Системно-деятельностный подход в образовании
учебно-методический материал

Матеиалы для учителя -  система дидактических принципов, структура урока при системно-деятельностном подходе, критерии результативности урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-_deyatelnostnyy_podhod.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход в образовании.

Развитие личности человека – это развитие системы «человек – мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений,  происходите его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Значит процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании.

Основная идея системно – деятельностного подхода: новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основная цель не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной деятельности.

Система дидактических принципов

  1. Принцип деятельности – ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
  2.   Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных и психологических особенностей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
  4. Школа должна предложить ученика возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне.
  5. Принцип психологической комфортности.
  6. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе

Структура урока в технологии системно – деятельностного подхода

I Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность наличностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу»

II Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

III Постановка учебной задачи

Цель:  обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

IV Открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднения.

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения

V Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

VII Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Критерии результативности урока

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений ит.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно(адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет выражаемую ученикам собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность).

Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы:

      1 уроки «открытия» нового знания

               2 уроки рефлексии

               3 уроки общеметодологической направленности

               4 уроки развивающего контроля

Ссистемно - деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважении многонационального, поликультурного и поликонфенссионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития  учащихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в образовании

Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие лич...

Урок в рамках системно – деятельностного подхода в обучении (в образовании).

В статье раскрывается понятие "современный урок", даётся сравнительный анализ структуры урока....

Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...

Системно – деятельностный подход в начальном образовании.

Как создаются условия для того, чтобы на всех этапах  обучения ребенок был человеком, активно и осознанно действующим? Рассмотрим в качестве приме...

Системно - деятельностный подход в образовании

Одним из основных методических принципов системы в начальных классах является деятельностный подход, который  главным образом ориентируется  на предметную (практическую) деятельность младших...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....