Доклад по теме «Методы и приемы формирования компетенций, позволяющих осуществлять воcпитание обучающихся в более доступной и привлекательной для них форме»
методическая разработка

Алферова Людмила Владимировна

     Использование методов и приемов формирования компетенций, позволяющих  осуществлять воcпитание обучающих  в более  доступной  и привлекательной для них форме у детей с интеллектуальными нарушениями , формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Доклад по теме

 «Методы и приемы формирования компетенций, позволяющих осуществлять воcпитание обучающихся  в более  доступной  и привлекательной для них форме»

         

                               

                              Подготовила

Алферова Людмила Владимировна

                                                                          учитель начальных классов

                                                              I квалификационной категории

                                                       Смоленск

2020

                                                                         

                                                                              Каждый ребёнок особенный-

Все дети равные!

     Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.    

 На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных направлений является поиск наиболее эффективных методов и приемов формирования компетенций, позволяющих  осуществлять воcпитание обучающих я в более  доступной  и привлекательной для них форме. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

 Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и приемов формирования компетенций, позволяющих  осуществлять воcпитание обучающих  в более  доступной  и привлекательной для них форме.
  При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, принцип доступности. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

Поэтапное формирование умственных действий.

Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).

Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Связь предметного содержания с жизнью.

Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).

Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
 Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия .

 Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.

В своей деятельности наши коллеги используют игровые методы постоянно, т.к. их учащиеся по интеллектуальному развитию находятся на уровне детей 4-6,7 лет.

Дидактические, компьютерные игры в основном используют для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, мы используем компьютерные игры с сайтов  ладушки.ру,  играемся.ру,  маам.ру, дошкольник.

Метод «рука в руке». Этот метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку, стоя позади него.

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия. Разнообразие существующих методов позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе мы используем такие технологии как: индивидуальный и дифференцированный подход; игровая технология; информационно-коммуникационная; здоровьесберегающая;

 информационные компьютерные технологии. 

 Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
Информационные компьютерные технологии. Мультимедийные презентации, компьютерные тренажеры привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка.

 При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитывается тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. 

 Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка. 

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса,

активизация самостоятельной работы учащихся,

 развитие навыков самоконтроля,

развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе.

Технология проектного обучения. Данный метод проектов используется во внеклассной и внеурочной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации. Песочная терапия

Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов.

Игротерапия

Для детей с ОВЗ используются игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками.

Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект.

Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей.

Игры со льдом.

Не менее интересны и игры с крупами.

Игры с красками: «Волшебная кисточка», «Цветная вода».

Игры с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом).

Пальчиковые игры, жестовые игры, релаксационные упражнения. Эти игры особенно эффективны при работе с детьми РДА.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер. Сказочная куклотерапия. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.

Изотерапия в коррекционно-развивающей  работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком.

Поэтому на занятиях используется пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз,;  дыхательные упражнения для  стимуляции работы мозга, , релаксирующие упражнения.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Личностно-ориентированные технологии в нашем общеобразовательном учреждении направлены   на организацию учебно-воспитательного процесса   с учетом  индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

 В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

    Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы.  С этой целью у нас проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому, можно сказать, что во многом жизнь обучающихся в Центре подчинена формированию социальных (жизненных) компетенций. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.

     Формирование  жизненной  компетенции у обучающихся коррекционной школы  длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет педагог, создана ли система работы по формированию жизненной (социальной) компетенции, сформирована ли мотивация обучения у обучающихся.

     Использование методов и приемов формирования компетенций, позволяющих  осуществлять воcпитание обучающих  в более  доступной  и привлекательной для них форме у детей с интеллектуальными нарушениями , формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД На тему: «Методы и приемы формирования УУД на уроках математики».

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики ....

Доклад на тему: «Методы работы с гиперактивными детьми»

Формы и методы работы с гиперактивными детьми...

Доклад на тему: «Методы, формы организации деятельности учащихся и средства.»

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе ."

Доклад на тему:«Методы, формы организации деятельности учащихся и средства»...

Доклад на тему: «Методы, формы организации деятельности учащихся и средства.»

Педагогическая деятельность для меня - это непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Изучение теоретического материала позволяет мне использоват...

Доклад на тему: "Метод проектов как активная форма обучения детей с ОВЗ"

Доклад на тему "Метод проектов как активная форма обучения детей с ОВЗ"...