Формирование системы ценностей в жизни ребёнка на основе пословиц и поговорок.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Выступление на педсовете, МО учителей начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

План:

Введение.                                                                                        

        1. Понятие об аксиологии.

2. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками как материале, формирующем систему ценностей школьников.

Выводы.

Литература.

Приложение.

В.И.Даль «Пословицы русского народа», формирование системы ценностей.

Введение.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.

Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный инте-рес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных челове-чеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт наро-да, его морально-этические, социально-эстетические,  художественные  и  вос-питательные идеалы.

Актуальность выбранной темы:

-   низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в           современном обществе.

-  значением   изучения   пословиц   и   поговорок   для нравственного уровня младших школьников.

Цель: изучение системы ценностей на основе пословиц и поговорок; показать их отношение к исторической и социальной действительности, их воспитательную значимость.

Задачи:

  • выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок;

-   выявить наиболее эффективные методы и приёмы;

-    показать дидактический аспект работы над пословицами и поговорками на уроках в начальной школе.

         Важнейшие источники исследования:

  1. литература по вопросам теории и методике проблемы;
  2. опыт учителей, методистов, описанный в литературе.

Для проверки решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

-  наблюдение, изучение, сравнение,   сопоставление,   анализ, изучение результатов деятельности,

- проведение уроков, мероприятий.

Практическая значимость исследования: разработанные методические советы формирующие систему ценностей ребёнка в работе с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе могут быть использованы на практике.

  1. Понятие об аксиологии.

 Ценность – это понятие, используемое в гуманитарных науках для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного.

Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого  события, и каждого поступка.                              

                                                                Н.О. Лосский.

        Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-исторический.

        Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции профессора Г.П. Выжлецова:

«1) Особенность ценностных отношений в том, что они включают в себя... желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением;

2) объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом;

3) ценностные отношения являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными;

4) подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством, нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо так же, как власть или богатство».

Набор ценностей, их иерархия во многом определяет культурный тип того или иного социума. С точки зрения содержания понятий можно выделить моральные (дружба, любовь, правда, справедливость) и утилитарные (здоровье, комфорт, чистота) ценности, среди утилитарных выделяются ценности абстрактные (сон, отдых) и материальные.

С точки зрения субъекта, признающего некое понятие за ценность, можно разграничить индивидуальные, групповые, этнические (национальные) и общечеловеческие ценности.

Установление ценностей происходит в результате оценочной деятельности социума. Оценка - это акт человеческого сознания, который заключается в сравнении предметов, явлений и соотнесении их свойств и качеств с нормой. Результаты этого сравнения закрепляются в сознании и в языке в виде позитивного (одобрение), негативного (осуждение) или нейтрального отношения (безразличие): добро - зло - природа.          

Особое место занимают тексты фольклорного происхождения, освящённые авторством народа. Характер их авторитетности особый: 1)они дают представление о народном видении мира, человеческого бытия в нём, об организации отношений между людьми; 2) авторитетность фольклорных текстов базируется на национальном самосознании, и на неё никто посягнуть не может. («Глас народа – глас Божий»).

Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д. Ушинский. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»,- отмечал в работе «Первая книга после азбуки».

2.  Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками

как материале, формирующем систему ценностей школьников.

Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Считаю, что после прочтения текста произведения и его анализа нужно работать с пословицами. Например: к русской народной сказки «Лиса и журавль» (2 класс) в учебнике дана одна пословица – «За добро добром и платят», возьмём ещё несколько пословиц, например: «Каков гость, таково и угощение», «На что и звать, коли нечего дать», «Старую лису хитростям не учить». Работая с серией пословиц, мы выясняем в чём смысл каждой из них, как их понимают дети.

  • Как вы понимаете эту пословицу?
  • Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием пословицы?
  • Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации?
  • Как бы поступили вы? Почему?

Можно усложнить задание, предложив ещё и такие пословицы: «Труд кормит, а лень портит», «Шило в мешке не утаишь». Сначала выясняем: какие из пословиц подходят к произведению и только потом работаем над ними. Можно предложить другую работу – найдите отрывки, которые соответствуют иллюстрациям, найдите эпизоды из произведений, соответствующие пословицам. Например: при работе над рассказом Н.Н. Носова «На горке» (2 класс) можно предложить такие пословицы: «На всякое хотенье есть терпенье», «Ум хорошо, а два – лучше», «Поспешишь – людей насмешишь», «Умел ошибиться, сумей и поправиться». Первой пословице соответствует та часть рассказа, где говориться о желании Котьке покататься с горки. Ко второй эпизод, где товарищи заставили Котьку исправить испорченную горку. Аналогичную работу можно провести и с произведением этого же автора «Заплатка», с рассказом Н. Антюховой «Большая берёза».

Школьники не просто читают, списывают и запоминают пословицы и поговорки, они связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы и поговорки активизируются, то есть входят в детское употребление.

Работа над смыслом пословиц и поговорок обязательна на уроках, ведь пословицы и поговорки являются хорошим материалом для развития речи и самое главное для воспитания личности школьника. Дети высказывают своё мнение, дискутируют. Большая работа ведётся над образностью пословиц и поговорок, над пониманием прямого и переносного смысла пословиц. Использую: беседы по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов. Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу,  учащимся предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. Затем давалось задание – подбери пословицы и поговорки к рассказу.

Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. Следующее задание – подобрать к рассказу пословицы и поговорки.

Постичь  пословицы - это  значит  глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.

Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. В качестве оборудования использую: стенд с яркими  иллюстрациями к пословицам и поговоркам художника А. Елисеева; выставку  книг (В.П.Аникин  «К мудрости ступенька», Л. Толстой «Скучен день до вечера, коли делать нечего», Г.А. Галичев «О пословицах», сборники пословиц, поговорок, книги В.И. Даля); плакаты с высказываниями писателей, ученых, видных общественных деятелей о пословицах и поговорках.

Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением, инсценированием, играми, творческой работой учащихся. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны  жизни народа. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц  в  жизни  людей. Это и послужило  причиной возникновения пословиц:

            Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

            Пословица - всем делам помощница. Без пословицы не проживешь.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Любишъ кататься, люби и саночки возитъ.

Хочешь естъ калачи, не лежи на печи.

А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл:

Семь раз примерь, один раз отрежь.

В большом деле и маленькая помощь дорога.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.

После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.

 Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.

Речи как мёд, а дела как полынь.

Чужая душа - потёмки.

Спи камешком — вставай  пёрышком,

Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.

Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает.

Знания не кошель: за плечами не носить.

Как видно из приведённых примеров, сравнения имеют разные средства выражения. Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например:

В лесу лес неровен, в миру - люди.

«Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает учитель.

«Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.» - отвечают дети.

-    Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.).

- Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек - это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

1.  Друг неиспытанный, что...

2.  Дурную славу нажить, как...

3.   За старой головой, как...

4.   Красавица без ума, что...

5.   Красна девка в хороводе, что...

6.   Ласковое слово, что...

Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день.

При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.

В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть пословица характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне:

Делу - время, потехе - час.

Труд кормит, а лень портит.

Мал золотник, да дорог.

Красота приглядится, а ум пригодится.

Хочешь стать орлом, а трясешься как курица перед насестом.

Не спеши языком, торопись делом.

 Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что в пословице важно понимание общего смысла, она кратка и не обильна словами и поэтому её смысл охватить легче, чем длинного рассказа. Он предлагал такой вид работы с пословицами - учитель лишь намекал на пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу:

Труд кормит, а что же лень?

Ученье свет, а неученье что?

Поговорка цветочек, а что же пословица?

Готовь сани летом, а что ж зимой?

Дружно не грузно, как же врозь?

Или такое задание: восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

1.   За (какой?) головой, как за каменной стеной.

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

2.   (Какое?) слово, что весенний день. Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

3.   (Какая?) книга - лучший друг.

Слова: хорошая,  полезная, умная,  содержательная,  интересная,  занимательная, поучительная.

             4.    (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

Цель приведённых выше заданий и упражнений - помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в пословицах и поговорках. Постичь смысл пословицы - значит воспринять обобщённо-метафорический образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьника жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла - анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности.

        Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркну, что это высоко-нравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.

Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Нужно приобщать детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, развивать с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, высокий строй чувств, предоставляя возможность ощутить радость познания красоты родного языка.

Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - не более 7-9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.

По желанию детей (и только по желанию), учащиеся могут завести тетради, в которые заносят понравившиеся пословицы и поговорки. Большое внимание уделяется и игровым приёмам работы с пословицами и поговорками, ведь это благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для письма. Они метки, лаконичны, школьники любят их и легко запоминают.

Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок – экскурсия, урок – игра, урок – опыты и т.д.), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой; анализ и оценку учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения; организацию взаимопомощи при выполнении, взаимоанализа и взаимооценки учащимися результатов работы. Формируя личность маленького ребёнка мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному опыту русского народа, к пословицам и поговоркам «…ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц…». Этого взгляда придерживались выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Всё самое лучшее собрано в народном фольклоре.

Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания использовали диагностические опросы учащихся.

Диагностика «Работа над ошибками». Смысл этой диагностики заключался в следующем: детям читала текст, в котором содержалось 5 ошибок. Дети должны отыскать эти ошибки и записать их количество.

Текст: « Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.

- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!

-Садись, Федя, - сказала Елена Николаевна и нахмурилась. - Сейчас ты допустил несколько ошибок». Сколько? (5 ошибок).

1)Само опоздание. Опаздывать невежливо.

2)Надо постучаться и спокойно войти.

3)Извиниться и попросить разрешения сесть на место.

4)Тихо приготовиться и начать заниматься.

5) О встрече друга рассказывать на перемене.

Выводы:

  1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.
  2. Введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.
  3. Использовании пословиц и поговорок на уроках, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся.
  4. Введение разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности, использование сборников пословиц и поговорок русского народа - это позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные  возможности пословиц и поговорок.
  5. Думаю, что возможности этого учебного материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение».

Список использованной литературы:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.
  2. Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер. с анг. А.Д. Шмелёва.-М.: языки славянской культуры, 2001,С.287.
  3. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
  5. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. Начальная школа.-2000.-№5.-С.20-22.

Приложение

В. И. Даль «Пословицы русского народа»,

формирование системы ценностей.

Обратимся к понятию «добро»,  в книге Даля раздел «Добро – милость – зло», в пословицах отразились представления о моральных качествах человека, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет тот,  кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знаний, а связующим звеном между знаниями и поведением выступает воспитание: «Доброе имя дороже богатства», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Добрый человек добру и учит». Проявления зла осуждает народ: «Злой с лукавым водились, да оба в яму вволились», «Никакое худо до добра не доведёт», «За недобрым пойдёшь, на худо (или: на беду) набредёшь», «Лихо тому, кто неправду творит кому». Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.

Понятие «друг» обладает в сознании абсолютной ценностью, «друг» соотнесён с положительной оценкой: «Без друга сирота; с другом – семьянин», «Доброе братство милее богатства», «Друг денег дороже. Друга на деньги не купишь». Но, бывает говорят: «С другом дружись, а как недруга берегись», «На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь, как вода». В жизни «вражда, недружба» неизбежна, но она ассоциируется с грехом: «Овце с волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Дружба от недружбы близко живёт».

Слова «дружба», «друг» и их антонимы – «вражда», «недруг», «враг», очень активно функционируют как в детской, так и во взрослой речи. Некото-рые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь, как и настоящую дружбу. Ошибаются и те, кто считает, что счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека, а от худой славы не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье и для себя, и для друзей, для всех своих близких и родных.  Радуется событиям, который происходят в жизни людей окружающих его.  

Понятия «Родина» - синоним слова отечество (в книге Даля раздел «Родина – чужбина»). Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине – патриот.

Отметим, что понятие «Родина» обладает в национальном сознании абсолютной ценностью: «Без корня и полынь не растёт», «И конь на свою сторону рвётся, а собака отгрызёт да уйдёт», «Своя земля и в горсти мила. Своя земля – свой прах» и др. Противопоставление «Родины» и «чужбины»: «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив». Бывает, что жизнь на чужбине неизбежна, но она ассоциируется с горем, печалью, разочарованием: «На чужбине, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал».

Слово «Родина» и его синоним «отечество» активно функционируют в детской речи, а вот понятие «чужбина» можно услышать крайне редко. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать, помогают принимать решения, а также бороться с врагами, как показано выше на примерах. По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остаётся устойчивым, а также активным. Видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

Нужно отметить, что понятие «работа» в национальном сознании – абсолютная ценность, соотнесена с положительной оценкой: «Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться)», «Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах», «Муравей не велик, а горы копает», «Дело учит, и мучит, и кормит». Противопоставление «работы» и «праздности»: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо». В реальной жизни бывает, что труд не приносит радости, удовлетворения, а ассоциируется с разочарованием, бо-лезнью: «Не столько богачей на свете, сколько горбунов (сутулых)», «И с топо-ра не богатеют, а горбеют», «От работы не будешь богат, а будешь горбат».

Слово «работа», его синонимы, а так же антоним «лень» активно функционируют в речи, а вот антоним «праздность», который употребляет Даль в своём сборнике, сейчас уже не употребляется в речи. Нам необходимо воспи-тать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение  овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы выучиться. Честный и добросовестный труд прославляется: «Слаще всех плодов – плод честного туда», «Видно птицу по полёту – человека по делам», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Не молот железо куёт, а кузнец, что молотом бьёт», «За всякое дело берись смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Не откладывай дела в долгий ящик», Откладывай безделье, да не откладывай дела». С нескрываемой иронией и сарказмом осмеивают лентяи, лодыри, бездельники.

Умственное воспитание новых поколений всегда было предметом заботы. Народ, хотя и был в прошлом лишён знаний, но в глубине сознания всегда таилось огромное стремление к образованию и науке: «Знание – светоч ума», « Грамоте учиться всегда (вперёд) пригодится», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими знаниями. «Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которая никогда не сносится, знания - родник, который никогда не исчерпаешь»- такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит пословица: «Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями». Это как бы народный отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Связь знаний с жизнью - важнейшее требование народа. Народ интуитивно подошёл к осознанию того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное столетиями. Эту мысль очень образно характеризует такая пословица: «Учиться - всё равно что плыть против течения: остановился на минуту - и тебя отнесло назад».

Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет больше наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына», «Не пером пишут, умом». О значении книги как друга, советчика человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах: «Прочтёшь незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встретишь старого знакомого», «Книга - ключ к знанию», «Не красна книга письмом, красна умом».  

Очень остро стоит сегодня вопрос о физическом здоровье школьников: алкоголизм, курение, наркомания – захлестнули нашу страну. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития каждой личности. Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии: «Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства», «Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье – всего дороже», « Здоровье всему голова, всего дороже», воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было предметом неустанной заботы народа: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», « Здоров как бык, как боров. Силён как лесник», «Жив – здоров, ни горелый, ни больной. На нём хоть воду вози». Чистый воздух – важнейший элемент здоровья в понимании людей: «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья – физическое воспитание: «Болезнь человека не красит. Болезнь и скотину не красит», «Больному и мёд невкусен, а здоровый и камень ест», «Здоровье дороже денег. Здоров буду – и денег добуду». Многие народные пословицы рассматривают здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Простудившемуся человеку в народе говорят: «Пропотеешь – и жар пройдёт». Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению: «Кто курит, у того горят нутро и деньги», - остроумно замечает народ.

Пословицы и поговорки учат ценить добро, людей, жизнь, здоровье, знания, красоту, готовность помочь, мужество, любовь и другие ключевые понятия, действующие в любом обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие "В стране пословиц и поговорок"

Мероприятие помогает расширить кругозор обучающихся в русском языке, развивает речь, мышление. воспитывает любовь к слову....

Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном об...

конспект внеклассного мероприятия по риторике "Путешествие в город Пословиц и поговорок"

Внеклассное мероприятие для начальных классов "Путешествие в город Пословиц и поговорок" включает в себя работу с пословицами, игровые упражнения и др....

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка. Классификация по правилам.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.Классификация по правилам....

Внеклассное мероприятие "Конкурс пословиц и поговорок"

В  конкурсе могут принимать участие 2 – 4 команды учащихся 1-4 классов или среднего звена. Дети должны заранее приготовить пантомимы пословиц, нарисовать рисунки, подобрать книги....

Формирование системы ценностей и гражданской идентичности на уроках окружающего мира.

В статье рассказывается о том, как осуществляется формирование гражданской идентичности на уроках окружающего мира....

Доклад и презентация на ШМО кл. руководителей. Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Социальное направление помогает школьникам освоить разнообразные способы деятельности, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству Основными задачами являются: • -форм...