Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
материал
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС. Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие познавательных способностей | 17.65 КБ |
225.docx | 66.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области»
В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степенью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения. Педагогическая задача в отношении младших школьников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие.
Мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои познавательные и творческие способности. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.
Перед собой я поставила цель:
- продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО,
- активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся.
Учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Поэтому главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Также использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. На уроках и внеурочной деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Применяю различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы, разные виды контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки, самопроверка.
ИКТ на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Провожу уроки, внеурочные занятия, родительские собрания, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты, с использованием программ Microsoft Office Word и Power Point. Для повышения уровня познавательной активности разрабатываю мультимедийные презентации к урокам, подбираю видео- и аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и литературного чтения, опираясь на материалы различных сайтов.
Опыт применения данной технологии позволил:
- повысить эффективность обучения;
- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
- вырабатывать навык работы с различными источниками информации;
- дать возможность организовать проектную деятельность.
Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимает проектная деятельность. Технология проекта применима к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, технология.
Чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика использую важный метод саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что данный метод способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников.
Для развития познавательных способностей на занятиях использую упражнения для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью развития познавательных способностей. Так как под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных задач.
Упражнение 1. «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (30 сек)
Упражнение 2. «Ленивые восьмёрки»(активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Упражнение 3. «Шапка для размышлений»(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): наденьте «шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Упражнение 4. Дыхательная гимнастика «Звуковая гимнастика»
Выполняется сидя или стоя с выпрямленной спиной, делая глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. А – на весь организм. Е – на щитовидную железу. И – мозг, глаза, нос, уши. О – сердце, лёгкие. У – органы, расположенные в области живота. Я- на весь организм. М – на весь организм. Х - очищение организма. Ха – повышает настроение.
Гимнастика для глаз
«Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргание на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см смотреть на палец в течении 4-5сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же самое, но закрыть правый глаз. (4-6раз)
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (6-8раз)
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Для того, чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:
1. Эта деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции.
2. Деятельность школьника должна быть по возможности творческой.
3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности.
Так какие же факторы оказывают влияние на развитие способностей младших школьников? Можно выделить следующие факторы:
1. Исходная предпосылка – врожденные задатки.
2. Время выявления способностей.
3. Развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес.
4. Сотрудничество учителя и ребенка.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы учитывать данные факторы в развитии способностей младших школьников, и их личности в целом.
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Ш.А. Амонашвили.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.
В рамках ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательной активности.
Что же такое познавательная способность?
« Познавательная способность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».
Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Это развитие широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности. Я выделяю для себя такие пути развития познавательных способностей.
- на уроке;
- на внеурочной деятельности
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения, материал должен быть доступным детям. Важно, чтобы ученики поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех в этом возрасте может стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Важно организовать дифференцированный подход к учащимся, именно он способствует раскрытию способностей каждого из них.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.
Самая главная задача — наметить образовательный маршрут для своего подопечного лежит на плечах учителя. Задача учителя, формирующего познавательную активность:
• быть внимательным к каждому ребенку;
• уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
• создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Важно ставить перед учениками проблемное обучение. Ведь «задача» часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет
ребёнка «напрягать» мысль, думать.
Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной
работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
Важнейший побудитель любой деятельности -интерес . Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.
Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач.
Работая по ФГОС, мы не можем обойтись без проектной и исследовательской деятельности. Метод проектов – одна из эффективных форм развития познавательных способностей
Первые проекты, которые осуществляем мы в 1 классе, были: «Моя родословная», «Животный мир. Сходства и различия», «Кто такие насекомые? ( муравьи, пчелы, божьи коровки)».
Во втором классе нас заинтересовала тема в программе окружающего мира «Водоемы. Обитатели водоемов.» и мы занимались проектом «Обитатели водоемов».Также были проведены групповые проекты «Военные песни», «Этот занимательный русский язык!».
На внеурочной деятельности в своей работе я использую пособие «Юным умникам и умницам» О.А.Холодовой. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, формируют нестандартное мышление.
Начало занятий начинается с разминки (3-5мин), в разминку включены легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Важную роль в развитии познавательных способностей играет научно-исследовательская работа.
Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
- самостоятельному, критическому мышлению,
- принимать самостоятельные аргументированные решения,
- размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы - учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Учителю начальных классов надо лучше понять природу интеллекта учащихся и применить полезную ориентацию интеллекта в продуктивных направлениях. Интеллектуальный акт в отношении разных людей и социокультурных условий, в которых они живут, может варьировать от одного человека к другому. Новизна и автоматизация значимы для каждого учащегося. И значимость этих двух аспектов для интеллекта полагается универсальной. Реакция на новизну и автоматизация обработки информации в условиях реализации стандартов нового поколения ФГОС – составляют часть того, что делает такое поведение учащихся “интеллектуальным”. И чтобы определить, насколько успешным окажется подход с точки зрения процессов выполнения, учителю необходимо с первого года обучения детей поставить перед собой определённые задачи. Я поставила перед собой следующие задачи:
-на этапе поступления в школу выявить у учащихся уровень интеллектуальных, творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
-разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
-определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения каждого ребёнка;
-организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
-проводить уроки творчества (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
-совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).
Вывод: система занятий и упражнений по работе над развитием познавательных способностей у младших школьников обеспечивает эффективное усвоение программного материала. Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС.
Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок ...
Статья по теме «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Цель данной статьи - рассмотреть проблематику формирования и развития познавательных УУД средствами курса “Окружающий мир” УМК “Перспектива” авт. Плешакова А.А. и др....
"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)
Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...
«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
laquo;Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся через в...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Доклад на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов....
Самоанализ «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС»
Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся через внедрение технологии системно - деятельностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОСЗадачи:повышение к...