: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, репортаж); 3)объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы) Несплошные тексты, кроме вербальных фрагментов, включают: 1)графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4) карты, схемы; 5) рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и объявления. Спецификой проектирования заданий на оценку читательской грамотности является использование составных текстов, которые включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
Проверяемые виды деятельности Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. В отличие от концепции читательской грамотности в исследовании PISA, в данной концепции выделено 4 группы читательских действий: к трем зафиксированным в PISA (КАКИЕ?) добавлена четвертая группа читательских действий, связанная с использованием прочитанной информации при решении разнообразных учебных и житейских задач.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Извлечение информации – это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста - Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных (множественных) текстов. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста - Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими вне текстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста - Данная группа читательских действий предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий 1. Находить и извлекать информацию Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) Находить и извлекать одну или несколько единиц информации Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста Определять наличие/отсутствие информации. 2. Интегрировать и интерпретировать информацию Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п .) Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста ) Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста Понимать чувства, мотивы, характеры героев Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение). 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов Понимать назначение структурной единицы текста Оценивать полноту, достоверность информации Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте. 4 . Использовать информацию из текста Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
О ситуациях и контекстах Учитываются социальные, учебные, личные аспекты чтения, которые находят отражение в различных ситуациях общения человека с текстом: чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в том числе блоги , чаты, смс ), художественную литературу, биографии и др.); чтение для общественных целей: включает официальные документы, информацию разного рода о событиях общественного значения и др.; чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши и т.п.; чтение для получения образования: включает учебную, справочную литературу, научно-популярные тексты.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»
laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....
Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...