Приемы формирования УУД
статья
Приемы формирования УУД на всех уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование УУД в начальной школе | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Для формирования личностных УУД используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Обучающиеся должны научиться понимать смысл таких понятий как «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».
На уроках литературного чтения учимся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.
Для формирования личностных УУД можно предложить такие задания:
- Работа над проектами.
- Творческие задания на уроках.
- Написать мини-сочинение.
- Придумать загадку.
- Составить тест.
- Написать отзыв.
На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.
- Я почувствовал (а) …
- Я увидел (а) …
- Я улыбнулся (ась) …
- Я вспомнил (а) …
- Мне стало грустно …
- Я бы продолжил (а) написанное так …
- Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
- Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
- Будущее героев я представляю …
- Произведение вызвало у меня чувства…
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Регулятивные УУД включают:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Остановимся более подробно на целеполагании.
1. Целеполагание. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в личностные цели обучаемых. Через содержание формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного, в том числе интеллектуального, развития ребенка. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие. Чтобы цель урока стала значимой для каждого конкретного ученика важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?» Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Итак: для того чтобы этап целеполагания прошел успешно, учителю необходимо обратить особое внимание на:
- Побуждение учащихся к достижению цели.
- Построение диалога. (Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои).
3. Принятие учащимися цели. («Зачем?», «Где или для чего могут пригодиться полученные новые знания?»)
Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
- Самостоятельное решение
- Коллективная проверка результатов
- Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
- Постановка цели урок
3. Контроль и оценка. Как любой управляемый процесс, учебная деятельность предполагает наличие контроля. У учащихся следует формировать умение проверять не только конечный результат выполненной работы, но и весь процесс ее выполнения. Развитие умения предвидеть результаты своих действий, отдавая отчет в правильности их выполнения, сопоставляя выполняемые действия с определенным образцом, позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления.
Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.
Приемам действия контроля необходимо специально учить.
Необходимо вооружить детей такими умениями, как:
- выделять критерии оценки,
- фиксировать их определённым образом,
- проводить пооперационный контроль,
- проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,
- высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.
Разнообразные приемы формирования самоконтроля можно использовать на уроках математики:
- решение обратной задачи;
- проверка полученных результатов по условию задачи;
- решение задачи различными способами;
- моделирование;
- примерная оценка искомых результатов (прикидка);
Как уже отмечалось, оценка напрямую связана с действием контроля. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.
- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
На начальном этапе обучения оцениванию мы использовали «линеечки», по которым, поставив выше или ниже крестик, можно измерить любые параметры работы.
Собрав работы, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадение детской и учительской означает: «Ты умеешь себя оценивать». В случае несовпадения учитель еще раз раскрывает ребенку свои критерии оценивания и просил в следующий раз быть к себе добрее или строже.
- прием «задания – ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия;
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «умные вопросы»;
(умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий») (карточки)
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы). Учащимся после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, просматриваются, но не оцениваются. Через некоторое время учитель предлагает взять тетради и внести исправления карандашом другого цвета. Затем работы вновь собираются и анализируются.
Таким образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно позволять учащимся определить: освоен или не освоен ими общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности для предстоящего решения задачи; каков "прирост" в знаниях, способах действия получился у учащихся в ходе решения предложенной им учебной задачи.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания для работы в паре, группе. Перед тем как приступить к работе в группах повторяем правила работы в группе.
Проектирование уроков по формированию УУД – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.
Описание работ по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....
Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка
Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...
Приемы формирования исследовательской деятельности, как условие инициирующие познавательные действия учащихся.
Статья о формиравании исследовательских умений у первоклассников....
Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма
Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...
Приемы формирования адекватной самооценки учащихся
Из опыта работы Исаевой Г.Н. Приемы формирования адекватной самооценки учащихся. С самых первых дней мы пользуемся «Волшебной линейкой» (курс Г.Цукерман ...
Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
В статье рассказывается об аспектах коммуникативной компетентности; о необходимости формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем....
МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....