Выступление на РМО "Причины низкой успеваемости обучающихся в начальной школе" 2020-2021
материал

Муленкова Ирина Анатольевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_nizkoy_uspevaemosti.docx41.3 КБ
Office presentation icon prichiny_nizkoy_uspeavaemosti.ppt1.71 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                Доклад на РМО

                                     Причины низкой успеваемости обучающихся.

Подготовила: Муленкова И.А. учитель начальных классов

1 слайд     Работая на темой «Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельностью» я задумалась о причинах низкой успеваемости обучающихся.

2 слайд    Детей в классе можно разделить на группы:

  • 1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
  • 2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
  • 3 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.

Так как в  1 классе – безотметочная система, то применяется словесная похвала.  Дети, испытывающие трудности в обучении, требуют особого внимания. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе.  Сразу ведется работа и с родителями.

3 слайд     Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками  закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждёт его в школе. 

2 класс, когда появляются отметки, в которых сильно заинтерес родители, контроля больше Отметки могут быть и причиной высокого (низкого) авторитета среди сверстников., источником конфликта. Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём спрашивает родитель своего ребёнка, вернувшегося из школы? - об отметках. О чём больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.  Успеваемость - происходит от слова «успевать». Успевание – это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем и уложиться в назначенный срок. 

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы в учёбы в ад.

4 слайд     Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. Рассмотрим некоторые из них.

По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).

Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять..... .... практика показывает, что техника чтения у многих школьников находится на низком уровне, темп чтения значительно отстает от возможностей детей. На уроках чтения основное внимание уделяется пониманию прочитанного, развитию мышления, а развитие беглости чтения остается в «тени». А ведь увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах.

Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.

Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрежку. Без быстрого чтения, по словам В.А.Сухомлинского, немыслима и научная организация труда в школе.

В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки.

В.И.Ленин и А.М.Горький читали примерно 600 слов/мин., Утверждают, что наибольшая скорость чтения была зафиксирована у американского президента Дж.Кеннеди – около 2000 слов/мин. Может быть, это лишь легенда, но в США и в других развитых странах не принимают на работу руководящего специалиста, если он читает меньше 400 слов/мин. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не устанет в потоке бумаг.

Рекомендуем родителям Читать сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора

5слайд   По слайду.

   6 слайд     По слайду. Ведется работа с родителями в выполнении дом.задания по телефону, вацапу. Готовятся документы на комиссию.

7 слайд   По слайду. Сажаем на первую парту. И  дополнительно объясняем задания. Приучить говорить, когда ученик не понимает. 

8 слайд   По слайду. Боятся отвечать у доски, перед всем классом. К таким детям индивидуальный подход. Отвечают на переменах, после уроков. Берем за руку, ведем к доске. Разговариваем с родителями. Психолог Будник И.Б.-дети приучены отвечать на переменах. Низкий уровень жизни родителей  и их образование.

9 слайд   По слайду.

10слайд   По слайду. Гаджеты. Приучены убирать. С приходом учителя. Договориться с детьми, что телефон только для общения с родителями. На переменах не разрешать играть в игры.   Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место.

11слайд   По слайду. Некоторые родители просят, занимаются дополн.заданиями в электронном дневнике.  По вайберу прошу помощи у родителей.

12слайд   По слайду. Дома делают все правильно с родителями. В классе не справляются. Объяснить детям. Пример с Камиллой – не справляется с самост. работами. Почему? Приучайте его к самостоятельности постепенно.

13слайд    Все мы разные. И каждый человек - единственный и неповторимый. И выражается это в наших индивидуальных особенностях. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку. В таком подходе  нуждается каждый без исключения ребенок.  Индивидуальный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины низкой успеваемости обучающихся. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Подготовила: Муленкова И.А. учитель начальных классов пгт. Излучинск 2021г.

Слайд 2

1 класс – 30 чел 1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2-3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя. 2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного. 3 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий. 1 группа 9 чел. 3 группа 3 чел. 2 группа 18 чел. 1 класс - он трудный самый!

Слайд 3

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Успеваемость - происходит от слова «успевать». Успевание – это скорость. Успевающий ученик успевает освоить заданное учителем и уложиться в назначенный срок.

Слайд 4

1. Плохо читает. Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе. Оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту. Главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки. Рекомендации: Проводить регулярно мониторинг техники чтения. Свои результаты ребята заносят в портфолио, знакомят родителей. На каждого ученика составляется индивидуальная карта состояния техники чтения. Ребята завели читательские дневники, где записывают прочитанные произведения. Делают зарисовки, записывают понравившиеся отрывки. Каждый день учащиеся фиксируют в таблице количество прочитанных страниц, родители ставят свои росписи. В конце месяца подсчитывается общее число страниц, прочитанных за месяц. В конце такого листа дается норма техники чтения. Ребята наглядно видят к чему надо стремиться. Такая работа дает существенный результат.

Слайд 5

2. Причина - наследственность. «Наследственность» — это то, что изменить нельзя. Вывод: Намного большее значение для хорошей учебы имеет социальная среда, забота родителей, собственное упорство и трудолюбие. Рекомендации: Поговорите с родителями. Признавать особенности своего ребенка, уважать и развивать то хорошее, что есть в нем, и помогать ребенку правильно обходиться со своими слабыми сторонами.

Слайд 6

3. Причина- успешной учёбе может помешать ряд причин медицинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, расстройства психоневрологической сферы, причиной плохих оценок может стать авитаминоз и т.д. Рекомендации: Постарайтесь поговорить с родителями,п осоветовать укрепить иммунитет ребенка и не давать тратить драгоценное время впустую. Не позволять ребёнку пропускать школу без уважительной причины.

Слайд 7

4. Причина- языковой барьер. Как может ребенок, не знающий языка страны, куда переехала его семья, нормально учиться в школе или дружить со сверстниками? Рекомендации: Договориться с родителями, что дома они разговаривают на русском языке, объяснить, что значат некоторые слова на русском (кушать, туалет, пить).Давать учить с ребенком группы слов. Вывод: Адаптация идет довольно быстро и без особых проблем. детишки начинают учить язык самостоятельно. Исключения бывают, но очень редко.

Слайд 8

5. Причина - у ребёнка сформировалось чувство страха перед школой. Боязнь отвечать. Причины могут быть разными: общий тревожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, необоснованные угрозы родителей. Страх перед школой детям могут передать родители, если у них самих в детстве были проблемы в школе. Рекомендации: Хвалите малыша за успехи, за его таланты и способности в определенных сферах учебы и жизни. Если вы поощряете ребенка, ему легче будет подтягивать свои слабые стороны.

Слайд 9

6. Причина - недостатка силы воли. Порой ребенок даже ругает себя за лень, слабость характера, но толку от этого бывает немного, поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже. Гнев, ругательные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии». Решить эту проблему можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним. Родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором , когда по неуважительным поводам разрешают не ходить в школу, пропускать уроки, возвращаются с детьми из отпуска не к 1 сентября, а на неделю позже и т.д., создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному. Рекомендации: Если же страшная оценка "2" получена из-за невнимательности (забыл сделанную работу дома) или халатности (успею выучить потом, не сегодня), то в таком случае следует уделить особое внимание самодисциплине, изменить распорядок дня и отношение к учебе. Не зря ведь существует народная поговорка: "Сделал дело - гуляй смело".

Слайд 10

7. Причина - гаджеты. Они негативно влияют на успехи детей в учебе. Также гаджеты плохо влияют на целеустремленность, стремление познавать новые вещи и умение сохранять самообладание. Благодаря исследованию выяснилось, что подавляющее большинство детей тратит шестую часть дня на просмотр телевизора и игры на смартфонах, планшетах и прочих цифровых устройствах. Каждый час игр и просмотра телешоу заметно снижает вероятность того, что дети полностью выполнят домашнее задание. Вывод: По словам психологов, длительное увлечение видеоиграми снижает мотивацию школьников и делает их нетерпеливыми. Рекомендации: гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Грамотное и умеренное использование гаджетов действительно будет способствовать развитию ребёнка и поможет ему шагать в ногу со временем.

Слайд 11

8. Причина: слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и целых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях. Существует противоречие. Большинство родителей - частые гости в школе, пока их дети учатся в младших классах. Родительско - учительский контакт заметно ослабевает в средних классах, когда, в основном, появляются трудности в овладении материалом, а стремление к независимости от родителей и учителей намного опережает ответственность за себя.

Слайд 12

9. Причина: родители не приучили ребёнка с малолетства преодолевать трудности. Родители слишком часто бросалась помогать своему чаду при малейших трудностях. И вот ребенок в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачи становятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию. Рекомендации: Родителям следует взять на себя только то, что ребенок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Слайд 13

Почему школьник плохо учится? Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться , конечно, А главное – просто ребёнка любить .

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по внедрению системы ведения электронного журнала успеваемости обучающихся и электронных дневников на 2015 -2016 учебный год

Прогресс шагает по планете семимильными шагами. И хотя образовательный процесс, по традиции, сильно отстает от передовых технологий, тем не менее новшества все увереннее проникают в российские школы. ...

«Система оценки знаний обучающихся в начальной школе».(выступление на педсовете)

Данный материал можно использовать и в повседневной работе, и при подготовке к выступлению на заседании методического объединения, на педсовете. В нем изложены формы и методы контроля знаний в урочной...

таблица "Анализ качества успеваемости обучающихся"

таблица качества успеваемости моих учеников за 2014 - 2019 уч. г....

Выступление на тему "Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено"

Цель: выявить проблемы преемственности между педагогами начальной и основной школы в формировании предметных знаний и умений у обучающихся 4-5 классов и найти пути их решения.Задачи:Обсудить трудности...

Родительское собрание "Причины низкой успеваемости"

Собрания позволяют легко настроить пространство для совместной работы педагога и родителя...

Программа индивидуальной работы с низко мотивированными обучающимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа с низко мотивированными  обучающимися...