Сценарий мастер - класса на тему "Моделирование на уроках литературного чтения, как один из способов развития УУД
методическая разработка
Мастер - класс по данной теме разработан для учителей начальной школы, где показаны приемы использования моделирования на уроках литературного чтения, для лучшего восприятия обучающимися художественного произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный»
Мастер – класс
«Моделирование на уроках чтения, как способ развития универсальных учебных действий»
Навицкая Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
Цель мастер-класса: показать на практике эффективное использование метода моделирования на уроках чтения для формирования комплекса УУД.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленной на мастер-классе.
Сценарий мастер – класса
1. Орг. момент
- Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Я, Навицкая Оксана Анатольевна, учитель начальных классов Средней общеобразовательной школы поселка Молодежный. Рада Вас приветствовать!
Начну свой мастер – класс с высказывания Владимира Ивановича Даля: «Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание» (слайд 1)
Чтобы нам, педагогам помочь детям обретать знания, мы находим для этого наиболее действенные способы, приемы, методы чтобы достичь результатов в обучении чтению. А именно, понимать прочитанное, учить осмысливать, переносить на жизненные ситуации, применять полученные знания в жизни. Для своей деятельности я выбрала один из таких способов, это моделирование.
Тема моего мастер – класса «Моделирование на уроках чтения, как способ развития универсальных учебных действий»
3. Целеполагание. (слайд№2)
- Цель моего мастер - класса показать, как я использую моделирование на уроках, формируя при этом комплекс универсальных учебных действий.
4. Основная часть. (слайд№3)
Модель – некое упрощенное подобие реального объекта.
При работе над художественным произведением использую геометрические фигуры в качестве заместителей персонажей литературного произведения. Это помогает ученику перекодировать текст произведения, сжато представить информацию о произведении.
Моделирование как технологический прием анализа литературного произведения позволяет глубже понять произведение, установить причинно – следственные связи, осознать целесообразность создания автором образов персонажей, в процессе исследования текста дать каждому из них объективную оценку (характеристику).
В качестве иллюстрации приведу несколько моделей, созданных в процессе анализа литературного произведения:
Модель взаимодействия персонажей произведения, эту модель я использую чаще всех, на разных уровнях обучения и в 1 классе, и 2 – ом (слайд 4)
Работа с аудиторией:
- Карточка №1 (приложение 1)
Задания для учащихся
- Посмотрите внимательно, модель уже составлена, скажите к какой сказке она подходит? (репка).
- Вы хорошо знаете эту сказку? Как зовут героев? Как происходило взаимодействие между героями? Дополните, пожалуйста, эту схему.
- А теперь давайте посмотрим, о чем нам «сообщает» составленная модель? (слайд 5)
- Почему сказка так называется «Репка»?
Задание для учителя
- Какие УУД развиваются? Запишите. (Слайд 6)
- Карточка № 2 (приложение 2)
Задание для учащихся
- Посмотрите внимательно на карточку, назовите главных героев сказки Морозко (Слайд 7).
- Какими были герои этой сказки? Давайте охарактеризуем. Если положительные – обведи в красный кружок, отрицательные – в синий. Используя цветные карандаши (синий и красный), покажи на схеме отношения героев друг к другу с помощью стрелок. Если хорошо – красным, плохо – синим.
- Что отражает данная модель? (слайд 8)
- Какой вывод можно сделать? Чему учит сказка? Как нужно относится друг к другу?
Задания для учителя:
- Какие УУД развиваются? Запишите.
Структурные схемы, блок - схемы
- Моделирование я использую также во внеурочной деятельности «В мире книг», изучая раздел «Родина». С ребятами познакомились с рассказом Ивана Тургенева «Деревня»
Работа по карточке № 3 (приложение 3)
Задания для учащихся:
- Внимательно посмотрите на недостроенную модель, опираясь на текст доработайте: впишите в пустые блоки ключевые слова, которые непосредственно связаны с пониманием слова «деревня» (слайд 10)
- Почему автор заканчивает рассказ словами: «Покой и благодать русской вольной деревни!». Можем ли мы объяснить эти слова автора, глядя на готовую модель? (слайд 11)
- Какова основная мысль этого рассказа?
- Выскажите свою точку зрения.
Задания для учителя:
- Запишите какие УУД формировались при работе с данной моделью (слайд 12)
Домашнее задание: впишите в пустые блоки схемы слова, подходящие к теме СЕМЬЯ и составьте по ней рассказ. (приложение 4)
5. Итог.
- Уважаемые коллеги, хочу сказать о том, что моделирование помогает осваивать смысловое чтение, повышать читательскую грамотность.
6. Рефлексия
- Если мастер – класс был для вас полезен, у вас остался положительный отзыв, то прошу подрисовать к кругу (на листочках) красную стрелку, в противном случае – синюю стрелку. Спасибо за внимание!
Карточка 2
Задание для учащихся
Дай устно характеристику персонажам сказки, обведи в красный кружок положительного героя, в синий – отрицательного. Покажи на схеме отношение героев друг к другу стрелками красного и синего цвета.
Задание для учителя
Какие УУД развивались при работе с моделью? Запишите.
Задание для учащихся:
Дополни схему, используя текст произведения, впиши ключевые слова в пустые блоки. Объясни значение слов И. Тургенева: «Покой и благодать русской вольной деревни!»
Задание для учителя
Какие УУД развивались при работе с моделью? Запишите.
Иван Тургенев
Деревня
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия — родной край.
Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём — не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь... воздух — молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой — и дёгтем маленько — и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжёлый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.
Вдоль оврага — по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конёк. Неровные стёкла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалёваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.
Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть ещё немного посохнет на припёке, а там и в сарай! То- то будет спать на нём славно!
Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.
Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжёлых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряжённую телегу, — зубоскалят.
Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеётся не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.
Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца... Ведро дрожит и качается на верёвке, роняя длинные огнистые капли.
Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой понёве, в новых котах.
Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана жёлтым платком с красными крапинками; низко навис он над потускневшими глазами.
Но приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается всё морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка... а и теперь ещё видать: красавица была в своё время!
Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером. На ладони левой руки старушка подносит мне большой ломоть ещё тёплого хлеба. «Кушай, мол, на здоровье, заезжий гость!»
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша, промычал запертой телёнок.
— Ай да овёс! — слышится голос моего кучера.
О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде, и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимира Ивановича Даль: «Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание»
Модель – некое упрощенное подобие реального объекта . Моделирование как технологический прием анализа литературного произведения позволяет: - глубже понять произведение установить причинно – следственные связи осознать целесообразность создания автором образов персонажей в процессе исследования текста дать каждому из них объективную оценку (характеристику).
Модель взаимодействия персонажей произведения Пример 1.
Модель взаимодействия персонажей произведения Пример 1. Р Д Б В Ж к м
Какие читательские умения и УУД формируются при работе с данной моделью? Развитие УУД: - познавательные ( знаково – символические действия, анализ, установление причинно – следственных связей, устанавливать главную причину явления;, ) - коммуникативные (учебное сотрудничество, постановка вопросов, совместное обсуждение) - личностные (нравственно – этическое оценивание событий и действий)
Модель взаимодействия персонажей произведения Пример 2. М-0 П Д М-а С-к
Д М- о П М- а С-к С-а
Какие читательские умения и УУД формируются при работе с данной моделью? Личностные УУД: 1) умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) развитие способности понимать другого человека; 3) умение соотносить поступки героев с принятыми этическими принципами. Регулятивные УУД: 1) коррекция - внесение необходимых дополнений; 2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД 1) умение представлять информацию в виде схемы; 2) умение выявлять сущность, особенности объектов; 3) установление причинно – следственных связей.
Структурные схемы, блок - схемы Пример 3. Деревня
Структурные схемы, блок - схемы Деревня Парное молоко Пахнет дымком Домашние животные Поют птицы Петух кричит Дикие травы, луг речка Избы, завалинки
Какие читательские умения и УУД формируются при работе с данной моделью? Познавательные: знаково – символические действия, смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста. Коммуникативные : умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного. умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах. Личностные : умение выражать свои эмоции, выделение морально- этического содержания событий и действий; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
Домашнее задание Семья
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе
Урок-проект литературного чтения по теме "Обобщение раздела "Люблю природу русскую. Весна"...
Мастер-класс "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования УУД"
Мастер-класс для учителей по использованию творческих заданий на уроках в начальной школе"...
Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников
Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...
Мастер - класс "Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения"
Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология,...
мастер-класс "Инновационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"
Презентация мастер-класса для учителей начальных классов...
Сценарий мастер-класса по драматизации на уроках литературного чтения с применение театрализации
Драматизация как один из эффективных методов обучения на уроках литературного чтения в начальных классахВедущий из приоритетов – интеграция – нашёл своё выражение в национальной доктр...
Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"
Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"...