Повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
статья
Сатья- выступление на педсовете из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_kachestva_obrazovaniya_mladshih_shkolnikov_v_usloviyah_realizatsii_fgos_noo.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Качество образования – совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.
Качественное образование - это достижение заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития учащегося, то есть наивысшие, возможные для конкретного школьника, оптимальные результаты.
«Слагаемые» качественного образования:
- деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний;
- рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся;
- использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;
- роль мотивации в повышении качества знаний учащихся;
- личностно ориентированный подход;
- работа со слабоуспевающими учащимися;
- роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.
Школа начинается с учителя. И от него в большей степени зависит уровень подготовки школьников. И здесь дело не только в способностях и талантах детей, а и в заинтересованности, требовательности и ответственности педагога. Именно учитель организует учебный процесс, строит урок, к структуре которого ФГОС НОО предъявляются высокие требования.
Для эффективной организации и качественного проведения урока я повышаю свой собственный уровень знаний, никогда не останавливаясь на достигнутом: ищу и изучаю новые системы проведения уроков, осваиваю педагогические технологии, которые появляются в сфере образования и внедряю их в свою работу, тщательно отслеживаю результаты своей работы для исправления недочетов, не боюсь экспериментировать, отказываюсь от малоэффективных методов преподавания и делюсь опытом с коллегами: провожу открытые уроки и классные часы для учителей нашей школы и школ города, размещаю разработки уроков на сайтах, в сборнике КГУ опубликована моя статья «Использование фольклорных текстов с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников». В 2016 году я получила высшее образование в КГУ, а в 2017 аттестовалась на высшую квалификационную категорию.
Чрезвычайно важной задачей по обеспечению качества образования является освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости учащихся.
Я организовываю обучение младших школьников так, чтобы ученики могли не только получать и усваивать необходимую информацию, но и имели возможность самореализации в процессе обучения. Вместе с учениками ставлю цели, которых мы хотим достигнуть в процессе обучения. Только при соответствии мотивов, действий, возможностей учителя с мотивами, интересами, потребностями подопечных, возможно наиболее эффективно и качественно доносить учебную информацию. Я считаю, что необходимо передавать ответственность за качество обучения самому ученику. А для этого необходимо учить навыкам самостоятельной работы в школе и дома, формировать умение у учащихся осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Начиная с 1 класса, мои ученики работают с тетрадями по математике и русскому языку «Мои достижения».
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
Хочется поделиться некоторыми методами и методическими приемами: метод ассоциаций, интеллектуальная разминка, логическая цепочка, графический диктант, проблемная ситуация, метод проектов, решение познавательных, практических и творческих задач.
Для достижения высоких результатов в обучении ввожу различные системы мотивации младших школьников. В урочной и внеурочной деятельности наличие элементов соперничества «Кто быстрее…», «Кто больше…», «Кто первый…» стимулирует детей к достижению поставленных целей.
Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Неотъемлемой частью обучения стало портфолио ученика, которое является современным педагогическим инструментом и реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Составление портфолио – это творческий процесс, который помогает ребенку раскрыть свои способности, а также провести самоанализ своей школьной жизни за определенный промежуток. Это мотивирует ребенка принимать участие в учебной деятельности и творческой работе, повышает самооценку и уверенность в своих возможностях. Заполнение разделов портфолио формирует у ребенка привычку фиксировать свои успехи, что важно для положительной самооценки: ребенок видит, что его результаты раз от раза становятся лучше, узнает свои сильные и слабые стороны.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе.
- Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
- Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
- В-третьих, строгий контроль знаний.
Интерес к предмету начинается с интересного урока. Интересным сделать урок нам помогают нетрадиционные формы: урок-сказка, урок – игра, деловая игра, урок – викторина, смотр знаний, урок – конкурс, математическая игра, урок-КВН, урок-практикум.
Немаловажную роль в повышении качества образования играет участие одаренных и творческих школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в том числе и дистанционных. Это наиболее эффективный способ повышения качества обучения, он позволяет заинтересованность в учебном процессе как детей, так и педагогов.
Мои выпускники - активные участники и призеры предметных олимпиад «Кенгуру» и «Дельфин» по математике, «Русский медвежонок» и «Мастерская успеха» по русскому языку, метапредметного конкурса «Решай-ка», всероссийского видео-конкурса «Дети читают стихи», блиц-турниров по окружающему миру «Росток» и по литературному чтению «Жар-птица», международных детских творческих фестивалей «Апельсин» и «Талантоха», областного художественно-благотворительного конкурса «Пасхальная радость», регионального конкурса «Дети рисуют Победу», мероприятий сетевого взаимодействия школ города, детского Центра мира, городского Дворца пионеров и школьников и мн. др. Я участвовала в окружном конкурсе «Лучший классный руководитель Сеймского округа» и заняла 2 место.
Невозможно каждый день создавать праздник, поэтому использую в своей работе индивидуальный и дифференцированный подход, вариативные разноуровневые задания, в том числе и домашние.
Естественно есть в каждом классе учащиеся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу-это слабоуспевающие или неуспевающие. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения.
Причины неуспеваемости учащихся:
1. Физиологические факторы.
2. Слабое развитие познавательных процессов.
3. Слабое развитие навыков учебного труда.
4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
5. Отрицательное отношение к учению.
Индивидуальная работа на уроке
- 1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
- 2. Работа во временных микрогруппах по однородным пробелам.
- 3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
- 4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня.
- 5. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
- 6. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
- Индивидуальная работа во внеурочное время
- 1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
- 2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
- 3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
- 4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день).
Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе. Контроль за качеством знаний по учебным предметам позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Организация системной диагностики, ведение мониторинга, проведение входных, текущих, итоговых диагностических и контрольных работ с последующим анализом этих работ позволяет своевременно выявить проблемы преподавания предметов, определить пути их решения.
Очень актуальный вопрос для любой школы — качество знаний выпускников. И здесь хотелось бы обратить ваше внимание на результаты проведения всероссийских проверочных работ, результаты итоговой аттестации моих выпускников.
Выпускники писали ВПР по 3 предметам: русскому языку, математике и окружающему миру. На выполнение заданий каждой проверочной работы даётся 45 минут.
Вариант проверочной работы по русскому языку состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.
Задания ВПР проверяют знание основных языковых единиц, умение понимать письменную информацию, распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста, составлять план прочитанного текста и задавать по нему вопросы, распознавать значение слова, подбирать синонимы, правильно ставить ударение в слове. Задания также позволяют выявить уровень владения обучающимися речевыми нормами.
Всероссийская проверочная работа по математике включает 11 заданий.
В заданиях проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий, читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними, решать текстовые задачи в три-четыре действия, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные, овладение основами пространственного воображения.
Вариант проверочной работы по предмету «Окружающий мир» состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Результаты ВПР 4Б класса
Предмет | Кол-во учащихся | «5» | «4» | «3» | «2» | % качества |
Русский язык | 30 | 16 | 12 | 2 | 0 | 93 |
Математика | 29 | 15 | 8 | 6 | 0 | 74 |
Окружающий мир | 30 | 5 | 22 | 3 | 0 | 90 |
Подготовка к ВПР начинается с 1 класса. На уроках и во внеурочной деятельности на занятиях кружков «Читайка», «Всезнайка», «Создаем проекты» мы отрабатывали умения работать с текстом; развивали устную и письменную речь, учились давать развернутый ответ на вопрос; работали с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, тестам. Весь учебный год в 4 классе занимались подготовкой по специальной литературе.
В прошлом году я выпустила 4 Б класс. Успеваемость составила 100%. Среди моих выпускников 6 обучающихся успевали на «отлично», 19 человек- на «хорошо» и «отлично» и 5 детей - с тройками. Качество успеваемости составило 83%.
За 1 полугодие 5 класса результаты были следующими: отличники- 4 человека, хорошисты-10 человек и троечники-14 человек, из них 6- с одной «3». Качество успеваемости составило 50%, а могло бы быть 71%.
При переходе учащихся для обучения с одной ступени на другую необходимо соблюдать преемственность в обучении воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, учителей начальных классов и учителей-предметников. Необходимо продолжить изучение вопросов совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов деятельности учащихся начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС должны изучаться на совместных мероприятиях.
Педагоги начальной школы в воспитании и развитии своих учащихся активно используют средства информатизации и информационные технологии в обучении, различные приложения и веб-ресурсы. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.
Мои персональные сайты Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Личные кабинеты:
Конкурс детского творчества «Апельсин»; Всероссийский творческий конкурс «Талантоха »; Информационно-образовательный портал «Мастерская успеха»; ЦРТ «Мега-Талант»; Курский городской портал; Всероссийский образовательный «Портал педагога»; Лабиринт.ру; Электронная школа Знаника; Методический кабинет Росметодкабинет.РФ; Электронна почта; Электронный журнал, Социальные сети- Вайбер.
Компьютер - это очень мощный инструмент управления учебным процессом и важное средство коммуникации, которое дает возможность быстрого обмена информацией, как между сотрудниками, так и между учащимися. Очень хотелось бы использовать в своей работе такую инновационную технологию, как интерактивная доска.
Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии. «Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии в практике духовно-нравственного образования младших школьников в условиях реализации ФГОС
Современные технологии в практике духовно-нравственного воспитания...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...
Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....
Повышение качества осознанного чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником поз...
«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...
Повышение качества образования младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО Презентация
Презентация к выступлению на педсовете...