Программа "Школа молодого специалиста"
рабочая программа
Программа разработана для реализации школного проекта "Школа молодого специалиста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_molodogo_spetsialista.docx | 303.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учитель живет до тех пор,
пока он учится, как только
он перестает учиться,
в нем умирает учитель»
К. Д. Ушинский
Молодой специалист – учитель, специалист - педагог с высшим или средним профессиональным образованием в течение 3 лет с момента окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования.
Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны.
Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании - это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установления взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.
Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых пора зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовали себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.
Цели программы:
1.Создание условий для самореализации молодого учителя
2.Приобретение учителем практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи программы:
1.Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании
2.Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
3.Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
4.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
5.Оказать помощь при подготовке рабочих программ, составлении тематического планирования, в разработке уроков.
Формы работы:
индивидуальная, коллективная, групповая
Средства, методы
Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно-воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.
Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа
- информационные (лекции в «Школе молодого учителя» педагогические чтения и др.),
-творческие: проблемные, инверсионные;
- педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности
- комплексные (педагогические мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые, рефлексивно-деловые игры)
(1 год работы)
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
№ | Направления деятельности | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Сроки проведения мероприятий |
Презентация программы «Школы молодого специалиста». |
| август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. |
| сентябрь | |
Самообразование учителя – лучшее обучение. |
«Посвящение в педагоги» | ||
Современный урок. Требования к организации. |
Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока» | ноябрь | |
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. |
Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся» | Декабрь | |
Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. |
Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций» | февраль | |
Бенефис молодого учителя. |
Неделя молодого специалиста. | апрель | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
(2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
№ | Направление деятельности | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Сроки проведения мероприятий |
Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года в условиях перехода к новым ФГОС | Сентябрь | |
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. |
| Октябрь | |
Современные образовательные технологии | Семинар «Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе». Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии» Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата» | Ноябрь –Декабрь | |
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. |
| Январь – Февраль | |
Анализ урока. |
| Март | |
Методическая выставка достижений молодого учителя. | Динамика роста профессионализма молодого учителя:
| Апрель–Май | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
(3 год работы)
Тема «Выбор индивидуального маршрута»
№ | Направление деятельности | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Сроки проведения мероприятий |
Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август | |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь | |
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. |
| Октябрь – ноябрь | |
Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. |
| Декабрь | |
Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. |
| Февраль – март | |
Предпрофильное обучение. Профориентация. |
| Апрель | |
Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития. | Подведение итогов работы «Школы молодого специалиста»:
Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности» Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других». | Май | |
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
Формы организации занятий:
- Психолого - педагогические семинары;
- Семинары-практикумы;
- Мастер-классы;
- Тренинги;
- Педагогические чтения;
- Коллективные и групповые консультации;
- Круглые столы;
- Деловые игры;
- Диспуты;
- Конкурсы и т.д.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы:
Теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
В результате обучения педагоги:
- будут знать основные нормативные документы;
- приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми, родителями;
- приобретут опыт педагогической деятельности, через организацию наставничества;
- сформируют навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, создание детского коллектива;
- каждый молодой педагог разработает свою образовательную программу;
- овладеют технологией проектирования;
- познакомятся и приобщатся к традициям школы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка оценки молодого педагога
№п/п | Качество работы | |
1. | Выполнение порученной работы |
(справляется ли за установленное время?)С порученной работой справляется за установленное время2.Качество работы
(насколько тщательно, точно, добросовестно выполняется, отсутствуют ли ошибки, учитываются ли указания и точка зрения руководителя)Результаты работы всегда на высоком уровне3.Уровень профессиональной подготовки
(хорошо ли педагог ориентируется в предмете своей деятельности, обладает ли достаточными квалификационными навыками для выполнения обязанностей) Отлично ориентируется в предмете своей деятельности, обладает высоким уровнем развития профессиональных навыков4.Совместная работа
(сотрудничает ли с коллегами при решении задач, готов ли делиться знаниями и умениями, консультируется ли у других) Эффективно сотрудничает с коллегами5.Способность к деловому общению
(умеет ли четко выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника) Речь хорошо воспринимается, убедительна; умеет слушать собеседника, стремится достичь полного взаимопонимания6.Особенности поведения во время урока
(умеет ли удерживать внимание учащихся и поддерживать дисциплину в классе) Объяснения учителя хорошо воспринимаются классом, в течение урока поддерживается деловая рабочая атмосфера7.Самостоятельность
(может ли выполнять порученную работу без посторонней помощи) Даже нестандартные и сложные задания успешно выполняет без посторонней помощи8.Умение доводить начатое дело до конца (способен ли осуществлять порученное без напоминаний и постоянного контроля со стороны руководства дело) Получив задание, всегда доводит дело до конца без напоминаний и контроля9.Умение общаться с родителями учащихся
(воспринимается ли он родителями школьников как привлекательная, заслуживающая доверия персона) Налажено доверительное общение с родителями школьников, существует единство педагогических требований с семьей ребенка
Карточка оценки молодого педагога
ФИО ________________________________ Должность _______________________________ Наставник _____________________________
Дата________________________________
(справляется ли за установленное время?) | ||||||||
На работу затрачивается гораздо больше времени, чем это диктуется опытом или планом | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | На работу затрачивается гораздо меньше времени, чем это диктуется опытом или планом |
(насколько тщательно, точно, добросовестно выполняется, отсутствуют ли ошибки, учитываются ли указания и точка зрения руководителя) | ||||||||
Работу постоянно необходимо существенно переделывать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Результаты работы всегда на высоком уровне |
(хорошо ли педагог ориентируется в предмете своей деятельности, обладает ли достаточными квалификационными навыками для выполнения обязанностей) | ||||||||
Знания предмета своей деятельности слабые, профессиональные навыки развиты недостаточно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Отлично ориентируется в предмете своей деятельности, обладает высоким уровнем развития профессиональных навыков |
(сотрудничает ли с коллегами при решении задач, готов ли делиться знаниями и умениями, консультируется ли у других) | ||||||||
Не любит и не умеет работать в группе, редко принимает и предлагает помощь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Проявляет выраженную склонность к работе в группе, всегда эффективно сотрудничает с другими |
(умеет ли четко выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника) | ||||||||
Высказывания воспринимаются с трудом; не умеет слушать собеседника, не стремится к взаимопониманию | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Речь хорошо воспринимается, убедительна; умеет слушать собеседника, стремится достичь полного взаимопонимания |
(умеет ли удерживать внимание учащихся и поддерживать дисциплину в классе) | ||||||||
Не владеет вниманием класса при объяснении материала, не умеет поддерживать рабочую обстановку на уроке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Объяснения учителя хорошо воспринимаются классом, в течение урока поддерживается деловая рабочая атмосфера |
(может ли выполнять порученную работу без посторонней помощи) | ||||||||
Без посторонней помощи не знает, что предпринять, при малейших трудностях теряется | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Даже нестандартные и сложные задания успешно выполняет без посторонней помощи |
(способен ли осуществлять порученное без напоминаний и постоянного контроля со стороны руководства дело) | ||||||||
Требует постоянного напоминания и жесткого контроля выполнения работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Получив задание, всегда доводит дело до конца без напоминаний и контроля |
(воспринимается ли он родителями школьников как привлекательная, заслуживающая доверия персона) | ||||||||
Общение с родителями происходит эпизодически, отсутствует согласованная педагогическая позиция в отношении ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Налажено доверительное общение с родителями школьников, существует единство педагогических требований с семьей ребенка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета
Выявление затруднений
в педагогической деятельности учителя
___________________________________________________
(ф.И.О.)
При ответе на вопросы необходимо поставить знак «+» в колонках 1,2,3, если:
1 – получается лучше всего; могу поделиться опытом работы с другими;
2 – получается хорошо, но необходимо совершенствовать данное направление работы;
3 – испытываю затруднения, хотелось бы познакомиться с опытом по данной проблеме.
№п/п | Дидактико-методические умения | 1 | 2 | 3 |
1 | Перспективное и текущее планирование обучения |
|
|
|
2 | Умение определять и разъяснять цели учебных занятий |
|
|
|
3 | Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях |
|
|
|
4 | Выбор оптимальной структуры учебного занятия |
|
|
|
5 | Выбор и применение активизирующих школьников методов, приемов и средств обучения |
|
|
|
6 | Организация самостоятельной работы обучающихся |
|
|
|
7 | Установление внутри - и межпредметных связей |
|
|
|
8 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроке |
|
|
|
9 | Создание на уроках благоприятного психологического микроклимата |
|
|
|
10 | Обеспечение системы повторения, закрепления и обобщения изученного учебного материала |
|
|
|
11 | Осуществление контроля усвоения учебного материала обучающимися |
|
|
|
12 | Методика работы с учебником и информационно-справочной литературой |
|
|
|
13 | Знание и применение различных современных педагогических технологий (указать каких) |
|
|
|
14 | Знание и применение современных компьютерных технологий |
|
|
|
15 | Использование учебного материала в воспитательных целях |
|
|
|
16 | Анализ собственной деятельности и ее результатов |
|
|
|
17 | Обобщение собственного опыта |
|
|
|
18 | Умение провести самоанализ педагогической деятельности |
|
|
|
19 | Методика создания учебно-методического комплекса (УМК) |
|
|
|
20 | Знание и проведение нетрадиционных типов уроков |
|
|
|
21 | Применение передового педагогического опыта и рекомендаций психолого-педагогического опыта |
|
|
|
22 | Внедрение инновационного педагогического опыта |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
советы молодым специалистам
СОВЕТЫ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ СОВЕТЫ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ 1.Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке. 2.Изучи материал этого раздела. 3.Проанализируй учебн...
Советы молодым специалистам. Статья "Как научиться маленьким секретам обучения чтению".
Как научиться маленьким секретам обучения чтению. Когда наступил новый учебный год, ко мне на курсы пришли очередные...
Для молодого специалиста
программа развития Асмолова...
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС НОО (материал конференции молодых специалистов)
Истоки системно-деятельностного метода, его характерные черты и способы внедрения на уроках в начальной школе....
Конкурс молодых специалистов 2010
Принимала участие в конкурсе молодых специалистов 2010http://lib2.podelise.ru/docs/15316/index-4694.html...