Повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
статья

Густилина Людмила Владимировна

Сатья- выступление на педсовете из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Качественное образование - это достижение заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития учащегося, то есть наивысшие, возможные для конкретного школьника, оптимальные результаты.

 «Слагаемые» качественного образования:

  • деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний; 
  • рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся; 
  • использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;

  • роль мотивации в повышении качества знаний учащихся; 
  • личностно ориентированный подход; 
  • работа со слабоуспевающими учащимися; 
  • роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.

Школа начинается с учителя. И от него в большей степени зависит уровень подготовки школьников. И здесь дело не только в способностях и талантах детей, а и в заинтересованности, требовательности и ответственности педагога. Именно учитель организует учебный процесс, строит урок, к структуре которого ФГОС НОО предъявляются высокие требования.

Для эффективной организации и качественного проведения урока я повышаю свой собственный уровень знаний, никогда не останавливаясь на достигнутом: ищу и изучаю новые системы проведения уроков, осваиваю педагогические технологии, которые появляются в сфере образования и внедряю их в свою работу, тщательно отслеживаю результаты своей работы для исправления недочетов, не боюсь экспериментировать, отказываюсь от малоэффективных методов преподавания и делюсь опытом с коллегами: провожу открытые уроки и классные часы для учителей нашей школы и школ города, размещаю разработки уроков на сайтах, в сборнике КГУ опубликована моя статья «Использование фольклорных текстов с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников». В 2016 году я получила высшее образование в КГУ, а в 2017 аттестовалась на высшую квалификационную категорию.

Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.

Я организовываю обучение младших школьников так, чтобы ученики могли не только получать и усваивать необходимую информацию, но и имели возможность самореализации в процессе обучения. Вместе с учениками ставлю цели, которых мы хотим достигнуть в процессе обучения. Только при соответствии мотивов, действий, возможностей учителя с мотивами, интересами, потребностями подопечных, возможно наиболее эффективно и качественно доносить учебную информацию. Я считаю, что необходимо передавать ответственность за качество обучения самому ученику. А для этого необходимо учить навыкам самостоятельной работы в школе и дома, формировать умение у учащихся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Начиная с 1 класса, мои ученики работают с тетрадями по математике и русскому языку «Мои достижения».

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

Хочется поделиться некоторыми методами и методическими приемами: метод ассоциаций, интеллектуальная разминка, логическая цепочка, графический диктант, проблемная ситуация, метод проектов, решение познавательных, практических и творческих задач.

Для достижения высоких результатов в обучении ввожу различные системы мотивации младших школьников. В урочной и внеурочной деятельности наличие элементов соперничества «Кто быстрее…», «Кто больше…», «Кто первый…» стимулирует детей к достижению поставленных целей.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Неотъемлемой частью обучения стало портфолио ученика, которое является современным педагогическим инструментом и реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Составление портфолио – это творческий процесс, который помогает ребенку раскрыть свои способности, а также провести самоанализ своей школьной жизни за определенный промежуток. Это мотивирует ребенка принимать участие в учебной деятельности и творческой работе, повышает самооценку и уверенность в своих возможностях.  Заполнение разделов портфолио формирует у ребенка привычку фиксировать свои успехи, что важно для положительной самооценки: ребенок видит, что его результаты раз от раза становятся лучше, узнает свои сильные и слабые стороны.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе.

  • Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
  • Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
  • В-третьих, строгий контроль знаний.

Интерес к предмету начинается с интересного урока. Интересным сделать урок нам помогают нетрадиционные формы: урок-сказка, урок – игра, деловая игра, урок – викторина, смотр знаний, урок – конкурс, математическая игра, урок-КВН, урок-практикум.

Немаловажную роль в повышении качества образования играет участие одаренных и творческих школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в том числе и дистанционных. Это наиболее эффективный способ повышения качества обучения, он позволяет заинтересованность в учебном процессе как детей, так и педагогов.  

Мои выпускники - активные участники и призеры предметных олимпиад «Кенгуру» и «Дельфин» по математике, «Русский медвежонок» и «Мастерская успеха» по русскому языку, метапредметного конкурса «Решай-ка», всероссийского видео-конкурса «Дети читают стихи», блиц-турниров по окружающему миру «Росток» и по литературному чтению «Жар-птица», международных детских творческих фестивалей «Апельсин» и «Талантоха», областного художественно-благотворительного конкурса «Пасхальная радость», регионального конкурса «Дети рисуют Победу», мероприятий сетевого взаимодействия школ города, детского Центра мира, городского Дворца пионеров и школьников и мн. др. Я участвовала в окружном конкурсе «Лучший классный руководитель Сеймского округа» и заняла 2 место.

Невозможно каждый день создавать праздник, поэтому использую в своей работе индивидуальный и дифференцированный подход, вариативные разноуровневые задания, в том числе и домашние.

Естественно есть в каждом классе учащиеся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу-это слабоуспевающие или неуспевающие. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения.

Причины неуспеваемости учащихся:

  1. Физиологические факторы.

  2. Слабое развитие познавательных процессов.

  3. Слабое развитие навыков учебного труда.

  4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.

  5. Отрицательное отношение к учению.

                     

                       Индивидуальная работа на уроке

  • 1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
  • 2. Работа во временных микрогруппах по однородным пробелам.
  • 3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
  • 4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня.
  • 5. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
  • 6. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
  •                             Индивидуальная работа во внеурочное время
  • 1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
  • 2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
  • 3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
  • 4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день).             

Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе. Контроль за качеством знаний по учебным предметам позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Организация системной диагностики, ведение мониторинга, проведение входных, текущих, итоговых диагностических и контрольных работ с последующим анализом этих работ позволяет своевременно выявить проблемы преподавания предметов, определить пути их решения.

Очень актуальный вопрос для любой школы — качество знаний выпускников. И здесь хотелось бы обратить ваше внимание на результаты проведения всероссийских проверочных работ, результаты итоговой аттестации моих выпускников.     

Выпускники писали ВПР по 3 предметам: русскому языку, математике и окружающему миру. На выполнение заданий каждой проверочной работы даётся 45 минут.

Вариант проверочной работы по русскому языку состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения. 

Задания ВПР проверяют знание основных языковых единиц, умение понимать письменную информацию, распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста, составлять план прочитанного текста и задавать по нему вопросы, распознавать значение слова, подбирать синонимы, правильно ставить ударение в слове. Задания также позволяют выявить уровень владения обучающимися речевыми нормами.

Всероссийская проверочная работа по математике включает 11 заданий.

 В заданиях проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий, читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, решать текстовые задачи в три-четыре действия, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные, овладение основами пространственного воображения.

Вариант проверочной работы по предмету «Окружающий мир» состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.

Результаты ВПР 4Б класса

Предмет

Кол-во  учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

% качества

Русский язык

30

16

12

2

0

93

Математика

29

15

8

6

0

74

Окружающий мир

30

5

22

3

0

90

Подготовка к ВПР начинается с 1 класса. На уроках и во внеурочной деятельности на занятиях кружков «Читайка», «Всезнайка», «Создаем проекты» мы отрабатывали умения работать с текстом; развивали устную и письменную речь, учились давать развернутый ответ на вопрос; работали с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, тестам. Весь учебный год в 4 классе занимались подготовкой по специальной литературе.

В прошлом году я выпустила 4 Б класс. Успеваемость составила 100%. Среди моих выпускников 6 обучающихся успевали на «отлично», 19 человек- на «хорошо» и «отлично» и 5 детей - с тройками. Качество успеваемости составило 83%.

За 1 полугодие 5 класса результаты были следующими: отличники- 4 человека, хорошисты-10 человек и троечники-14 человек, из них 6- с одной «3». Качество успеваемости составило 50%, а могло бы быть 71%.

При переходе учащихся для обучения с одной ступени на другую необходимо соблюдать преемственность в обучении воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, учителей начальных классов и учителей-предметников. Необходимо продолжить изучение вопросов совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов деятельности учащихся начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС должны изучаться на совместных мероприятиях.

Педагоги начальной школы в воспитании и развитии своих учащихся активно используют средства информатизации и информационные технологии в обучении, различные приложения и веб-ресурсы. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Мои персональные сайты Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Личные кабинеты:

Конкурс детского творчества «Апельсин»; Всероссийский творческий конкурс «Талантоха »; Информационно-образовательный портал «Мастерская успеха»; ЦРТ «Мега-Талант»;  Курский городской портал; Всероссийский образовательный «Портал педагога»; Лабиринт.ру; Электронная школа Знаника; Методический кабинет Росметодкабинет.РФ; Электронна почта; Электронный журнал, Социальные сети- Вайбер.

Компьютер  - это очень мощный инструмент управления учебным процессом и важное средство коммуникации, которое дает возможность быстрого обмена информацией, как между сотрудниками, так и между учащимися. Очень хотелось бы использовать в своей работе такую инновационную технологию, как интерактивная доска.

Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии. «Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....

Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником поз...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...