Использование активных методов обучения в начальной школе
консультация

Шигапова Эльмира Нуриаздановна

Познакомить с активными методами обучения; уметь различать виды активных методов обучения; познакомить с возможности применения активных методов обучения  на различных этапах своих уроков; распространение педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование активных методов обучения в начальной школе».

Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми видами активных методов обучения (АМО).

Задачи: познакомить с активными методами обучения; уметь различать виды активных методов обучения; познакомить с возможности применения активных методов обучения  на различных этапах своих уроков; распространение педагогического опыта.

Форма: лекция - беседа; практическое занятие, групповая работа.

Методы  и приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.

Ход мастер - класса

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно - организационный.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Хотелось бы начать его с таких слов: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д. Пойа.

Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим небольшим опытом работы.

Сейчас разными методиками я попробую вовлечь вас в образовательный процесс. Все задачи достаточно просты.

Проблемная ситуация №1 - Представьте себе, что вы мужчина и едете поздним вечером в двух местном автомобиле. Идет дождь. На дороге вы замечаете фигуры 3 человек.

Останавливаете машину и видите:

  1. Старую больную старушку, которую необходимо срочно отвезти в больницу, причем, если вы это не сделаете - она умрет.
  2. Девушку своей мечты, причем, если вы не возьмете ее в машину, то больше никогда не встретите.
  3. Самого лучшего друга, которого не видели много лет, если вы его не подвезете, то ваша дружба прекратится.

Вам необходимо сделать выбор, причем забрать вы можете только 1 человека!

(Необходимо выйти из машины, посадить друга за руль, отдать ему ключи от машины. На второе сиденье посадить бабушку. Самому остаться с девушкой. Друг отвезет бабушку и вернется к вам на остановку)

Еще один яркий пример. Проблемная ситуация №2

Вам предлагают за 1 млн. долларов спрыгнуть с самолета без парашюта. Вы смогли бы это сделать?

(Организуется дискуссия о ценности жизни денежных средств)

Благодарю вас за работу, а теперь перейдем к основой работе.

Участники мастер- класса выдвигают свои версии

Ответ: да, если самолет стоит на земле.

Основная часть.

Моя задача –  включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно. Поэтому я стараюсь предоставить каждому ученику возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности, совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии.

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

- Тема нашего мастер - класса «Использование активных методов обучения для активизации деятельности учащихся в начальной школе».

Уважаемые коллеги, у вас на столе лежат фигуры яблока и лимона, предлагаю на яблоках написать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

-Данный метод называется «Фруктовый сад».

- Как вы думаете, что такое АМО? (предположения)

  1. - Рассмотрим метод «Инфо-угадай-ка» (АМ презентации учебного материала) 


Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся. Он применяется при работе в группах.

- Возьмите лист, на котором записан метод «Инфо - угадай-ка» (Листок разделён на сектора.)

1 Понятие АМО

2 Этапы урока

3 Виды АМО

4 Цели применения

Сектор 3 - Виды АМО.- По ходу.

Сектор 2- этапы урока. Какие  этапы урока вы знаете?

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока. 

-На каком этапе урока можно применить метод «Инфо-угадай-ка»? Запишите в сектор 2.

-Название метода запишите в сектор 3.

-Работаем с сектором 1 - «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые слова определения АМО.

2. Поработаем с термином «Активные методы обучения». Применим метод «Парацентрация» (на столах карточки со словами, выбрать необходимые по данной теме)

Возьмите карточки со скрепкой, выберите слова-синонимы.

1 группа к слову «Активные»

2 группа  к слову «Метод»

3 группа к слову «Обучения»

Активный - активность, активизировать, пассивный, коммуникабельный, быстрый.

Метод - способ, приём, форма, методика.

Обучения- воспитание, развитие, деятельность, подготовка, учение.

(Выбранные слова вывешивают группы на доску).

-Активный метод - это приём, с помощью которого мы активизируем деятельность учащихся.

-Запишите данный метод в сектор 3.

-На каком этапе урока можно применить данный метод?

- Заполните сектор 2.

- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их. Какие методы были использованы в начале мастер-класса. Запишите.

-На каком этапе урока можно применить данные методы?

- К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

3. Один из методов презентации результатов учебного материала - «Инсент».

-Возьмите листы. Прочитав предложения, промаркируйте значение АМО.

+ знаю, да

- не знаю, нет

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

  Помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика.

      Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей.

  Учить учащихся самостоятельно добывать знания.

  Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

  Развивают интерес к предмету.

 Позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

 Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

   Применять все методы не обязательно на каждом уроке.

-Возвращаемся к методу «Инфо-угадай-ка». Заполните секторы 2 и 3.

-На каких этапах урока можно применять метод «ИНСЕНТ»? (Ответы педагогов)

  1. -Работаем с сектором 4.

Запишите цели применения АМО.

-Перечислите цели применения АМО.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.


Мотивация. Актуализация и пробное действие. Выявление места и причин затруднения. Построение проекта и решение проблемы. Реализация сформированной модели. Первичное закрепление с проговариванием вслух. Сам. работа с самоконтролем. Включение в систему знаний и повторений. Рефлексия. 

знакомство с новым материалом

(Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.)

(«Фруктовый сад», «Инфо-угадай-ка»)

(Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.)

(Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).

Рефлексия.

- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. Прикрепите фрукты к деревьям: яблоки, если оправдались, лимоны, если нет.

- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Активные методы обучения в начальной школе.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

Использование активных методов обучения в начальной школе

Использование активных методов обучения в начальной школе...

Использование активных методов обучения в начальной школе.

В докладе подробнее всего говорится об использовании интерактивных методах с применением проектов  студии Мимио....