Доклад "Формирование коммуникативных УУД"
статья (1, 2, 3 класс)

Валерия Ивановна Штоль

В докладе описаны основные приемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shtol_v.i._formirovanie_kommunikativnyh_uud.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебном процессе

Термин «коммуникация» в широком его значении рассматривается как социальное взаимодействие, как общение. В концепции универсальных учебных действий, лежащей в основе ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО), коммуникация отождествляется не с простым обменом информации, то есть рассматривается не с узких прагматических позиций, например, обмен учебной информацией, а в своем самом широком и полном значении.

В соответствии со своей основной и исходной функцией коммуникативные действия обеспечивают сознательную ориентацию школьников на позиции других людей .

В номенклатуру универсальных учебных действий (УУД), помимо, собственно, коммуникативных универсальных действий, также входят речевые виды действий, которые направлены на регуляцию деятельности самого субъекта, то есть на его собственную деятельность.

К ним относятся:

- использование средств языка для отображения своих чувств, мыслей, побуждений в форме речевых высказываний;

 - описание и объяснение учеником при помощи речи содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью планирования, контроля, оценки деятельности, включая собственной;

- речевое отображение, как в форме внешней, так и в форме внутренней речи, которая в данном случае является или служит этапом интериоризации, то есть процесса переноса в ходе усвоения новых умственных действий и понятий во внутренний план.

Таким образом, коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД) подразделяются на коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (коммуникация как взаимодействие), согласование усилий по достижению общей или совместной цели (коммуникация как кооперация) и коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации (коммуникация как условие интериоризации).

Выделяют высокий, средний и низкий уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) младших школьников.

Для формирования коммуникативных УУД очень благоприятным является младший школьный возраст. Однако от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают определенные трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. В начальной школе успехи ребёнка впервые приобретают социальное значение и смысл, поэтому одной из основных задач начального образования выступает создание благоприятных, комфортных условий для формирования коммуникативных УУД.

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД) имеют достаточно широкий и многогранный характер. В настоящее время выделяют некоторые возрастные особенности коммуникативных универсальных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных во ФГОС НОО.

Неким рубежом в развитии детей в рамках коммуникации как взаимодействия является преодоление в межличностных отношениях младших школьников эгоцентрической позиции. Детский эгоцентризм коренится в возрастных особенностях и накладывает отпечаток на всю картину мира ребенка, придавая ей, по мнению Ж. Пиаже, некоторые черты характерных искажений действительности. Так, вместо объективности – «феноменализм, реализм, анимизм и др.».

Уже в шести - семилетнем возрасте дети перестают считать собственную точку зрения единственно правильной и возможной. В общении со сверстниками и под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности происходит процесс децентрации. В этом возрасте общение со сверстниками незаменимо, так как в этот период взрослый еще остается только взрослым, и поэтому не может выступать как равный ребенку партнер. Следовательно, преодоление эгоцентризма происходит в относительно длительный период.

Таким образом, от учащегося начальной школы требуется хотя бы простейшее понимание и осознание возможности разных точек зрения на какой-либо вопрос или предмет, различных позиций, и не стоит ожидать от него более полной объективности и децентрации.  На пороге школы и в первый год обучения в сознании детей происходит лишь прорыв эгоцентризма, преодоление которого в дальнейшем, происходит практически за весь период нахождения в начальной школе. В дальнейшем, когда опыт общения детей становится богаче, они начинают лучше учитывать позиции разных людей, а также заранее предвидеть различные возможные мнения других людей. В плане развития способности сравнивать они также учатся доказывать собственное мнение, обосновывать и доказывать свою позицию. На завершающем этапе обучения в начальной школе, к концу обучения в 4-ом классе, коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД), приобретают достаточную и необходимую глубину: младшие школьники становятся способными понимать (и принимать) возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, события, предмета. Вместе с преодолением эгоцентризма (от лат. «я», «центр круга», то есть неспособность, нежелание индивида рассматривать иную, нежели его собственную точку зрения, как заслуживающую внимания) учащиеся начинают лучше понимать окружающих: их стремления и желания, чувства, мысли.

Если речь идет о группе коммуникативных универсальных учебных действий, ядром которой является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, имеют в виду, что способность к согласованию усилий особенно активно и плодотворно формируется и развивается на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении.  Учебная деятельность становится нередко настоящей школой сотрудничества младших школьников: дети осуществляют взаимоконтроль, активно помогают друг другу и т. д. Одной из важнейших задач развития младших школьников на данном этапе является приобретение умений и навыков взаимодействия в обществе, то есть социального взаимодействия.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) происходит интенсивнее и разнообразнее, когда учебное сотрудничество планируется и организуется специально. В число основных компонентов или элементов такой организации совместного действия входят:

- распределение первоначальных действий, которое задается материальными условиями совместной работы;

- обмен способами действия участников, обусловленный включением в качестве средства для получения продукта совместной работы, разных моделей действия;

- взаимопонимание среди участников, обусловленное характером включения в общий способ деятельности различных моделей действия;

- планирование способов деятельности, работы общих для всех участников, которое основано на предвидении и определении сторонами условий протекания деятельности, работы и построения соответствующих планов деятельности (схемы работы);

- общение, которое обеспечивает претворение в жизнь, реализацию как собственного процесса распределения, обмена и взаимопонимания, так и их результаты и др.;

Только совместная деятельность обучающего (учителя) и обучаемых (учащихся) обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач, поэтому учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения должна строиться как групповое обучение.

Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в рамках действующей системы образования и обучения в начальной школе можно считать:

- способность (как действие) договариваться, находить общее решение практической задачи;

- готовность и способность высказывать и аргументировать свое предложение;

- способность убеждать, уступать;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- выяснять недостающую информацию с помощью вопросов;

- готовность брать на себя инициативу в организации совместного действия;

- осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания и др.

Несмотря на большое и самое пристальное внимание, которое уделяется в начальной школе развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится. Основными проблемами при этом являются:

- происходит отрыв речи от реальной деятельности;

- происходит отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции.

Речь младших школьников невозможно совершенствовать вне связи с реальным партнером, собеседником; вне связи ее с функцией сообщения, адресованного этому конкретному партнеру или собеседнику, поэтому и заинтересованному в общем результате деятельности. Следовательно, необходима организация совместной деятельности детей, в том числе и для совершенствования речи, поскольку именно речевые действия создают возможность для прочного усвоения соответствующих действий, а также для развития у младших школьников рефлексии как содержания, так и условий самой деятельности.

Младший школьный возраст психологически наиболее приспособлен для развития коммуникативных универсальных учебных действий. В целях реализации этого положения современная теория и практика учебного сотрудничества предполагает, что основная часть обучения должна строиться как групповое обучение. Это позволит создать в начальной школе реальные условия для преодоления эгоцентрической позиции, свойственной младшим школьникам.

Таким образом, универсальные учебные действия – это обобщенные действия, совокупность способов действия учащегося, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самой деятельности, или процесса.

Создание коммуникативной образовательной среды обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития младших школьников в учебном процессе.

В.И. Штоль,

 учитель нач. кл.,

 МАОУ «СОШ №85»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...