Роль математики в начальной школе
методическая разработка

Марченко Ольга Владимировна

Материал предназначен для работы методических объединений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал для урока20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Роль математики в начальной школе.

«Разве ты не заметил, что способный к математике

изощрён во всех науках в природе?»

 (Платон)

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Качественное математическое образование нужно каждому для его успешной жизни в современном обществе.  Образование в РФ характеризуется личностно- ориентированным подходом, идеей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности. Особая роль в образовании отводится математике. Значение и применение математики неоспоримо. Современные технологии требуют хорошо образованных и, прежде всего, математически грамотных людей.

Постановлением правительства Российской Федерации была утверждена Концепция развития математического образования в РФ. Основной целью которой является выведение математического образования в России на лидирующее положение в мире.

В Концепции говорится: «Необходимо предоставить всем ученикам, независимо от места и условий проживания, возможность получения математического образования в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями ученика».

В начальной школе математика является предметом общего образования и складывается из содержательных компонентов. Они отражают опыт обучения данному предмету и позволяют реализовать поставленные цели на информационно ёмком и практически значимом материале. В дальнейшем знания и умения, приобретенные в ходе ее изучения, и первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в старших классах школы. На уровне начального общего образования изучение математики направлено на:

- развитие мышления младших школьников: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и 3 пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;

- освоение ими начальных математических знаний; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:  вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов);  понимать значение величин и способов их измерения;  использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений; проявлять математическую готовность к продолжению образования;

- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Математика является основой развития у младших школьников познавательных действий, в первую очередь логических, например, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Необходимость математического развития, начиная с начальной школы, обусловлена тем, что на протяжении дошкольного и младшего школьного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и интеллектуального потенциала личности.

Преподавание математики в условиях ФГОС требует от учителя принципиально нового подхода к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывающего индивидуальные особенности своих подопечных. Особое место отводится деятельностному обучению, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. “Великая цель образования - это не знания, а действия,” – сказал Герберт Спенсер. «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата», - писал Шота Руставели.

Математика является замечательной наукой. В ней нужно замечать. Педагог должен побуждать учащихся к поиску истины. Что это значит? Это значит, что на каждом этапе математического образования в школе мы учим детей наблюдать, сравнивать, находить закономерности, формулировать гипотезы, учим доказывать или отказываться от выдвинутой гипотезы, при условии нахождения контрпримера. Учим школьников самостоятельно строить определения, показываем, что в математике не стоит ничего зазубривать, а нужно понимать, учиться применять и тогда все запоминается, само собой.

Необходимо использовать ошибки, не превращая их во что-то порочное. Ошибки явление неизбежное, нужно учить их находить и не бояться делать их самому.

Учитель должен быть не нравоучителем, а советчиком, помощником. Один из важных советов детям: «Математике нельзя научить, ей можно только научиться».

Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает одноклассник. Работая в парах, группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, если это необходимо, консультацию, разъяснение, ученики формируют и положительное отношение к предмету, и навыки выполнения разнообразных заданий. Применяются современные технологии образовательного процесса. В том числе и информационно-коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физминуток в начальной школе

Физминутки необходимы на уроках в начальной школе, особенно в 1-ом классе. В статье описаны основные правила физминуток, виды физминуток и примеры различных физминуток, которые могут быть использованы...

Роль кружков в начальной школе

Роль кружковой работы в начальной школе...

Роль ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 -2012 учебного года первые классы нашей школы начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения......

Роль МО учителей начальной школы в создании системы работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся

В послании президента РФ федеральному собранию с инициативой «Наша новая школа» говорится о внедрении новых стандартов. Актуальность и необходимость, конечно, бесспорна. Учить поколение 21 века надо п...

Роль дидактической игры на уроках математики в начальной школе

Дидактический материал является важныйшим компонентов образовательного процесса. Он обеспечивает включение ребенка в освоение материала. Дидактическая игра очень важна именно в начальной школе, так ка...

Роль современных педагогических технологий для формирования положительной мотивации к узучению математики в начальной школе

В статье рассмотрены вопросы ценностного отношения семьи к воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выделены особенности влияния родительских стилей воспитания на формиров...